Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Ростислава Владимировича Бутурлова (19.02.1917 – 30.12.1997)

Новости МПГУ

Бутурлов Ростислав Владимирович – ветеран-участник Великой Отечественной войны, заведующий кафедрой научного коммунизма исторического факультета Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина, профессор-консультант кафедры социологии и политологии, доктор исторических наук, профессор.

Р.В. Бутурлов родился 19 февраля 1917 года в селе Братьковичи Чериковского района Могилёвской губернии Белорусской ССР.

В 1940 году Ростислав Владимирович окончил факультет русского языка и литературы МГПИ, по распределению был направлен в город Белосток (4.12.1939 – Белосток стал центром Белостокской области Белорусской ССР).

30 октября 1941 года Р.В. Бутурлов был призван в ряды Красной Армии. Воинскую службу проходил в Главном управлении вооружения и технического снабжения РККА и ВМФ (ГУВТС РККА и ВМФ; образовано 28.11.1929) и Военно-морском авиационном училище (ВМАУ) ВМС имени С.А. Леваневского. Ростислав Владимирович был курсантом школы младших авиаспециалистов ВВС ВМФ, секретарём комсомольского бюро, затем преподавателем военно-морских авиационных училищ.

ВМАУ имени С.А. Леваневского за первый год войны выпустило 418 авиаторов, за второй год – 469, за третий – 852. За неполный четвертый год войны училище окончили 905 человек летного состава. Всего за годы войны училище выпустило 2644 авиатора, достойно сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны и войны с империалистической Японией. Многие из выпускников ВМАУ имени С.А. Леваневского сложили в боях с врагом свои головы, не предав морскую душу и не посрамив воинской присяги. 25 выпускников училища стали Героями Советского Союза. И в этом есть весомый вклад Ростислава Владимировича Бутурлова. Проникновенны слова Кронида Обойщикова – активного участника Великой Отечественной войны, кадрового офицера, летчика военно-морской бомбардировочной авиации Северного флота, поэта, написавшего:

У пилотов морских не бывает могил на войне,

Словно чайки, они пропадают в кипящей волне.

Вдалеке от земли оставляют последний свой след.

Но горят корабли от наполненных гневом торпед…

Ростислав Владимирович ратную службу закончил в офицерском звании. В 1949 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1970 по 1987 год работал в МГПИ имени В.И. Ленина, заведовал кафедрой научного коммунизма исторического факультета. В 1974 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Критика В.И. Лениным каутскианских извращений основных закономерностей Великой Октябрьской социалистической революции». С 1987 по 1997 год был профессор-консультантом кафедры социологии и политологии, стоял у истоков научной школы «Теория политики, история и методология политической науки», был инициатором одного из направлений в исследовании проблематики истории российской и зарубежной политической науки. Возглавлял Диссертационный совет. Под руководством Р.В. Бутурлова защищено более 100 кандидатских и докторских диссертаций.

Р.В. Бутурлов награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда»; знаком «Отличник просвещения СССР».

Ростислав Владимирович Бутурлов скончался 30 декабря 1997 года.

Вечная память ветерану Великой Отечественной войны Ростиславу Владимировичу Бутурлову.

 

Материал подготовил: 

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ.

Источники:

Легендарные Леваневцы – Из архива ветерана ВОВ Борисова Н.Н.

