Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Памяти выдающегося советского математика из 2-го МГУ-МГПИ имени В.И. Ленина А.Я. Хинчина

Новости МПГУ

 

 

19 июля 2024 г. исполнилось 130 лет со дня рождения советского математика, одного из наиболее значимых ученых в советской школе теории вероятностей, доктора физико-математических наук, профессора, члена-корреспондента АН СССР, действительного члена АПН РСФСР, заведующего кафедрой математического анализа 2-го МГУ–МГПИ−МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ) Александра Яковлевича Хинчина.

А.Я. Хинчин родился 7(19) июля 1894 г. в селе Кондрове Медынского уезда Калужской губернии (с 1938 г. – город, административный центр Дзержинского района Калужской области). Его отец, Яков Григорьевич Хинчин был видным инженером-технологом, затем управляющим Кондровской и Троицкой писчебумажными фабриками, впоследствии профессором и заведующим отделом НИИ древесины и Института народного хозяйства.

Детство будущего ученого прошло в Кондрове. Здесь же он проводил каникулы в школьные и студенческие годы. Александр Хинчин рос подвижным общительным ребенком, много читал, играл в шахматы, подбирал на слух на рояле классическую музыку. С ранних лет у мальчика проявились незаурядные математические способности – любимым его занятием были разгадки ребусов и математических шарад.  Также Александр любил театр и нередко ставил импровизированные спектакли. Со временем его домашняя самодеятельная труппа выросла в любительский театр, который ставил на сцене местной школы пьесы А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Мольера и других авторов.

В 1904 г. Александр Хинчин поступил в Калужское реальное училище, (ныне это учебный корпус КГПУ имени К.Э. Циолковского), а в 1906-1907 гг. продолжил обучение в Швейцарии, в частной школе в Цюрихе. По возвращении в Россию он учился в Москве, в реальном училище, где математику преподавал прекрасный школьный учитель  Мартин Федорович Берг, известный в ту пору своими задачниками. Несомненна роль Берга в выборе его учеником для продолжения образования профессии математика. Решающее же влияние, по собственному признанию А.Я. Хинчина, оказало знакомство с учебником математического анализа, который он изучил самостоятельно. В юношеские годы Александр полюбил поэзию – увлекался творчеством Александра Блока, сам писал стихи. Большое место в поэтическом творчестве будущего ученого занимали размышления о Родине, родном крае. Четыре небольших томика его стихов в 1908-1914 гг. были изданы в Калуге. Известно письмо А.А. Блока молодому автору с одобрением его творчества.

Окончив в 1911 г. реальное училище, Александр Хинчин поступил на математическое отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета. В студенческие годы под влиянием профессоров университета Дмитрия Федоровича  Егорова и Николая Николаевича Лузина у него проявился интерес к проведению научных исследований в различных разделах математики, в частности, к вопросам теории функций действительного переменного. Научная деятельность студента началась в 1914 г., когда он работал под руководством профессора Н.Н. Лузина – создателя первой в России большой математической школы. Хинчин вошел в первое поколение членов научного общества – кружок молодых математиков, группировавшихся вокруг профессора Лузина, составил основу московской школы теории функций действительного переменного. На заседании студенческого математического кружка Хинчину удалось в устном сообщении предложить решение задачи, поставленной профессором Б.К. Млодзеевским (один из основателей МВЖК): обобщить на недифференцируемые в обычном смысле функции понятия производной так, чтобы обобщенная производная обладала основными свойствами обыкновенной производной. В 1915 г. ученый совет факультета присудил Александру Хинчину золотую медаль за работы по теории функций действительного переменного.

