Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Всеволода Петровича Кащенко (21.03/02.04.1870 – 30.11.1943)

Новости МПГУ

Всеволод Петрович Кащенко – педагог, дефектолог, организатор высшего дефектологического образования и научно-исследовательской работы в области дефектологии, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой лечебной педагогики Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина.

В.П. Кащенко родился 2 апреля 1870 года в Ейске Кубанской губернии в многодетной семье военного врача Петра Федоровича Кащенко. В 1875 году, когда отец умер, в семье осталось семеро детей, и мать Александра Павловна приложила все силы, чтобы на скромную пенсию после мужа дать им образование. Большую помощь ей в этом стал оказывать, едва достигнув совершеннолетия, старший сын Петр Кащенко – будущий известный психиатр.

По окончании ставропольской гимназии в 1891 году Всеволод Петрович поступил на медицинский факультет Императорского Московского университета (ИМУ). Под руководством А.Н. Бернштейна и Г.И. Россолимо изучал психологию и приобрёл практические навыки в области психологии. В 1894 году он был исключен за участие в работе студенческих революционных кружков и выслан из Москвы. Через год ему удалось поступить в Киевский университет, где, учась, Всеволод Петрович снова оказался в самой гуще общественно-политической жизни студенчества. В 1897 году, получив медицинский диплом, а с ним и возможность научной карьеры, он предпочитает стать земским врачом, с тем чтобы быть ближе к народу, участвовать в его мирских делах, оказывать ему посильную помощь. Однако имя Кащенко значится в разосланном по всей России Министерством внутренних дел циркуляре, запрещающем принимать на государственную и общественную службу политически неблагонадежных. «…Вплоть до 1903 года губернаторы не утверждали меня штатным врачом, – вспоминал Всеволод Петрович, – и мне приходилось переезжать из уезда в уезд, из губернии в губернию в качестве временно исполняющего должность врача. Едва попав штатным врачом в Новоторжский уезд Тверской губернии, я снова по хорошо известному распоряжению министра внутренних дел Плеве лишаюсь права работать в земстве…».

В 1904 году В.П. Кащенко стал главным врачом больницы в Рогачеве Дмитровского уезда Московской губернии. Он ведет культурно-просветительскую деятельность среди обслуживающих работников, чем навлекает на себя неприязнь со стороны местного купечества. В итоге однажды морозной зимней ночью ему пришлось вместе со всем своим медицинским персоналом спасаться бегством в Москву и вновь перебиваться случайными заработками.

Революция 1905 года вовлекла Всеволода Петровича в свой поток. Во время Декабрьского вооруженного восстания он возглавил Московский комитет помощи раненым революционерам. Генерал-губернатор Дубасов объявил комитет вне закона, угрожал всем входящим в него расстрелом и подверг артиллерийскому огню здание управы московского губернского земства, в котором расположился комитет (угол Воротниковского переулка и Садовой улицы).

После поражения революции В.П. Кащенко, лишенный права где-либо служить, задумал создать лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей. По этому поводу он советуется с приват-доцентом Московского университета Григорием Ивановичем Россолимо, врачом, обретшим к тому времени известность в качестве специалиста по клинической невропатологии и психиатрии.

Всеволод Петрович взялся за основательное освоение детской психологии и психопатологии под руководством А.Н. Берштейна, талантливого ученика знаменитого профессора психиатрии С.С. Корсакова; занимался в его кружке при Московском педагогическом собрании. Первые практические навыки в области детской патологии он приобрел в экспериментально-психологической лаборатории Россолимо. Для изучения индивидуальных особенностей ребенка Григорий Иванович разработал методику, составленную на основе так называемых психологических профилей. Впоследствии В.П. Кащенко, исходя из положения о ведущей роли социальной среды в ходе психического развития ребенка, создал социальные профили. По рекомендации Россолимо Всеволод Петрович вошел в Московское общество экспериментальной психологии.

В 1907 году в Петербурге В.П. Кащенко знакомится с исследовательской и педагогической работой профессоров А.Н. Нечаева и А.Ф. Лазурского. Особенно тесные отношения сложились у Всеволода Петровича с профессором Адрианом Сергеевичем Грибоедовым, руководившим в Петербурге хорошо организованной невропатологической клиникой. Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и лечебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с лучшими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам. Побывал в Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Эта поездка заняла у него полгода.

