Первая среда декабря – день, когда все одиннадцатиклассники идут получать пропуск на Единый госэкзамен, то есть пишут итоговое сочинение. Баллов или оценок за него не ставят. Ученик получает “зачет” или “незачет”. И без зачета за эту работу допуск к ЕГЭ не получить.
В случае неудачи сочинение можно написать еще раз – в первую среду февраля и вторую среду апреля. В 2025 году эти дни выпадают на 5 февраля и 9 апреля.
А еще при желании сочинение может стать хорошим дополнением к папке индивидуальных достижений при поступлении в вуз.
На выбор ученикам дадут шесть тем из трех разделов (по две темы в каждом). Разделы такие: “Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека”, “Семья, общество, Отечество в жизни человека”, “Природа и культура в жизни человека”.
Темы хранятся в закрытом банке. Туда попадают все темы, разработанные за годы проведения итогового сочинения. Их уже более двух тысяч, и банк будет пополняться новыми.
Кстати, когда этим летом ЕГЭ чуть не отменили, а потом устроили общественное обсуждение о том, как сделать экзамен лучше, среди среди прочих звучали предложения отменить итоговое сочинение. Его не поддержали.
Что нужно помнить школьникам за сутки до сочинения? Как подготовиться, настроиться на работу за оставшееся время?
Прежде всего, еще раз внимательно прочитайте инструкцию для выпускника на сайте Федерального института педагогических измерений. Там все самые главные условия, которые необходимы, чтобы получить “зачет”: написать не менее 250 слов, писать сочинение самостоятельно, раскрыть тему (дать четкий ответ на поставленный вопрос), обосновать ответ и проиллюстрировать его примерами. Здесь можно опираться на жизненный опыт и знания из разных областей, но один раз нужно привести пример из литературного произведения. Эти требования обязательны.
“А еще надо продумать логику текста, не забыть включить в него тезисы и доказательства, позаботиться о соблюдении орфографических и пунктуационных правил, – говорит завкафедрой риторики и культуры речи Института филологии МПГУ Елена Ерохина. – Кроме того, проживите оставшееся время перед сочинением, не расставаясь со своими любимыми произведениями: вспомните их сюжеты, проблемы, поднятые автором, наиболее яркие сцены и наиболее острые конфликты, перечитайте фрагменты текстов, посмотрите экранизацию или театральную постановку. Кому-то удобно слушать аудиокниги – пожалуйста. Будьте уверены: те произведения, которые действительно тронули вашу душу и дали пищу для размышлений, помогут и поддержат всегда, а во время работы над сочинением – обязательно. Именно в этих произведениях вы найдете иллюстрации для ваших размышлений”.
На сочинение отводится 3 часа 55 минут. Времени более чем достаточно. Эксперты советуют не торопиться.
“Ответственно отнеситесь к выбору темы, старайтесь ориентироваться не только на знакомые слова, встретившиеся в формулировке, но и на характер самого вопроса, постарайтесь выбрать именно тот вопрос, который вас заинтересовал или взволновал – только тогда у вас получится настоящее, “живое” сочинение”, – поясняет Елена Ерохина.
Эксперт дала еще один интересный совет: доказывая и иллюстрируя свой тезис, мысленно представьте человека, который мог бы с вами поспорить, высказать противоположное или иное мнение, постарайтесь переубедить его. А написав сочинение, проведите эксперимент (если, конечно, останется время): закройте листочком бумаги тему, на которую вы писали, отдохните, а потом перечитайте свой текст, посмотрев на него как бы со стороны, и сформулируйте тему этого текста. Если тема совпала с реальной – вы справились!
“Моя первая и главная рекомендация: четко осознавать, что итоговое сочинение связано в первую очередь с материалом курса литературы средней школы. И прежде всего это отечественная литература, – рассказывает профессор кафедры русского языка и литературы Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого Дмитрий Романов. – Никто, конечно, не возражает, когда для раскрытия темы используются зарубежные произведения, детективы, научно-популярные труды. Но главная задача все же заключается в том, чтобы показать, какой багаж собран за годы учебы в школе и насколько эффективно он используется. Так что хорошо бы освежить в памяти программные произведения отечественной литературы, которые могли бы стать базой для раскрытия той или иной темы”.
Второй совет Романова – раскрыть тему.
“Современное поколение выпускников часто сталкивается с такой проблемой, как разорванное, пиксельное сознание. Им сложно придерживаться одной линии, не уходить в сторону, – поясняет Дмитрий Романов. – Поэтому перед сочинением стоит попробовать хотя бы раз написать текст на любую тему и внимательно его вычитать. Посмотреть, насколько сложно не забывать ту тему, которую выбрал. Я не говорю, что она должна звучать в каждом предложении – но хотя бы в каждом абзаце. И тогда успех обеспечен”.
Еще одно правило идеального итогового сочинения – правильная стратегия, которая позволит наполнить сочинение, соблюсти заданный объем. Необходимо оценить свои силы и решить, анализировать одно произведение, но глубоко, или два, но более поверхностно.
“Не игнорируйте черновик, – говорит профессор. – Он поможет не только выстроить логику текста, но и выбрать грамотные речевые конструкции. Конечно, грамотность в сочинении по литературе не ставится во главу угла, но этого требует культура речи. Потому что проверяющие, конечно, все равно смотрят на уровень речевой, грамматической и пунктуационной грамотности. Равно как на такие вещи, как аккуратность и разборчивость оригинала. Решить эту задачу опять-таки поможет черновик, где можно черкать, переносить части, а потом без помарок переписать в чистовик”.
“Сочинение как форма допуска к итоговой аттестации необходимо. И мне кажется, что существующий формат оптимален, – считает Дмитрий Романов. – Если у выпускника достаточно развит интеллект и у него хотя бы средний уровень начитанности, написать такое сочинение труда не составит”.
Учитель русского языка и литературы Отрадненской гимназии (Воронежская область), педагог-наставник Ирина Аржанова советует: не пытайтесь впечатлить эксперта, экспериментируя с композицией текста. Есть риск потерять логическую нить.
“Золотой стандарт итогового сочинения: вступление, тезис, связка, два аргумента и вывод. Не забывайте, что у каждого аргумента должен быть микровывод, а в самом аргументе избегайте пересказа, – уточняет учитель. – И не стоит писать больше 500 слов. А вообще итоговое сочинение – отличный способ показать эрудированность, знания и кругозор”.
Елена Алещенко, директор института русского языка и словесности Волгоградского государственного социально-педагогического университета:
– Сочинение-допуск имеет привычную для школьников форму, по такой же схеме пишется любое сочинение по литературе, поэтому особое внимание нужно обратить на логику повествования, которая должна в финале привести к ответу на вопрос, поставленный в самой теме. Когда мы подбираем аргументы, они должны соответствовать теме. Поэтому на протяжении всей работы необходимо контролировать, не отклонились ли вы от темы.
Сочинение было введено для того, чтобы стимулировать чтение. И оно помогает продемонстрировать, на каком уровне находится развитие речи школьника. Ведь эта форма экзамена знакома нам давно, школьники писали выпускное сочинение, когда не было ЕГЭ. Тем не знали, их объявляли в день экзамена, и все с этим справлялись.
Образец комплекта тем итогового сочинения
- О чем люди чаще всего мечтают?
- Чем опасно равнодушие?
- Какая из мыслей М.Ю. Лермонтова Вам ближе: “Я ищу свободы и покоя” или “Так жизнь скучна, когда боренья нет”?
- Что значит быть гражданином?
- Человек науки – каким он должен быть?
- Разделяете ли Вы мнение о том, что речевая культура человека – зеркало его духовной культуры?