https://mpgu.su/scientists/buturlov-rostislav-vladimirovich/

http://history.milportal.ru/pervonachalnoe-obuchenie-morskix-lyotchikov-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny/

https://zen.yandex.com/media/oldkino/ataka-ataka-ataka-v-boi-idut-torpedonoscy-5ead92c1cbbbe856be5d5e2f

http://www.novoross.info/biblioteka/52936-stranicy-istorii-voenno-morskogo-aviacionnogo-uchilischa-imeni-levanevskogo-foto-video.html

http://evvaul.com/index.php?view=detail&id=467&option=com_joomgallery&Itemid=44#joomimg

http://gazetam.ru/17-noyabrya/podgotovka-kadrov-dlya-aviatsii-vmf-v-godyi-velikoy-otchestvennoy-vo.htm

http://allaces.ru/sssr/struct/scool/vmaunikolaev.php

http://forum.evvaul.com/index.php?topic=79.210

http://сельский-труженик.рф/articles/media/2020/2/21/pamyat-v-serdtse-hranya-1/

https://1418museum.ru/heroes/25170928/

https://oldporuchik.livejournal.com/96989.html

http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=86840.0

http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=86840.60

http://jvkteacher.narod.ru/phase_2.htm

https://ru.wikipedia.org/

 

Справочно: К началу войны лётные кадры для ВМФ готовили два военно-морских авиационных училища (ВМАУ):   

  1. ВМАУ имени И.В. Сталина (Основано 28.07.1915 года в Петрограде как офицерская школа морской авиации в г. Ейске; 7.07.1917 – переведено в Ораниенбаум; 7.03.1918 – Нижний Новгород; 22.10.1919 – Самара; 03.1922 – Севастополь; 08.1930 – стало называться Высшей школой морских лётчиков имени И.В. Сталина; летом 1931 – переведено в г. Ейск; 1936 – Военная школа лётчиков морской и сухопутной авиации имени И.В. Сталина; 14.04.1937 – преобразовано в Военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина; 09.1941 – перебазировалось в г. Моздок; 15.11.1942 – переправили в с. Борское Куйбышевской области; 24.07.1943 – награждено орденом Ленина и стало именоваться Военно-морское ордена Ленина авиационное училище имени И.В. Сталина; 1944 – передислокация в Ейск; 1956 – переименовано в Ейское ордена Ленина военно-авиационное училище имени И.В. Сталина; 05.1959 – получило статус высшего военно-учебного заведения и стало именоваться Ейское ордена Ленина высшее военно-авиационное училище лётчиков имени И.В. Сталина; 30.12.1961 – из названия училища было удалено имя И.В. Сталина; 30.05.1967 – училищу присвоено имя лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза В.М. Комарова; 9.09.1993 – филиал Качинского ВВАУЛ; 10.03.1995 – филиал Краснодарского ВВАУЛ; 17.08.1995 – Ордена Ленина филиал Краснодарского ВВАУЛ имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова; 11.11.2000 – филиал Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина; 27.02.2001 – Ордена Ленина имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта В.М. Комарова филиал Военно-воздушной Краснознамённой ордена Кутузова академии имени Ю.А. Гагарина; 1.01.2005 – сформировано Ейское высшее военное авиационное училище – военный институт – имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта В.М. Комарова; 2008 – училище-военный институт присоединён в качестве обособленного подразделения к Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина; 2011 – передислокация в Краснодар в виде факультета БУА и УВД филиала ВУНЦ ВВС; 1.09.2011 – состоялось прощание личного состава училища с Боевым знаменем; 2013 – передислокация в Челябинск в виде факультета БУА и УВД филиала ВУНЦ ВВС).