В студенческие годы литературные увлечения Александра Хинчина сменились театральными. Он стал приверженцем труппы МХАТа и не пропускал ни одной премьеры. Более того, он организовал в Кондрове театральную труппу, участниками которой была рабочая молодежь. В этом театре Хинчин был актером и режиссером. Он ставил спектакли в отцовских владениях – на Кондровских бумажных мануфактурах, гастролировал с ними в близлежащий пушкинский Полотняный Завод. Изредка со зрителей взимали скромную плату – на собранные от платных спектаклей деньги Александр вывозил фабричных артистов в Москву, где они посещали Художественный и Малый театры. Чтобы руководить труппой, сам Александр брал уроки сценической речи у корифеев московской сцены. В 1916 г. А.Я. Хинчин завершил обучение в Московском университете.  Его способности были отмечены не только золотой медалью, но и оставлением, по ходатайству профессора Д.Ф. Егорова, в университете для подготовки к профессорскому званию. Кроме того, Учитель добился для своего ученика стипендии. Однако в связи с событиями 1917 г. личные планы Александра Хинчина пришлось изменить.

С 1918 г. началась преподавательская деятельность А.Я. Хинчина. Первый год он работал в Московском женском политехническом институте, затем с группой московских математиков во главе с Н.Н. Лузиным переехал в Иваново-Вознесенск, где был организован Педагогический институт. Хинчин стал профессором и первым деканом физико-математического факультета Иваново-Вознесенского педагогического института. Наряду с организационной и профессорской деятельностью Александр Яковлевич уделял большое внимание чтению публичных лекций на разнообразные научные темы. В конце 1921 г. Д.Ф. Егоров добился утверждения А.Я. Хинчина внештатным преподавателем Московского университета, и в 1922 г. тот вернулся в Москву, в созданный при университете НИИ математики и механики. В 1926 г. Александр Яковлевич Хинчин был приглашен заведовать кафедрой математического анализа 2-го МГУ–МГПИ−МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ). В 1927 г. он был утвержден профессором МГУ. С тех пор педагогическая и научная жизнь А.Я. Хинчина была связана лишь с этими двумя высшими учебными заведениями. Профессор читал основной курс математического анализа, спецкурс по логическим основаниям анализа, лекции по теории вероятностей и статистической физике. В 1935 г. Александру Яковлевичу Хинчину была присуждена степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации.

А.Я. Хинчин внес значительный вклад в дело улучшения высшего математического образования. Он положил начало развитию предмета и метода теории и методики обучения математике в СССР. В 1938-1940 гг. Хинчин был приглашен руководить физико-математической секцией научно-методического совета Наркомпроса РСФСР и кабинетом математики в НИИ школ. Работа секции состояла в редактировании и улучшении учебников А.П. Киселева, на которых выросли несколько поколений школьников. В 1939 г Александр Яковлевич Хинчин был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР и с того же времени начал работать в математическом институте им В.А. Стеклова в качестве научного сотрудника. В 1941 г., в начале Великой Отечественной войны А.Я. Хинчин был эвакуирован вместе с Академией наук в Казань. В 1943 г. он выступил одним из основателей Академии педагогических наук (АПН) РСФСР, действительным членом которой был со дня основания, а в 1944-1950 гг. работал членом президиума АПН. Академик был неформальным руководителем сектора методики НИИ методов обучения АПН РСФСР, сотрудники которого готовили реформу школьного математического образования. Он принимал участие в разработке программ по математике для средней школы. Обосновав необходимость введения в школьный курс элементов высшей математики, Александр Яковлевич включил в содержание курса основы математического анализа, элементы теории вероятности, приближенных вычислений. Он способствовал увеличению объема дисциплин фундаментального цикла в учебных планах математических факультетов педвузов и появлению спецкурсов и спецсеминаров по данным предметам, а также по дисциплинам психолого-педагогического и методического циклов.

