Доцент ИСГО С.А.Засорин с 5 по 7 мая принял участие в международной научной конференции «Джаз встречается с кино», которая была организована Центром изучения истории музыки Луиджи Боккерини в Италии. Конференция проходила на базе муниципалитета г.Ловере, провинция Ломбардия. В обсуждении генезиса джазового жанра в традициях мирового киноискусства приняли участие исследователи из Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Нидерландов, Франции. В рамках секции «Социальные, культурные и политические аспекты» доцент Засорин сделал на английском языке доклад-презентацию на тему «Трудная дорога джаза в советское кино: искусство под идеологическим прессом».
Сергей Алексеевич оттолкнулся от суждения о том, что противоречивое официальное отношение к джазу в СССР сочетало ограничения и остракизм из-за его «буржуазной сущности» с неохотным его допущением как влиятельной сферы «социалистического публичного развлечения». Джаз не разрешался официально в начальную советскую эру, но одновременно пользовался высокой популярностью в обществе.
С.А.Засорин показал, как джаз распространился в Советской России в начале 20-х гг., вскоре после зарождения его на исторической родине – в США. С одной стороны, это было созвучно новой открытости советского общества эпохи НЭПа, а с другой стороны отражало идеологическую блокировку данного музыкального стиля как «орудия американского капитализма». Сложное знакомство советской публики с «образцами буржуазного искусства» красочно отразил популярный фильм К.Шахназарова «Мы из джаза», снимавшийся частично в стенах нашего университета.
Как известно, триумфальным вступлением джаза в советское кино стали легендарные «Веселые ребята», снятые в 1934 г. Сергей Алексеевич подробно описал и проанализировал феноменальный успех этой ленты. Именно благодаря «Веселым ребятам» в мировом киноискусстве сложился жанр театрализованного джаза, ставший известным и западному зрителю в результате демонстрации фильма в экспортном кинопрокате под названием «Москва смеется (Moscow Laughs)».
С.А.Засорин попытался объяснить официальное санкционирование данного фильма, настолько не сочетающегося со стереотипами социалистического реализма. В его понимании это происходило, как из осознания правящим режимом необходимости допущения художественного многообразия советской модели массовой культуры, так и из личной поддержки этого направления творчества И.В.Сталиным, что подтвердилось в недавно опубликованных воспоминаниях Л.Орловой «О Сталине с любовью». Вместе с тем, власть не препятствовала публичной критике фильма рядом известных писателей и кинодеятелей, обвинявших его создателей в «лимонадной идеологии» и «пропаганде чуждых духовных ценностей». А режиссер ленты Г.Александров вообще иногда провозглашался чуть ли не американским агентом влияния с учетом того факта, что незадолго до этого он вместе с С.Эйзенштейном провел несколько лет на стажировке в Голливуде.
Сергей Алексеевич подчеркнул, что самые тяжелые свои времена наш джаз пережил в первые годы после окончания Второй мировой войны. С одной стороны, в советском прокате успешно шли союзнические американские мюзиклы, как, например, знаменитая «Серенада солнечной долины». С другой стороны, на фоне начинавшейся «холодной войны» и сопровождавшей ее идеологической кампании против «буржуазного космополитизма» джаз напрямую объявлялся инструментом «разложения извне советского общества» в свете провозглашенного тогда клише: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину предаст». Характерным можно считать выход в 1946 г. забытого сегодня контрпропагандистского мультфильма по сценарию С.Михалкова «С чужого голоса», посмотрев который, советские дети должны были осудить вульгарность исполнения персонажем западного джаза. Открытая травля джаза привела в то время к его полному запрету.
Обманутыми надеждами на возрождение джаза отличалось, в понимании С.А.Засорина, время «хрущевской оттепели». Тогда, на рубеже 50-60-х гг., советская молодежная субкультура тяготела к таким западным музыкальным жанрам, как джаз и рок энд рол, но духовная либерализация тогдашнего политического режима в СССР оказалась иллюзорной, что образно отразил известный фильм В.Тодоровского «Стиляги». Таким образом, джаз исчез со сцены и с экрана почти на три десятилетия.
Сергей Алексеевич обобщил фактический материал выводом о том, что сложное развитие советского джаза, в том числе и в киноискусстве, рельефно и образно отразило различные этапы эволюции отечественной духовной и политической культуры ХХ века. Для западных экспертов, участвовавших в дискуссии, настоящим открытием стали, как художественные особенности советской киноджазовой традиции, так и драматичный историко-политический контекст ее развития. По итогам выступления доцент Засорин получил приглашение от организаторов конференции подготовить статью для коллективного профильного сборника. Исследователи из западных учебных и научных центров, представленные на этом мероприятии, выразили заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве с коллегами из МПГУ.