  1. ВМАУ имени С.А. Леваневского (сформировано 20.05.1929 года в г. Николаев Украинской ССР как школа гидроавиации ОСОАВИАХИМ; летом 1930 – произведён первый выпуск авиационных мотористов; летом 1931 – штат школы расширен; 1.01.1935 – школа передана в подчинение Главному управлению Северного Морского Пути (ГУ СМП) СССР и стала именоваться Школой морских лётчиков Главсевморпути; 1935 – определяется штатное расписание школы, определяется положение о курсантах; 13.08.1938 – школе присвоено имя Героя Советского Союза Леваневского С.А.; 2.09.1938 – школа передаётся под управление Наркомата ВМФ СССР и стала называться Николаевской школой морских лётчиков имени С.А. Леваневского; спустя три недели школа преобразована в авиационное училище и стала называться Военно-морским авиационным училищем им. С.А. Леваневского; выпуск 1938 года был поделен между ГУ ГВФ, Полярной авиацией ГУ СМП и авиацией ВМФ; 1.01.1939 – установлено днём образования части (годовым праздником училища); 07.1939 – в училище передана эскадрилья самолётов Р-5 из Ейского ВМАУ, с дислокацией на аэродроме Сливино; 29.09 – училищу переданы авиаремонтные мастерские ГУ СМП (будущий 328-й авиаремонтный завод ВМФ); в октябре училищу передана 17-я ОМРАЭ ВВС ЧФ, с дислокацией на гидроаэродроме р. Южный Буг и Ингул; к концу года из Ейска прибыл курс лётчиков-наблюдателей, в составе трёх АЭ (численность личного состава с училища составила 2143 человека, из которых 600 человек – курсанты); 28.06.1941 – две эскадрильи гидросамолётов из Николаевского ВМАУ переданы в Ейское ВМАУ, с дислокацией на гидроаэродроме Ейская Коса; 4.07 – Николаевское ВМАУ передислоцировано в Бердянск, в августе-сентябре – в с. Безенчук Куйбышевской области; осень 1941 – для Николаевского и Ейского училища выделяется по одной эскадрилье гидросамолётов, обращённых на формирование нового ВМАУ в Астраханской области; весной 1944 – после освобождения г. Николаева от немецких войск командование училища вылетело к месту старой дислокации, для оценки ситуации на месте и возможности передислокации училища, самолёт Р-5 потерпел катастрофу, все находившиеся на борту, в т.ч. начальник училища Ф.А. Морозов – погибли; к марту 1945 – Николаевское ВМАУ полностью передислоцировалось на старое место. Учебные полки размещались на аэродромах Водопой, Сливино, Лоцкино, Чернобаевка, а в дальнейшем: Карагоз, Заселье и Скадовск; 1945 – семь учебных АЭ переформированы в учебные авиаполки, училище прекращает ускоренную подготовку; 1946 – училище начинает обучение, помимо лётного состава, фототехников, начальников связи и авиамехаников всех специальностей; 1952 – в училище начали поступать реактивные самолёты Ил-28; три полка переданы в формируемое 93-е ВМАУ ЛПО ВМФ в Ленинградской области; 1957 – в училище имелся 21-й учебно-лётный центр, в котором осуществлялась подготовка экипажей вертолётов; 11.1959 – Николаевское ВММТАУ было расформировано. На его базе, а также на базе 4-го УЦ и 21-го УЛЦ создаётся 33-й учебный центр авиации ВМФ).