По возвращении Кащенко тотчас же приступил к осуществлению своей идеи. Он взял в аренду подходящий дом в уютном уголке Москвы и приступил к формированию по задуманному плану лечебно-воспитательного коллектива, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей. Так возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. По своим задачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире. Опыт обучения детей с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии был еще довольно скромен как у нас в стране, так и за рубежом. В основном дело сводилось к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и вспомогательных школ для умственно отсталых, к разрозненным усилиям по обеспечению призрения и воспитания ненормальных детей. Царское правительство относилось к подобного рода инициативам равнодушно.

С докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в 1909 году III съезде отечественных психиатров. Не менее энергичным было его заявление на XII съезде естествоиспытателей и врачей (1910): объединить усилия медицины, педагогики и широкой общественности в помощь дефективным детям; с таким же призывом он обращался и на представительных собраниях и в газетных статьях. Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих профессий. Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию.

Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни санатория-школы Кащенко. Его коллеги рассказывали, что Всеволод Петрович неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни – воспитание ребенка должно быть трудовым. В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития. Специфика школьного контингента требовала своеобразия воспитательных мер, чрезвычайной гибкости, изобретательности, выдумки, действия высокой общей и педагогической культуры. Общеобразовательная работа предполагала, прежде всего, проявление активности в ней самих детей. Не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы. Значительное место в жизни школы-санатория отводилось морально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной воли, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и закалке своего характера. Важной особенностью санатория-школы явился семейный характер обстановки. Таков был общий дух воспитания, значительный тон которому задавала жена Всеволода Петровича Анна Владимировна, имевшая фельдшерское образование, человек широкой культуры, обретенной непрерывным самообразованием, участием во всех творческих делах и планах мужа. Со своей добросердечностью и душевной мягкостью, с необычайно развитым чувством материнства, она была буквально душой всего коллектива.

Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рассматривался здесь повседневный режим – ровный, действительно санаторный. Всему было определено строгое время и место. Расписание неукоснительно выполнялось. Часы занятий, отдыха, развлечений строго подчинялись гигиеническому расписанию, ритм его не нарушался. Но тут не было ни тени казарменности – в рамках структуры режима, исходя из интересов детей, могли быть разного рода частные отклонения. То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведением, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень (хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуляций). В смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сторона предприятия была неприбыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов. Главным же было то, что Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии.

Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещаниях врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища. На психиатрическом съезде в Петербурге выступил с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми». В том же 1909 году сделал большой доклад на XII съезде естествоиспытателей и врачей «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей». По этому докладу была принята резолюция о целесообразности создания в стране специальных учреждений для всех категорий ненормальных детей. В 1910 году – доклад на III съезде отечественных психиатров. В 1911 году на Всероссийский съезд по обучению глухонемых он представил «Методику изучения и воспитания дефективных детей». На I съезде по экспериментальной педагогике сделал сообщения «Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона», «Высокодаровитые дети и их обучение». По этому докладу была принята резолюция: а) ходатайствовать перед членами Государственной думы о рациональной постановке воспитания и образования дефективных детей; б) созвать Всероссийский съезд деятелей по образованию и воспитанию дефективных детей в специальных лечебно-воспитательных заведениях.

В 1913 году на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования в Петербурге была принята специальная резолюция о вспомогательных школах для умственно отсталых детей. После февральской революции, казалось, «повеяло весной». Кащенко пытался привлечь внимание Временного правительства к судьбе исключительных детей. В августе 1917 года на совещании при Министерстве государственного призрения он выступил с докладом «О психически дефективных воспитанниках средних учебных заведений». По докладу была принята резолюция о целесообразности создания сети специальных школ, о пропаганде борьбы с детской смертностью. Увы, этот глас никакого интереса со стороны тогдашних инстанций резолюция не вызвала.

