12 февраля 1933 г., 90 лет назад, было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы».
В 1920-1930-е гг. в СССР полным ходом шла масштабная работа по ликвидации массовой неграмотности населения. В своих постановлениях о начальной и средней школе от 5 сентября 1931 г. и от 25 августа 1932 г. ЦК ВКП(б) подчеркивал, что коренным недостатком школьного образования является то, что «обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами науки (физика, химия, математика, родной язык, география, естествознание и др.)». На местах получили распространение «краевые учебники», большей частью неудовлетворительные в методическом отношении и создававшие большой разнобой в содержании учебного материала.
12 февраля 1933 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «Об учебниках для начальной и средней школы», которым устанавливались единые, «стабильные» учебники, рассчитанные на применение их в течение большого ряда лет и удовлетворяющие требованиям науки по всем проходимым в школе предметам. Постановлением отменялась практика создания «динамичного» учебника, постоянно обновляющего свой материал и не дающего систематических знаний – прекращалось издание так называемых «рабочих книг» и «рассыпных учебников», составлявшихся из отдельных заданий, «тетрадей», брошюр, выпусков и т.п. Отмечалось, что непременным и решающим условием устранения недостатков школы и «перехода всего обучения на новые устойчивые программы и методы преподавания является наличие по всем предметам стабильных учебников, призванных ликвидировать существующий “метод” нескончаемого “проектирования” учебников».
ЦК ВКП (б) постановил, что по каждому отдельному школьному предмету должен существовать единый обязательный учебник, утверждаемый Наркомпросом РСФСР и издаваемый Учебно-педагогическим издательством. К составлению учебников были привлечены ученые, методисты различных специальностей, а также опытные учителя. Подготовленные учебники рассматривались и утверждались комиссией под председательством наркома просвещения А.С. Бубнова. Членами комиссии были Н.К. Крупская, академики Г.М. Кржижановский, Э.В. Брицке, А.Д. Архангельский и другие ученые. Ввести стабильные учебники намечалось уже с начала учебного года – 1 сентября 1933 г.
После выхода в свет постановления ЦК ВКП (б) ученые Московского государственного педагогического института (МГПИ) приняли активное участие в подготовке и создании стабильных учебников и учебных пособий для средних и высших учебных заведений: профессор П.О. Афанасьев составлял букварь, а также уроки письма для третьего и четвертого годов обучения; доцент С.Е. Крючков работал над учебником грамматики для школы взрослых; группа филологов под руководством профессора М.Н. Петерсона составляла орфографические таблицы; доцент С.И. Абакумов – сборник упражнений по правописанию. Приступили к написанию учебников для педвузов профессор В.В. Виноградов – по истории русского языка и профессор Н.Ф. Яковлев – по языкознанию. На кафедре русской литературы доцент А.Н. Дубовиков работал над учебником «Современная литература» для средней школы, профессор В.В. Голубков – над учебником литературы для пятого года обучения. Серьезный вклад в работу над учебниками сделали и ученые-естественники. Профессор Е.Б. Бабский сдал в печать учебник «Физиология» для педагогических вузов, профессор В.Ф. Натали работал над вузовским учебником «Генетика», профессор Н.Ф. Четверухин – над введением в высшую геометрию. Историки МГПИ под руководством профессора А.В. Шестакова приняли активное участие в конкурсе на лучший учебник по истории для начальной школы. Многие из учебников, созданных в то время учеными нашего вуза, обоснованно считаются классическими.
В 1933 г. Учпедгиз и местные издательства выпустили 1320 наименований учебников для 70 национальностей. Только в РСФСР было издано более 100 учебников по различным предметам советской школы общим тиражом свыше 50 млн. экземпляров. В последующие годы тиражи издаваемых учебников ежегодно увеличивались – к 1937 г. было издано около 277 млн. экземпляров учебников для начальной и средней школы.
Литература:
С.В. Ильин, А.В. Лубков и др. Наука в Московском педагогическом государственном университете. Основные направления и научные школы. – М., 2002.
А.Ю. Кожевников, к.и.н.,
Дирекция изучения истории МПГУ