Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Василия Алексеевича Добромыслова (05/17.04.1892 – 02.05.1965)

Новости МПГУ

130 лет со дня рождения Василия Алексеевича Добромыслова

Василий Алексеевич Добромыслов – филолог, специалист в области методики преподавания русского языка, кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПН РСФСР, профессор кафедры русского языка Московского государственного педагогического института (МГПИ).

В.А. Добромыслов родился в священническом роду 17 апреля 1892 года в городе Белозерске Новгородской губернии (город расположен на берегу Белого озера, административный центр Белозерского муниципального района Вологодской области).

Отцом Василия Алексеевича был священник Алексей Петрович Добромыслов (1862-09.02.1894). Предполагаемое место рождения г. Кириллов Кирилловского уезда Новгородской губернии. Отец Алексей был выпускником Белозерского духовного училища 1880 года. В 1886 году окончил Олонецкую духовную семинарию, а 15 мая 1887 года первосвященнейшим Анастасием рукоположен во священника Бородаевской церкви Кирилловского уезда. 6 октября 1889 года отец Алексей был переведен в Воскресенскую церковь города Белозерска. У священника были сестры Екатерина Петровна (1868) и Евстолия Петровна (1864), которым отдали на воспитание Василия Алексеевича после смерти Алексея Петровича.

Его мама – Анна Николаевна Добромыслова (Лебедева; 1866-1929; Образование получила в Белозерской женской прогимназии, где и окончила полный курс в 1883 году).

У Василия Алексеевича были два брата. Иоанн Алексеевич (18.04.1888-1979) окончил Белозерское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию в 1911 году; был учителем чистописания с черчением в Белозерском духовном училище; с 1926 года жил с семьей в г. Сухуми; окончил в г. Сухуми физико-математический факультет педагогического университета вместе с женой Александрой Николаевной Поповой-Декатовой; в семье была дочь Светлана (01.04.1929; окончила 1-й Медицинский институт, работала сначала участковым терапевтом, потом в Институте Кардиологии, потом в ЦКБ) и приёмный сын Игорь (16.06.1920-00.12.1998); участник Великой Отечественной войны, дошёл до Берлина; окончил МАИ, работал инженером на оборонном предприятии; работал в пединституте, а затем университете на кафедре физики ассистентом; похоронен на Михайловском кладбище в г. Сухуми.

Сергий Алексеевич (06.10.1889-1975) окончил Белозерское духовное училище и в августе 1906 года поступил в Новгородскую духовную семинарию, которую окончил в июне 1913 года, получив духовное и светское образование. Блестяще играл на рояле. Сам обучил играть сына Юлиан (15.11.1920-23.08.1942; участник 2-х войн: Финской, потом Великой Отечественной. Блестяще играл на рояле, баяне, арфе. Просил у отца выслать ему на фронт ноты, обещал вернуться и привезти обратно. Занимался фотографией и рисованием. Отец звал его Юльчик). Сергей Алексеевич после окончания семинарии женился. У супругов Добромысловых родился сын. Спустя три года Сергея Алексеевича постигла утрата – умерла жена, у него на руках остался маленький ребенок. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, не имея возможности найти работу, самостоятельно по книгам освоил часовое дело, ремонт швейных машин и мелкой бытовой техники, и, благодаря, надомной работе, кое-как сводил концы с концами и растил сына. Сын вырос трудолюбивым, любознательным, заботливым человеком. Сергей Алексеевич хотел пойти добровольцем в Первую мировую и Великую Отечественную войны, но его не взяли из-за близорукости. Сказали: «Вы с двух шагов не отличите нашего от немца».

