Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти святого преподобномученика Космы (Павла Степановича Магды) (14.01.1904 – 15.12.1937)

Новости МПГУ

Иерей Косма (в миру Павел Степанович Магда) – студент 2-го МГУ (ныне МПГУ), учитель, насельник Московского Высоко-Петровского мужского монастыря, преподобномученик, святой Русской Православной Церкви.

П.С. Магда родился в крестьянской семье 14 января 1904 года в селе Шушваловка Кременчугского уезда Полтавской губернии (село впервые упомянуто в исповедной ведомости за 1763 год; ныне село входит в Пронозовский сельский совет Глобинского района Полтавской области Украины; находится на одном из островов Сульского лимана Кременчугского водохранилища).

В 1907 году семья переехала в Иркутск, где с 1912 года отец семейства стал работать акцизным чиновником. С 1910 по 1913 год Павел обучался в Иркутском пономарском училище, затем поступил в Иркутское промышленное училище, которое окончил в 1918 году. В 1919 году семья вернулась на родину в Шушваловку, а Павел Степанович стал учителем на станции Батарейная Иркутского уезда (ныне Восточно – Сибирской железной дороги).

В 1920 году Павел Степанович переехал в Москву, работал конторщиком в транспортной конторе. В 1921 году П.С. Магда поступил на педагогический факультет 2-го МГУ, где проучился до 1924 года, когда он сделал окончательный выбор и поступил послушником в Высоко-Петровский мужской монастырь во имя святителя Петра, митрополита Московского.

В 1926 году Павел Степанович был призван в Красную Армию, служил в Тамбове в 55-м кавалерийском полку. В 1927 году, после демобилизации, вернулся в Высоко-Петровский монастырь. Был пострижен в монашество с именем Косма в честь великого песнотворца Космы Майюмского и рукоположен в иеродиакона Сергиевским епископом Варфоломеем (Ремовым; впоследствии архиепископом). В монастыре отец Косма служил до 1929 года. Духовным отцом иеромонаха Космы стал архимандрит Агафон (в последующем схиархимандрит преподобномученик Игнатий (Лебедев), а близким другом – иеродиакон преподобномученик Феодор (Богоявленский; в последующем иеромонах).

Летом 1929 года храмы в Высоко-Петровском монастыре были закрыты, и братия стала окормляться в храме во имя преподобного Сергия на Большой Дмитровке, где Косма служил вместе с иеродиаконом Феодором (Богоявленским). 28 декабря 1930 года он был арестован с другими тремя сотнями священников и монахов. На допросе иеромонах Косма отвечал на вопросы сдержано и кратко, исходя из своих религиозных убеждений. «Никаким политическим течениям никогда не симпатизировал, – сказал он следователю. – Моё отношение к советской власти определяется моим православным христианским монашеским убеждением, что каждая власть дана Богом и сопротивление ей есть грех. Исходя из этого, я никогда и нигде о советской власти плохого ничего не говорил. Антисоветской агитацией никогда не занимался». Однако, 8 февраля 1931 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ иеромонах Косма (Магда) был приговорён (по статье 58-10 УК РСФСР) к 3-м годам ссылки в Северный край.

По возвращении из ссылки в 1934 году иеромонах Косма (Магда) был рукоположен во иерея. С апреля того же года он был направлен служить в Покровскую церковь села Милятино Можайского района Московской области. В село к нему приезжал и жил у него две недели епископ Варфоломей (Ремов), с которым отец Косма продолжал поддерживать связь.

11 апреля 1935 года отец Косма был арестован вместе со своим духовным отцом архимандритом Агафоном (Лебедевым) и другими духовными детьми отца Агафона. Все они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. Иерей Косма был обвинён «в том, что проводил среди верующих антисоветскую агитацию и распространял ложные слухи о якобы проводимых советской властью гонениях на религию и верующих». Виновным себя он не признал. 8 июня 1935 года особое совещание при НКВД приговорило его к 3-м годам исправительно-трудового лагеря (ИТЛ). 17 июля того же года Косма был отправлен в 22-ю колонну 12-го отделения Бамлага НКВД, где отбывал наказание с другими священнослужителями, в частности с Благовещенским епископом священномучеником Германом (Коккелем). В заключении на отца Косму, как на близкого к епископу Герману, было заведено агентурное дело, за ним велось наблюдение. 27 апреля 1936 года в бараке, где жил отец Косма был произведён обыск, в результате которого у него отобрали двенадцать страниц переписки, письмо на имя прокурора, три конверта, чётки и иконку.

11 апреля 1937 года осведомитель по кличке «Смирнов» донёс в 3-ю часть, что отец Косма «…до фанатизма, несмотря на свой молодой возраст, преданный религии… за религиозно-контрреволюционную пропаганду отбывает второй срок. Обладающий твёрдой волей, упрямством, насквозь пропитан антисоветским настроением. Имеет тесную связь с Кокелем».