В 1918 году В.П. Кащенко передаёт санаторий-школу в ведение Наркомпроса, которая становится государственным учреждением, а на основе его организуется Дом изучения ребенка. Одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Пётр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. В 1919 году возник Музей детской дефектологии (позднее названный Музеем педологии и педагогики исключительного детства), подобных которому также не было ни в одной стране. Идеи В.П. Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь. Постановлением Совнаркома от 5 июня 1918 года подобного рода школы включались в систему народного просвещения как государственные учреждения. Дальнейшие организационные преобразования в сети специальных детских учреждений были направлены на размежевание функций между тремя комиссариатами: Наркомпросом, Наркомздравом и Наркомсобесом. Это было определено декретом Совета Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 года. Последовательно изживался инвалидно-призренческий подход в построении дела обучения и воспитания дефективных детей.

С 24 июня по 2 июля 1920 года проходил I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью. Председателем оргкомитета был В.П. Кащенко, а вела его Анна Ильинична Ульянова-Елизарова. На съезде выступил нарком просвещения А.В. Луначарский. Всеволод Петрович рассказал о причинах детской дефективности, о разграничении функций Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюстиции в вопросах борьбы с детской дефективностью, заботе о выпускниках специальных школ, дефектологическом образовании и, наконец, дошкольном воспитании и обучении детей с физическими и психическими недостатками. На пленарных заседаниях и секциях были обсуждены перспективы учета аномальных детей, пути и средства предупреждения детской дефективности, проблемы дифференцированного подхода к организации соответствующих учреждений, осуществления всеобщего обучения глухонемых, слепых и умственно отсталых детей, особо шла речь о дошкольном возрасте. В итоговом документе съезда обосновывались система и типы специальных учреждений, определялись общепедагогические принципы учебно-воспитательного процесса в них, было заявлено о необходимости государственной подготовки специалистов-дефектологов.

По инициативе В.П. Кащенко с 1919 года заработали годичные курсы по обучению работников-дефектологов. По поручению Наркомпроса было создано специальное высшее учебное заведение – Педагогический институт детской дефективности, первым ректором и профессором которого стал В.П. Кащенко. Он пробыл на этом посту вплоть до 1924 года включительно, пока вуз не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во Второй МГУ; в 1930 году отделение было преобразовано в самостоятельный факультет МГПИ имени А.С. Бубнова (ныне МПГУ) – здесь Всеволод Петрович до 1931 года заведовал кафедрой лечебной педагогики. Одновременно возник и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный в Петрограде профессором А.С. Грибоедовым. Оба учебных заведения положили начало высшему образованию педагогов-дефектологов.

В детской исключительности Кащенко не столько винил биологическое, сколько видел дефективную социальность, борьбу с которой можно и должно вести на базе широких социальных мероприятий. Дорогу им открывали социальные преобразования в стране. И если не все в дальнейшем складывалось так, как это поначалу представлялось в идеале, то все равно молодое направление в познании и практике, движимое самой общественной необходимостью, последовательно завоевывало рубежи.

В 1921 году Государственный ученый совет (ГУС) утвердил Кащенко В.П. в должности профессора психоневрологии и лечебной педагогики. В том же году Дом изучения ребенка, выполнявший функции лечебно-педагогического, исследовательского и учебно-просветительского заведения, был преобразован в соответствии с рекомендациями I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью в Медико-педагогическую станцию во главе с ее создателем. Популярность Медико-педагогической станции росла. Этому способствовало и личное обаяние Всеволода Петровича. В конце 1923 года Народный комиссариат просвещения РСФСР командировал Кащенко за границу для ознакомления там с практическими и теоретическими достижениями в деле борьбы с детской дефективностью, безнадзорностью и правонарушениями. Личные контакты с видными специалистами способствовали в дальнейшем систематическому обмену опытом. Его избрали почетным членом Немецкого дефектологического общества. Затем последовали избрания в члены научных обществ Франции, Бельгии.

Весной 1924 года состоялся первый выпуск специалистов-дефектологов Педагогического института детской дефективности. Напутствуя своих питомцев, Всеволод Петрович подчеркивал их особое призвание – сочетать в себе педагогов и врачей. Педагогический институт детской дефективности был как раз таким высшим учебным заведением, в котором стали готовить педагогов-практиков с достаточной теоретической подготовкой для того, чтобы разобраться как в социопатических, так и в биопатических факторах детской исключительности, и в то же время владеющих навыками воспитательной работы с дефективными детьми и методами социально-правовой охраны детства.