Александр Яковлевич Хинчин является одним из основателей отечественной теоретико-вероятностной школы, исследования которой базируются на понятиях метрической теории функций, разработанной Н.Н. Лузиным и его учениками. В своих работах Хинчин проводил идею построения теории вероятностей на базе современной теории функций. Им были установлены глубокие связи теории вероятностей с теорией меры и с метрическими задачами теории чисел. Исследования, посвященные обобщению и усилению закона больших чисел, послужили началом создания в 1923 г. Московской школы теории вероятностей. А.Я. Хинчин создал математическую теорию массового обслуживания, первым практическим применением которой стали подготовленные ученым рекомендации для телефонной сети Москвы – они способствовали значительному сокращению сроков перестройки Московской телефонной станции. Исследования ученого в данной области позволили решить также многочисленные задачи текстильной промышленности, железнодорожного транспорта, металлургии и пр. Исключительную роль сыграла теорема Винера-Хинчина, на основе которой могут быть решены задачи, требующие анализа прохождения случайных сигналов в приемных и передающих устройствах и ставшие особенно актуальными с возникновением радиолокационных и спутниковых систем связи. Мировую известность и признание выдающемуся математику принесла формула Леви-Хинчина, применяемая для характеристической функции процесса в теории стохастических процессов Леви. Александром Яковлевичем был открыт закон повторного логарифма – совместно с А.Н. Колмогоровым он является создателем теории случайных процессов. Одновременно и независимо от французского математика Арно Данжуа ученый предложил понятие интеграла (т.н. интеграл Данжуа-Хинчина). В последние годы жизни А.Я. Хинчин вернулся к изучению математических методов теории массового обслуживания

Академик Хинчин – автор более 150 публикаций: из них 4 монографии по теории вероятностей, 3 – по статистической физике, 2 – по теории чисел, а также школьные учебники математики, учебные пособия и научно-популярные книги. Александр Яковлевич был одним из инициаторов и редактором «Энциклопедии элементарной математики».

Заслуги Хинчина как ученого и общественного деятеля получили высокую оценку. Он был награжден орденом Ленина (1953), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1944, 1945), орденом «Знак Почета» (1940), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (1947), «В память 800-летия Москвы». А.Я. Хинчин – лауреат Государственной премии СССР (1941), совместно с А.Н. Колмогоровым за научные работы по теории вероятностей, опубликованные в 1936, 1938 гг.: «Асимптотические законы теории вероятностей», «Об аналитических методах в теории вероятностей», «Предельные законы для сумм независимых случайных величин».

В начале 1959 г. Александр Яковлевич почувствовал резкое ухудшение состояния своего здоровья – жаловался на боли в области живота. Вопреки советам окружающих он не обращался к врачам, считая, что у него психологический спад и вскоре все благополучно пройдет. Но улучшение не наступало…

Александр Яковлевич Хинчин скончался 18 ноября 1959 г. в Москве. Похоронен на новом Донском кладбище (13 уч.).

С о ч.: «Великая теорема Ферма» (1927); «Основные законы теории вероятностей» (1927); «Случай и как наука с ним справляется» (1934); «Непрерывные дроби» (1936); «Новый вывод одной формулы П. Леви. Об арифметике законов распределения» (1937); «Об одном признаке для характеристических функций» (1937); «Предельные законы для сумм независимых случайных величин» (1938); «Восемь лекций по математическому анализу» (1943); «Математические принципы статистической механики» (1943); «О задаче Чебышева» // Изв. АН СССР. Сер. матем., 1946, т. 10, № 4; «Три жемчужины теории чисел» (1947); «Об аналитическом аппарате физической статистики» (1950); «Математические основы квантовой статистики» (1951); учебник «Краткий курс математического анализа» (1953); «Математические методы теории массового обслуживания» (1955); «Математические основы теории информации» (1957); «Работы по математической теории массового обслуживания» (1963); «Цепные дроби» (1978); «Асимптотические законы теории вероятностей» (2005); «Избранные труды по теории чисел» (2006).

 

А.Ю. Кожевников, к.и.н.,
Дирекция изучения истории МПГУ

17 / 07 / 2024

Показать обсуждение