В конце лета 1937 года сотрудники НКВД получили приказ об усилении репрессий, и 4 сентября они произвели обыск в бараке, где находился отец Косма; у него были изъяты записная книжка с тропарем, две скуфьи, чёрный подрясник, два парамана – с крестом и без креста. После этого он был заключён в следственный изолятор лагеря. Отец Косма был обвинён в том, что, «содержась в лагере, продолжал проводить среди окружающих контрреволюционную церковную агитацию. Незаконно хранил рясу, церковные книги и другие принадлежности церковного характера».

12 сентября 1937 года руководство штаба 31-й колонны 12-го отделения Бамлага по требованию оперуполномоченного дало характеристику отцу Косме, написав, что «…он ведёт среди заключенных разлагающую пропаганду, заключающуюся в утверждении, что на церковнослужителей идёт гонение. Магда вместе с Коккелем называют труд в лагере подневольным, а тех, кто вырабатывает нормы или переполняет их, роботами». Были допрошены лжесвидетели, но самого отца Косму на допрос не вызвали; на основании показаний лжесвидетелей и осведомителей была составлена справка для рассмотрения тройкой НКВД, в которой фактом, доказывающим преступление, было названо то, что отец Косма, «…содержась в лагере, продолжал проводить среди окружающих контрреволюционную церковную агитацию. Незаконно хранил рясу, церковные книги и другие принадлежности церковного характера».

26 ноября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Дальневосточному краю отец Косма был приговорён к расстрелу. 15 декабря 1937 года, в 3 часа ночи, в Бумлаге Амурской области иерей Косма (Магда) был расстрелян в лагере и погребён в общей безвестной могиле близ станции Известковая Еврейской автономной области.

З0 августа 1990 года иерей Косма (Магда) был реабилитирован прокурором Амурской области по 1937 году репрессий; 19 июня 1991 года – прокурором города Москвы по 1935 году репрессий; 29 апреля 1994 года – Генеральной Прокуратурой Российской Федерации по 1931 году репрессий.

В 2000 году на архиерейском соборе Русской Православной Церкви был прославлен Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века. В лике святых, определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года, был прославлен бывший студент (1921-1924) 2-го МГУ преподобномученик Косма (Магда). Память преподобномученика Космы (Магды) совершается 2 декабря в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Московских святых и святых Биробиджанской епархии.

 

См. также:

«Призывал верующих во имя спасения своей души молиться Богу». Преподобномученик Косма (Магда)

 

Источники:

-Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4. – Тверь, 2006. – С. 234-242.

-Троицкий Д.А. Новомученики и Исповедники Церкви Русской. Путеводитель.

http://lit.lib.ru/t/troickij_d_a/text_0130.shtml

http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe…424

-БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»

-http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxIT

-Официальный сайт Фонда Новомучеников и Исповедников Российских: www.fond.ru

https://www.pravenc.ru/text/2458789.html

-Архив: ГАРФ. Ф. 10035. Д.П-77067; ЦА ФСБ РФ. Д.Н-6656; ИЦ УВД Амурской области. Д.Р-3050.

https://drevo-info.ru/articles/13671350.html

http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-prmch-kosmy-magdy.html

https://www.mozhaisk-blago.com/novomucheniki-mozhajskoj-zemli

http://rublev.com/novosti/v-birobidzhane-vpervye-otmechaiut-sobor-sviatykh-birobidzhanskoi-eparkhii/print

http://rys-strategia.ru/blog/2016-12-15-2245

https://pravoslavie.ru/137157.html

 

Впервые информация о преподобномученике Косме (Магде) была направлена в МПГУ в апреле 2013 года Троицким Дмитрием Анатольевичем (Доцент Института экономики и культуры), затем передана в Совет ветеранов Борисовым Владимиром Юрьевичем (директор Музея истории МПГУ), за что мы благодарны нашим коллегам.

Думается, что для нашего университета, накануне славного 150-летия со дня образования, будет не безразлично, что его студентом был человек, причисленный к лику святых. Может быть в рамках увековечения знаменитых людей МВЖК-МГПИ-МПГУ поименовать его именем Кафедру теологии и кабинет, расположенные в Главном корпусе университета; заказать написание иконы и изготовление киота святого Космы (Магды); изучить в архивах материалы и оформить информационный стенд о житие святого Космы (Магды); провести встречу представителей МПГУ с сотрудниками Синодального отдела по канонизации и настоятелем Высоко-Петровского мужского монастыря. В этом отношении определённый опыт есть в МГУ, который освящён именами не менее 12 святых (на иконе домового храма МГУ мученицы Татианы их изображено значительно меньше, поскольку не все жития ещё опубликованы).

 

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

15 / 12 / 2021

Показать обсуждение