Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Выдающийся русский философ, мыслитель и поэт Владимир Сергеевич Соловьев

Новости

28 января 2021 г. исполняется 168 лет со дня рождения выдающегося русского философа, публициста и поэта, литературного критика, почетного академика Императорской Академии наук, преподавателя МВЖК Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900).

Владимир Соловьев родился 16 (28) января 1853 г.   в многодетной семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева. С ранних лет мальчика окружала обстановка, благоприятная для его духовного развития. Как отмечал А.Ф. Лосев, исследователь жизни и творчества В.С. Соловьева, семья «отличалась весьма большой культурой, весьма благородным и тонким отношением к жизни и глубочайшей преданностью высоким идеалам искусства и религии». Отец Владимира был строгого нрава и пользовался непререкаемым авторитетом. Необычайная научная, творческая активность отца в течение всей его жизни стала для сына нагляднейшим примером. Уже в юном возрасте Владимир писал каждый день, иногда на обрывках бумаги, когда под рукой больше ничего не было.

Получив всестороннее домашнее образование, в 1864 г. Владимир Соловьев  поступил в 3-й класс 1-й московской губернской гимназии, затем был переведен в 5-ю гимназию. Окончив в 1869 г. гимназию с золотой медалью, Соловьев стал студентом Московского университета, где учился сначала на физико-математическом, а затем на историко-филологическом факультетах. Большое влияние на Владимира во время учебы оказали преподаватели П.Д. Юркевич (философия) и А.М. Иванцов-Платонов (церковная история). После окончания в 1873 г. университета Владимир Соловьев по особому ходатайству был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. Около года он проучился в Московской духовной академии вольным слушателем.

В 1874 г. в возрасте 21 года Владимир Соловьев защитил в Санкт-Петербургском  университете работу «Кризис западной философии». Став магистром, Соловьев стал преподавать в Санкт-Петербургском университете. Он познакомился и сблизился с писателем Федором Достоевским. Известно, что автор «Братьев Карамазовых» в качестве прообраза Алеши выбрал именно Владимира Соловьева.

В январе 1875 г. в Московском университете 22-летний Владимир Соловьев начал читать лекции по истории новейшей философии. В том же году  молодой ученый был приглашен В.И. Герье для преподавания на МВЖК. На курсах Соловьев впервые  начал читать курс лекций по истории античной философии. По воспоминаниям современников курсистки находили его занятия увлекательными, а часто и захватывающими. Там же он познакомился с курсисткой Елизаветой Поливановой, влюбленной в молодого доцента, который не только блистал умом, но и обладал впечатляющей внешностью: статная фигура, необыкновенно одухотворенное лицо с сине-серыми глазами и длинные вьющиеся волосы. Девушка тоже произвела на Соловьева сильное впечатление. Под влиянием вспыхнувших чувств он сделал ей предложение и… получил отказ, поскольку Лиза уже была связана обязательствами с другим человеком.

В 1875 г. Владимир начинает  писать стихи, хотя его первый стихотворный опыт относится к 1872 г. В поэзии Соловьев был последователем Фета, с которым поддерживал дружбу.

В марте 1877 г. Владимир Соловьев оставил Московский университет и переехал в Санкт-Петербург в связи с назначением его членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения. Одновременно в должности приват-доцента читал лекции в университете. В том же году вышла первая крупная  робота В.С. Соловьева – «Философские начала цельного знания».

Основой  философского учения В.С. Соловьева является  идея богочеловечества. Она впервые была изложена ученым в 1878 г. в его «Чтениях о богочеловечестве». Основной ее посыл заключается в выводе о единстве человека и Бога. В своем учении Соловьев воспользовался термином Софии, или Премудрости, которая должна была стать душой обновленной веры. У нее есть и тело – Церковь. Сообщество верующих должно было стать сердцевиной будущего идеального общества. По взглядам философа только обновленная церковь и религия могут занять образовавшийся идеологический вакуум конца XIX века, когда  возникло множество  радикальных политических теорий и движений. Долгие духовные искания привели В.С. Соловьева к убеждению, что лишь благодаря вере в Христа человечество способно возродиться.

В 1880 г. Соловьев защитил докторскую диссертацию на тему «Критика отвлеченных начал».  Переломным для Соловьева стал 1881 год, когда всю страну потрясло убийство революционерами императора Александра II. Владимир Сергеевич отреагировал на цареубийство в выступлениях с публичными лекциями на Высших женских курсах, где осудил террор, и 28 марта в зале Кредитного общества, где призывал престолонаследника проявить милосердие и помиловать убийц. Поступок этот был продиктован искренним убеждением Владимира Сергеевича в необходимости христианского всепрощения. В том же году В.С. Соловьев оставил службу в Министерстве народного просвещения.

С сентября 1891 г. Владимир Соловьев – редактор и автор философского отдела Большого энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона,  он лично написал 130 статей. В этом же году вышел его первый поэтический сборник «Стихотворения».

В 1893 г. Соловьев приступил к созданию своего основополагающего трактата «Оправдание добра». Он должен был составить часть монументального труда, объединенного общим заглавием «Теоретическая философия» и включающего разделы «Оправдание истины» и «Оправдание красоты». Но удалось осуществить только часть задуманного. С середины 1890-х гг., живя в Москве, Соловьев много работал, планировал перевести всего Платона, продолжить трактат «Теоретическая философия», сделать комментарий к Библии и написать работу об эстетике Пушкина. Увы, этим планам не суждено было осуществиться.  Последний труд, который стал подведением итогов деятельности ученого, – книга «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», написанная им весной 1900 г. Книга была издана уже после ухода автора из жизни, поэтому многие его биографы и исследователи  рассматривают ее как творческое завещание мыслителя.

К концу 1890-х гг. здоровье Владимира Сергеевича Соловьев стало заметно ухудшаться – организм был истощен от перегрузок за рабочим столом. В июле 1900 г. Владимир Сергеевич почувствовал себя плохо. Его перевезли в подмосковную усадьбу Узкое, которая стала местом смерти ученого. Владимир Сергеевич Соловьев скончался 31 июля 1900 г. в возрасте 47 лет вследствие  болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он на Новодевичье кладбище вблизи могилы отца.

Владимир Сергеевич Соловьев сыграл выдающуюся роль в развитии русской философии и поэзии конца XIX – начала XX вв. Несмотря на короткую жизнь, он оставил богатое философское, поэтическое и публицистическое творческое наследие, оказав своим творчеством огромное влияние на религиозную философию Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка.

Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете –
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
                                    1892 г.

А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.

28 / 01 / 2021

Показать обсуждение