Медико-педагогическая станция не замыкалась в узком кругу вопросов дефектологии и лечебной практики, она ставила и животрепещущие проблемы, над которыми работала и массовая школа. Несколько раз в году проводились совещания с родителями воспитанников – они носили консультативный и общепросветительский характер. Сотрудники вели пропаганду начал педагогики и психосоциальной гигиены среди трудящихся Москвы. Возрастал поток посетителей, в том числе и из-за рубежа, желавших непосредственно познакомиться с деятельностью медико-педагогической станции.

19 декабря 1927 года В.П. Кащенко внезапно освобождается от всех занимаемых должностей ведомственным решением. Никаких обвинений или критических доводов высказано Всеволоду Петровичу не было. Новым директором назначается Лев Выготский (оставался на этой должности до 10 октября 1928 года; уволен по собственному желанию). Одним из первых его решительных действий было уничтожение ставшего популярным в стране Музея исключительного детства, были грубо выброшены на мусорную свалку все его материалы. Погибла, в частности, собранная лично Всеволодом Петровичем уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира – прошлого и современности. Всеволод Петрович сдержанно реагировал на происшедшее. Даже в кругу близких скрывал глубоко в себе боль и горечь. Он продолжал участвовать в разного рода комиссиях, читать лекции, консультировать; с 1926 по 1932 год вел работу в Московском областном Доме работников просвещения в качестве председателя секции изучения и воспитания исключительных детей; руководил разработкой педагогами Москвы и Московской области научно-методических вопросов лечебной педагогики; принимал участие в массовых мероприятиях Московского областного Дома работников просвещения.

В период с 1928 по 1932 год совместно с Н.А. Семашко и профессором Каннабихом В.П. Кащенко провел массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети. Единственный ребенок», выступал в рабочих клубах, по радио. В 1928 году начал издаваться журнал «Вопросы дефектологии», и В.П. Кащенко был включен в состав редколлегии. В свет вышло всего 18 номеров (в 1931 году журнал прекратил свое существование), но издание сыграло большую роль в подготовке всеобщего обязательного обучения аномальных детей, а также в разработке системы воспитания и обучения детей с недостатками слуха, зрения, речи и интеллекта в нашей стране; на страницах журнала публиковались многие учителя-практики. Большинство из тех статей сохраняет научную ценность и актуальность поныне. С 1928 года он работал профессором-консультантом поликлиники Комиссии содействия ученым (КСУ) при СНК СССР по отделению детской психоневрологии и дефектологии и по отделению логотерапии (логопедии). Одновременно состоял профессором-консультантом поликлиники 2-го Государственного медицинского института по тем же специальностям (дважды – в 1933 и 1936 годах – был здесь премирован как ударник). В 1932 году его избрали председателем секции научных работников поликлиники КСУ при СНК СССР.

В феврале 1938 года Высшая аттестационная комиссия Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР утвердила В.П. Кащенко в ученой степени кандидата педагогических наук без защиты диссертации. В 1936 году в ОГИЗе РСФСР вышел в свет тридцать второй том Большой советской энциклопедии. Удивительно, что в нем был проигнорирован Петр Петрович Кащенко, выдающийся отечественный психиатр, сыгравший значительную роль в становлении советского здравоохранения. Однако в этом томе мы находим краткую, но специально посвященную его брату статью – факт примечательный, учитывая, что Всеволод Петрович был в ту пору если не в явно опальном положении, то нарочито оттесненным на периферию науки.

В. П. Кащенко принадлежит около 25 печатных работ в виде монографий и статей в трудах различных съездов, сборниках, посвященных общим проблемам дефектологии, истории обучения и воспитания дефективных детей. Около 20 работ выполнено под руководством В. П. Кащенко.

В последние годы жизни В.П. Кащенко возрастные болезни все больше давали о себе знать. Великая Отечественная война застала его почти инвалидом. Он скончался 30 ноября 1943 года. Похоронен рядом с родными и ближними на Новодевичьем кладбище.

Источники:

https://museum.ikprao.ru/peoples/kashenko/

https://psy.wikireading.ru/110116

https://mpgu.su/scientists/kashhenko-vsevolod-petrovich/

 

Материал подготовил: 

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

04 / 04 / 2022

Показать обсуждение