 

За годы войны на базе училища был сформирован ряд боевых частей: 28-й и 29-й пикировочно-бомбардировочные авиационные полки ВМФ, которые впоследствии вошли в состав особой морской авиационной группы Резерва Главного командования (ОМАГ РГК), 25-я и 52-я ночные бомбардировочные эскадрильи ВВС БФ. 

Основной задачей авиационных училищ была подготовка в требуемом количестве лётчиков, хорошо владеющих техникой пилотирования и всеми видами боевого применения самолёта (стрельба, строи, высотные и штурманские полёты, воздушный бой). 

С учетом угрозы развязывания войны против Советского Союза в 1941 году двухлетняя подготовка лётчиков в этих училищах заменялась на одногодичную с производством двух выпусков в год. Так, в ВМАУ имени И.В. Сталина выпуски младших командиров-пилотов были назначены на 15 июня 1941 года (курсанты второго года обучения) и 15 ноября 1941 года (курсанты первого года обучения). В соответствии с приказом НКО ВМФ СССР 1940 года № 0993 выпускники училищ, имевшие общую выслугу менее 4 лет, находились на положении военнослужащих срочной службы, им присваивалось звание сержант. 

Производя два выпуска в год, училища в 1941 году должны были сделать и два набора. Новая система комплектования военных училищ наряду с добровольным набором предусматривала право набора курсантов из очередного призыва на действительную военную службу. Направлению в лётные училища в первую очередь подлежали выпускники аэроклубов ОСОАВИАХИМ. 

25 февраля 1941 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 386-167сс «О реорганизации авиационных сил Красной Армии», в соответствии с которым в ВВС КА началось формирование 30 военных школ пилотов первоначального обучения со сроком подготовки 4 месяца в мирное и 3 месяца в военное время. После окончания этих школ курсанты направлялись в школы военных пилотов со сроком обучения 9 месяцев в мирное и 6 месяцев – в военное время. Несмотря на это, подготовка пилотов для авиации ВМФ в 1941-1942 годах, даже при сокращении срока обучения курсантов, оставалась прежней. Выпускник аэроклуба, попадая в училище, вновь ненадолго садился в кабину биплана У-2, осваивал учебно-тренировочный самолёт УТ-2, после чего попадал в эскадрильи боевых самолётов, где вначале учился пилотированию, а потом – боевому применению истребителя или бомбардировщика. 

Но в связи с тем, что значительная часть аэроклубов в стране была обращена на создание новых лётных школ, а потребности ВВС КА и ВВС ВМФ в лётных кадрах были очень велики, в ряды курсантов ВМАУ вскоре должны были попасть военнослужащие и гражданская молодёжь, не имевшие первоначальной лётной подготовки. Это обстоятельство ставило перед лётными училищами ВМФ проблему обучения пилотов на самолётах У-2. Возложение этой задачи в полном объёме на ВМАУ значительно усложняло работу училищ, и без того обременённых многопрофильностью и отсутствием чёткой специализации по родам авиации. На 19 августа 1941 года в составе ВМАУ имени И.В. Сталина числились 1970 курсантов по профилям лётчика и лётчика-наблюдателя (в школах ВВС КА в среднем обучались по 500 человек, в училищах – 1000 человек). При нём действовали курсы командиров звеньев авиации ВМФ. На вооружении состояли самолёты И-15, И-16, И-153, СБ, Пе-2, Ил-2, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, МиГ-3, МБР-2, У-2, УТ-2, УТИ-4 и другие.

 Для решения проблемы в соответствии с приказом НК ВМФ № 0652 от 31 июля 1942 года в ВВС ВМФ началось формирование трёх авиационных школ пилотов первоначального обучения (ШППО) с номерами 1, 2 и 3, которые были сведены в бригаду, штаб которой разместился в г. Куйбышеве. Командиром бригады был назначен полковник Шарапов, начальниками школ – полковник Вирак, подполковники Кузнецов и Тужилин8.

В Куйбышеве, на базе Куйбышевского и Мелекесского аэроклубов, начала своё формирование и 1-я школа пилотов. Материальную часть школа приняла, кроме того, от Казанского, Дзержинского, Уфимского, Туркестанского аэроклубов, имущество и запчасти — от аэроклубов Томска, Канска, Анжерска и др.

 2-я школа создавалась в Молотовской области на базе 14 аэроклубов из разных уголков страны: от местных – Молотовского и Дзержинского (ст. Куеда), до Читинского, Ереванского, Барнаульского, Иркутского, Семипалатинского, Нальчикского. Штаб школы разместился на ст. Куеда9. Аналогично создавалась 3-я школа, разместившаяся в Удмуртии, в г. Сарапуле.

 Комплектование школ курсантами проходило в сентябре-ноябре 1942 года. Значительное число курсантов первого набора прошло лётное обучение в аэроклубах, учебных эскадрильях ГВФ или в школах первоначального обучения ВВС КА. Среди 530 курсантов 2-й школы таких было 50%. Другую половину составили военнослужащие частей ВВС ВМФ или ВВС КА.

19 / 02 / 2021

Показать обсуждение