Василий Алексеевич Добромыслов с 1906 по 1912 год обучался в Новгородской духовной семинарии. С 1913 по 1917 год обучался в Петроградском историко-филологическом институте. В 1918 году В.А. Добромыслов начал свою педагогическую деятельность, стал работать в Общественной гимназии города Хорлы Таврической губернии. С 1924 по 1936 год работал педагогом в школах Украины, Абхазии, в Москве и Московской области в средних школах, фабрично-заводских училищах (ФЗУ) и на рабфаках. В 20-е – 30-е годы XX века, когда В.А. Добромыслов работал в школах разного профиля, еще были живы традиции старой лингвистической и педагогической школы, связанные для нас с именами Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского и других замечательных лингвистов и педагогов.

С 1936 по 1937 год Василий Алексеевич преподавал русский язык в санатории-колонии Наркомздрава в Кунцевском районе Московской области, в опытно-показательной Яснополянской средней школе имени Л.Н. Толстого. Продолжая работать в школе, в 1938 году перешел на научно-исследовательскую работу ассистентом кафедры русского языка МГПИ, руководил педагогической практикой студентов. В этот период он начал публиковаться (статьи «Сложные предложения»; «Работа над стилем в связи с изучением грамматики»; «Словарная работа в V–VII классах»; «Подготовка к изложению и сочинению»; «Речевые недочеты в изложениях и сочинениях учащихся»; «Изучение грамматических определений и правил в V–VII классах» в журнале «Русский язык в школе»). Особое внимание в своих работах уделял методике развития речи: разрабатывал методику проведения изложений и сочинений, методику обогащения словаря учащихся, связывая изучение грамматики с развитием речи.

С 1940 года Василий Алексеевич начал трудовую деятельность в качестве сотрудника НИИ школ Наркомпроса. С 1941 по 1965 год работал в НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР, где возглавлял сектор методики преподавания русского языка. Являлся член-корреспондентом АПН РСФСР. В 1945 году присуждена степень кандидата педагогических наук, а с 1948 года он заведовал сектором методики русского языка. Авторитетный ученый, он был активным членом редколлегии журнала «Русский язык в школе», принимал участие в работе Орфографической комиссии, подготовившей новый свод орфографических и пунктуационных правил русского языка 1956 года.

В 1950-1960-е годы В.А. Добромыслов занимался исследованием таких проблем, как связь обучения с жизнью на материале русского языка как учебного предмета, воспитывающее обучение, вопрос о путях усовершенствования процесса обучения русскому языку, его активизации путем развития логического мышления, познавательных способностей и интересов учащихся. Обобщил опыт и результаты научно-методических исследований в нескольких работах, подготовленных и вышедших в 2-х томах (1956–1960) под названием «Преподавание русского языка в V–VII классах» (1-й том этого труда был удостоен премии имени К.Д. Ушинского), а также в экспериментальном учебнике по русскому языку для V–VII классов (1951–1953).

Василий Алексеевич – автор свыше 80 книг и статей по вопросам развития речи, грамматики, пунктуации, а также общих вопросов методики преподавания русского языка. Среди них: К вопросу о языке рабочего подростка. – М., 1932; Изложения и сочинения в семилетней и средней школе. – М., 1946; Учебник русского языка для ремесленных и педагогических училищ. – М., 1949; Изучение грамматических определений и правил в V−VII классах. – М., 1951; О развитии логического мышления учащихся V−VII классов на занятиях по русскому языку. – М., 1956; Трудные вопросы грамматики и правописания / В соавторстве. – Выпуск 1. – М., 1958; – Выпуск 2. – М., 1960; Преодолеть разрыв между обучением и воспитанием на уроках русского языка. – М., 1963; О повышении научного уровня исследований по методике русского языка. – М., 1963.

Василий Алексеевич Добромыслов скончался 2 мая 1965 года.

Род Добромысловых

Источники:

https://mpgu.su/scientists/dobromyislov-vasiliy-alekseevich/

http://www.dates.gnpbu.ru/2-7/Dobromyslov/dobromyslov.html

https://naukarus.com/v-a-dobromyslov-o-kulture-rechi-uchaschihsya

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

18 / 04 / 2022

Показать обсуждение