Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Встреча Межрегионального Герменевтического клуба

Новости МПГУ

24 июня 2025 г. в продолжение тем, поднятых на IX Фестивале психолого-педагогических технологий  образовательной антропопрактике, по предложению актива Межрегионального Герменевтического клуба под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Н.Б. Ковалевой прошла встреча, приуроченная к Году защитника Отчества. В качестве материала для обсуждения был выбран киношедевр Юрия Норштейна – мультфильм «Сказка сказок» (1979), в котором переплетаются культовые символы, образы вечного, прекрасного и одновременно создается опора для погружения в контекст Второй мировой войны. Фильм произвел на участников – студентов, педагогов, психологов – огромное впечатление и за счет со-творческого обсуждения инициировал глубокие размышления и отклики. Приведем некоторые из них.

Александра Пичугина, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Мастер-класс Натальи Борисовны Ковалевой по разбору анимационного фильма “Сказка сказки” Юрия Норштейна стал вдохновляющим и интеллектуально насыщенным событием. Подход к анализу произведения через призму герменевтики позволил взглянуть на мультфильм с новой, более глубокой стороны — не как на детскую историю или художественную метафору, а как на сложный текст, требующий интерпретации и раскрытия скрытых смыслов. Наталья Борисовна мастерски провела нас по символическому лабиринту образов и аллюзий, раскрывая культурные, философские и исторические пласты произведения. Особое впечатление произвело внимание к деталям — каждая сцена, каждый кадр получили своё осмысление, что позволило взглянуть на фильм как на целостное философское высказывание. Это позволило нам увидеть “Сказку сказок” с совершенно новой стороны и понять, почему этот мультфильм считается одним из лучших в истории анимации. Очень продуктивным методом  было использование карточек “Диксит” в процессе обсуждения. Эти образы помогали нам выразить свои ассоциации, эмоции и индивидуальное восприятие фильма. Карточки стали важным инструментом для раскрытия подтекстов и личных интерпретаций, способствуя не только коллективному осмыслению мультфильма, но и саморефлексии. Мне очень понравилось участие в диалоге: Наталья Борисовна активно вовлекала участников в обсуждение, поощряла вопросы и собственные интерпретации, создавая атмосферу настоящего научного поиска. Это был не просто рассказ о фильме, а живой процесс совместного прочтения и понимания текста. Яркое освещение получил основной вопрос киношедевра: “Что именно составляет основу наших ценностей, за что мы готовы отдавать жизнь, что важно сберечь, вспоминая подвиг наших дедушек и бабушек?” В результате мастер-класс оставил не только эмоциональный след — ощущение причастности к чему-то важному, вечному и глубоко человечному».

Н.Б. Дрозд учитель начальной школы высшей категории, член Ассоциации МОДИ «Мастерской психолого-педагогического сценирования: «Воспитание любви к отчеству, его культуре традициям, народу – сложный многоступенчатый процесс! На фестивале Наталья Борисовна ярко раскрыла принципы и техники такой работы на основе различных текстов, фотографий и мультфильма-притчи. Сегодня эта тема получила еще более глубокое и яркое раскрытия дал возможность погрузиться в воспоминания детства и попробовать ответить на вопросы: “Каким должно быть детство и что мешает детям оставаться детьми? Как людям сохранить традиции и ценности, когда мир рушится?” Каждая деталь произведения несёт глубокий смысл. Музыка, природа, герои, их дела и поступки создают картину хрупкого мира, который мы должны сберечь.

Анастасия Насменчук, 2 курс специализированного высшего образования кафедры психологической антропологии: «Эта встреча была очень полезна и поучительна с той точки зрения, что до нее и до просмотра этого мультфильма я никогда бы не подумала, что такие яркие, запоминающиеся и пронзительные образы, которые переворачивают твое сознание и воплощают в себе столько смыслов и задают столько вопросов, могут создаться просто с помощью обычного карандаша и даже почти без цвета. Оказывается, что достаточно только контуров и очертаний, чтобы погрузиться в мир образов и ассоциаций, а дальше жизненный опыт и личное воображение каждого рисует свою реальность и соотносит со своими находками и потерями, радостями и горестями то, что видит на экране. Это позволяет насытить новыми смыслами и коннотациями образ защитника отечества, по-новому ставит вопрос о том, сто самое главное в нашей культуре, жизни, в себе нам важно хранить и защищать. Я получила большое удовольствие и душевное, и эстетическое, правда. Попала ненадолго совершенно в другую плоскость. Есть над чем подумать, а самое главное, что после такой работы думать именно хочется, столкнувшись с таким прочтением жизни мозг сам просыпается и начинает посылать импульсы для творчества и познания.»

Сусанна Айрумян, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «24 июня состоялась встреча, на которой мы посмотрели и обсудили мультфильм “Сказка сказок” Юрия Норштейна. Это удивительный и один из самых сильных мультфильмов, который наполнен множеством глубоких образов, символов и метафор. Во время обсуждения кто-то увидел в этом фильме чудо детства, кто-то размышлял о цикличности жизни, а кто-то — об ушедшем времени. Мультфильм создает и показывает нам образ защитника. Один из запоминающихся образов для меня — это танцующие пары, где позже начинают исчезать тени мужчин, уходящих на войну; всё это происходит очень быстро и неожиданно. Также падающие яблоки, которые, возможно, символизируют потерю поколения и голод. Кроме того, один из ярких символов для меня — стол со скатертью, с которого улетали и исчезали все предметы, и в конце концов не осталось ничего. Это, вероятно, говорит об одиночестве и оставшейся пустоте и ставит вопрос – как восполнить утрату, как возродить уходящие традиции, как сделать живой память о великой победе нашего народа, как зажечь в детях любовь к настоящей свободе, ко всему высокому и прекрасному что наполняет   образ отчизны и ее героев? Со-творческое обсуждение и погружение в образную систему  «Сказки сказок» – дает ответы на многие вопросы,  становится опорой  в собственных поисках. Спасибо!!!»

Подготовлено: Александра Пичугина,
студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии Института детства

27 / 06 / 2025

Показать обсуждение