28 апреля в «Интерфаксе» состоялась пресс-конференция, посвященная открытию нового института в структуре МПГУ – Высшей школы образования и когнитивных наук. Ректор МПГУ Алексей Семенов и директор института Константин Зискин рассказали о его концептуальных основах, о предстоящих научных исследованиях и о том, кого и чему там будут учить.
Министерство образования и науки РФ на его официальном сайте названо Министерством будущего. МПГУ – университет, который, в первую очередь, строит это будущее и несет за него ответственность, подчеркнул Алексей Семенов, напомнив девиз университета: «Учим учиться, учим учить и учимся».
Научный фундамент строительства будущего – когнитивные исследования. Предтечи когнитивистики – Ян Амос Коменский, Василий Ключевский, Константин Ушинский и Лев Выготский, 120-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Именно Выготский сформулировал некоторые важнейшие принципы современных когнитивных наук. Сегодня один из партнеров МПГУ в развитии когнитивистики – Курчатовский институт, заместитель директора которого Павел Кашкаров участвовал в презентации Высшей школы образования и когнитивных наук в МПГУ 22 апреля.
Константин Зискин рассказал об образовательных программах, которые предстоит реализовать новому институту. Это не только тренинги, повышение квалификации и профессиональная переподготовка для учителей, но и три магистерские программы. Программа «Педагогика профессионального образования» будет готовить преподавателей из выпускников непедагогических бакалавриатов. «Когнитивные исследования в образовании» – это подготовка исследователей, благодаря которым предстоит сделать рывок в образовательной науке, она рассчитана на выпускников любых бакалавриатов. «Проектирование и оценка образовательных программ и процессов» – программа профессионального роста для работающих учителей.
Журналисты, участвовавшие в пресс-конференции, также задавали вопросы о перспективах развития школьного образования в России. Константин Зискин, в частности, заявил, что в школах «исчезнут привычные отметки, звонки на урок и с урока и замечания в дневниках».