Дисциплина: Введение в литературоведение
Программа: Лингвистика, Английский язык и международная коммуникация
Литература неразрывно связана с обществом и культурой, поскольку она отражает их с помощью особого языка. По словам и структуре предложения, равно как и по средствам выразительности, можно многое узнать – часто больше, чем кажется. Лингвистика задействует множество источников, и пропустить литературные произведения просто не может, ведь там хранится много информации. Чтобы научить студентов читать в осмысленном плане, то есть с пониманием, как текст создаёт образы и передаёт сообщения, в учебном плане лингвистов Института международного образования включена такая дисциплина, как “Введение в литературоведение”.
Предмет читают на втором курсе, чтобы позже студенты могли с большей лёгкостью ориентироваться в литературе, во взаимосвязи культуры и произведений, а также понимать многочисленные аллюзии.
“Введение в литературоведение” преподают Мария Александровна Фомичева и Фабиен Юрьевна Тимошенко. Мария Александровна и Фабиен Юрьевна уделяют больше внимание контексту, поэтому занятия помогают не только в улучшении развития навыков литературного анализа, но и способствуют усвоению культуры и повышению эрудиции.
В школе вы, скорее всего, изучали литературу. Но с этим предметом у “Введения в литературоведение” сходств мало. Пожалуй, только ознакомление с текстом. На парах вас ждут горячие обсуждения произведений: главных тем и символов, персонажей, техник, использованных писателем и многое другое. Более того, нужно будет читать и критическую литературу вместе с биографиями авторов: первое поможет углубиться в тему и узнать новые точки зрения, а второе – лучше понять, почему работа получилась именно такой. У вас также будет возможность применить разные модели анализа, с которыми вы познакомитесь на “Теории текста”. К примеру, не один академический час может пройти за культурными спорами о том, кто же виноват в мрачности книги: социальное происхождение автора или его детская травма, а может быть вообще рамки жанра или угнетение со стороны большинства. И это очень полезно, ведь любую точку зрения вам нужно будет доказать с опорой на само произведение и критические статьи, а это развивает критическое мышление и умение аргументировать. А эти навыки незаменимы как в жизни, так и в написании эссе и других научных работ.
Студенты поделились с нами своими впечатлениями о курсе.
“Я всем довольна. У нас пары проходили крайне продуктивно. Мы не только отвечали на вопросы по пройденным произведениям, но и участвовали в разных групповых работах, такие как составление диалогов, написание небольших писем, и многое другое. А также мы играли в Kahoot! для закрепления пройденного материала. Предмет очень понравился.”
— Аида Манукян
“Введение в литературоведение” – это предмет, который почти сразу же мне полюбился. Он включает в себя изучение культовых произведений разных времен и их анализ. Более того, эта дисциплина учит рассматривать одно и то же событие с разных сторон, что несколько меняет твое мышление.
Лекции по предмету очень увлекательные. Преподаватель уделяет внимание не только самому произведению, но и эпохе, в которую книга была написана. Удается проследить связь между особенностями жизненного уклада прошедших времен и сюжетом.
На семинарах ведется оживленное обсуждение главных аспектов той или иной книги. Важно отметить, что студент имеет полную свободу выразить свою точку зрения, а также поделиться идеями и находками касательно произведения. К семинару даются определенные статьи для прочтения, что тоже обогащает твои знания о произведении.
Самым интересным в предмете оказалось то, как сильно может поменяться мнение о книге или персонаже после анализа. Если сначала что-то кажется неправильным, непонятным или просто неинтересным, то после лекций и семинаров всё обретает смысл.
Преподаватель же этой дисциплины заслуживает отдельной благодарности. Мария Александровна Фомичева стала для нас проводником в мир литературы. Интересная подача материала, готовность выслушать самые разные мнения, постоянная поддержка и просто connect со студентами – это то, за что хочется сказать “спасибо”. Можно сказать, что Мария Александровна зажигает искренний интерес к предмету, а также желание читать и изучать всё больше и больше.
В общем и целом, дисциплина “Введение в литературоведение” оказалась очень познавательной и интригующей. Единственный совет для первокурсников – постарайтесь прочитать как можно больше за лето. Иначе во время учебы может не хватить времени как следует ознакомиться с текстом.”
— Анна Кулагина
“Литературоведение, на мой взгляд, одна из наиболее интересных дисциплин на 2 курсе, позволяющая познакомиться с большим спектром художественных произведений, начиная с древнегреческих поэм и заканчивая современными пьесами театра абсурда.
Стоит отметить, что пары в первом семестре и во втором немного отличались друг от друга. В начале учебного года большое внимание уделялось прочтению разнообразных научных статей, которые помогали более детально разобрать произведение, а также способствовали формированию собственных идей для написания эссе в Лондонский университет.
В свою очередь, во втором семестре дискуссии стали неотъемлемой частью занятия. В ходе литературных баталий, когда каждый студент пытался аргументированно презентовать свою точку зрения, произведение раскрывалось как бутон, показывая свою красоту и многогранность.
Кроме того, хочется выразить благодарность Марии Александровне, которая смогла не только презентовать материал в интересном формате (memes and thought-provoking questions were nice), но и выстроить обучение максимально эффективно, дать всю необходимую информацию по обширному ряду произведений в сжатые сроки.
Пары проходили в дружелюбной атмосфере, где всегда находилось место шуточкам (один образ Зевса из “Метаморфоз” Овидия чего стоит)
Благодаря тому, что Мария Александровна давала бэкграунд произведения на лекциях, на семинарах мы могли полностью погрузиться в анализ текста.”
— Вероника Дунцева
“Введение в литературоведение” оказалось для меня одним из самых интересных предметов на 2 курсе. Детальный анализ каждого произведения и его последующее обсуждение на парах помогли мне понять, что нет единого правильного ответа или точки зрения на литературное творчество. Каждый имеет право на собственное мнение, которое не может быть неправильным.
Отдельное внимание хочется уделить разнообразности заданий, которые мы выполняли во время занятий с Фабиен Юрьевной. Здесь мы писали письма от лица главных героев произведений, придумывали новые сюжеты, анализировали отрывки из фильмов, разыгрывали сценки и многое другое. Данные задания дали возможность улучшить свои навыки критического и креативного мышления.”
— Валерия Каблукова
“Введение в литературоведение” — это погружение в мир литературы, где вы уже не пассивный наблюдатель, поскольку вы примеряете роль профессионала. Книги перестают быть способом хорошо провести время. Теперь это текст для анализа, источник сведений о языке и культуре. Предмет даёт новые знания и навыки, которые позволяют глубоко смотреть не только на произведения, но и помогают видеть связи между искусством, временем и личностью автора.
Автор: Александра Уткина
Медиа блок ИМО