1 февраля в Институте филологии Московского педагогического государственного университета в рамках традиционных Шешуковских чтений, проводимых кафедрой русской литературы, состоялась Международная научно-практическая конференция «Русская революция 1917 года в современной гуманитарной парадигме». Филологи, историки, философы, культурологи из России, ближнего и дальнего зарубежья собрались, чтобы снова осмыслить феномен русской революции. «Переворот» или «Русская катастрофа»? «Свободная страна Советов» или «железный занавес»? Как отделить мифы от реальности тех страшных дней, возможно, подскажет отражение 1917-го в литературе. Около ста докладов было заявлено в программе конференции, представляющих разные векторы осмысления великой и трагической истории XX века, до– и постреволюционной, и ее художественного претворения.
Размышлениями о революции пронизана вся русская литература того периода, который, несмотря на обилие исторических свидетельств, так и остается непознанным и неосмысленным до конца, и нынешние Шешуковские чтения – еще одна попытка отчетливо увидеть те «окаянные дни».
«Русская революция и выбор художника»
Именно благодаря тому, что чувствовали и доверяли перу литераторы той поры, мы сегодня восполняем пробелы, оставленные исторической наукой, отметил в своем вступительном слове ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО А.В. Лубков. «Исторические факультеты были возвращены в университеты лишь в 1934 году. До этого историю Советской России в Советском Союзе не преподавали: был некий обобщенный курс обществознания всего обо всем, а гуманитарная сфера в целом пребывала в хаосе», – сказал ректор. Доклад А.В. Лубкова «Русская революция и выбор художника» задал рамку для дальнейшей дискуссии, побудив спикеров исследовать полярные точки зрения и размышлять над проблемой мифа в истории России.
Приветствуя собравшихся, ректор коснулся также истории МПГУ, отметив его самобытность: «Наш университет всегда отличался очень своеобразным кадровым составом – и преподавателей, и студентов. Студентами были те, кто по разным обстоятельствам не мог поступить, например, в МГУ, но имел свои амбиции – в первую очередь, гуманитарного характера. А что касается преподавателей, то МПГУ был местом для «ссыльных»: как людей с передовыми идеями, так и консерваторов». Так, преподавательская деятельность выдающегося философа, ученого-гуманитария Анатолия Федоровича Лосева с середины сороковых до конца восьмидесятых была связана с МПГУ, с филологическим факультетом. Замечательные традиции необходимо продолжать. Говоря о преподавательском составе, А.В. Лубков напомнил о вкладе в научную жизнь университета и в культуру в целом человека, имя которого носят чтения – советского и российского филолога и литературоведа Степана Ивановича Шешукова: 60 монографий и статей, более 50 выпущенных кандидатов и докторов наук.
Степан Иванович Шешуков родом из крестьянской семьи, родился в 1913 году в нынешней Семипалатинской области, рос на Северном Кавказе. Закончив школу, в 1930-33 гг. учился на рабфаке им. Н.И. Бухарина при МГПИ, а в 1933-37 – на факультете русского языка и литературы МГПИ, затем работал учителем в Тыве.
В июне 1941 года Степан Шешуков добровольцем ушел на фронт, а уже в августе тяжело раненым попал в плен; освобожден лишь в 1945. Клеймо военнопленного не облегчало жизнь в послевоенные годы, однако С.И. Шешукову удалось вернуться в родной МГПИ: поступить в аспирантуру, а впоследствии дорасти до доктора наук и декана филологического факультета.
На «сквозняке» истории
Доклад проректора МПГУ, доктора филологических наук, профессора, заведующей кафедрой русской литературы Л.А. Трубиной «На «сквозняке» истории: Революционная эпоха в произведениях 20-х годов ХХ века» подхватил тему исторического мифа, нарисовав картину настроений, царивших в последний год старого мира в обществе, готовившемся шагнуть в бездну.
Русские литераторы предчувствовали грядущую катастрофу, часто звали ее – вспомним хотя бы Блока, призывавшего «слушать музыку революции». Тех, кто отторгал новый уклад, среди творческой интеллигенции оказалось больше, но и голоса принявших перемены слышны отчетливо, о чем свидетельствуют и литература, и пресса 1917-го: «Если обратиться к газетам того периода, мы увидим, что все они, независимо от взглядов, пронизаны ощущением предстоящих перемен, их необходимости и значимости». Доклад Л.А. Трубиной – о противоречиях в понимании событий, о непримиримых точках зрения, о братоубийственной войне, о страхе и надеждах, которые и создали то самое зеркало литературы, которое сегодня позволяет искать истину.
Их ждут очень разные судьбы, единые лишь в одном – у них больше не будет той России…
Новый человек и освобожденная женщина
Выступление доктора филологических наук, профессора, директора Института филологии МПГУ Е.Г. Чернышевой «Деконструкция нового мифа «материнства / детства» в драматургии А.П. Платонова 1920-х – 30-х годов» продолжило тему мифотворчества в послереволюционной культуре России. Планы новорожденного общества впечатляли: «В ноябре 1918-го года проходил первый всероссийский съезд работниц, где уже задавались новые идеи: освобождения женщины от домашнего быта, воспитания нового человека, ориентированного на коммунистические ценности».
Слом патриархальных взглядов на семью, искоренение гендерных стереотипов, утверждение равенства полов, «красные свадьбы», «октябрины», право на гражданский брак и упрощенный развод, – все эти метаморфозы должны были привести модернизированную советскую семью, советскую женщину к неминуемому, казалось бы, счастью. Доклад Е.Г. Чернышевой – о первых советских утопиях и реальном положении дел в обществе тех лет, об отражении их в творчестве А. Коллонтай, Ф. Гладкова, А. Платонова и др.
Работница, будь в передовых рядах строителей социализма
Автор: Глан
Год: неизвестен
Издательство: Московский Комитет ВКП(б)
Место публикации: Москва
«Перепахала жизни многих»
Доктор политических наук, профессор МПГУ Б.Ф. Славин начал выступление со слов: «Мы живем с вами в то время, которое очень напоминает то время. Многочисленные исследовательские центры пытаются понять, выдержит ли мир тот антагонизм, который сегодня наметился, и который мы все ощущаем».
Доклад Б.Ф. Славина «О мифах Октября и советской истории» содержал ключевой вопрос: «Почему революция расколола общество на две части?» Один из ответов, вероятно, в сути мифов, бытующих в наши дни. Главный из них, по мнению профессора, заключается в том, что революция была «простым переворотом, совершенным некими русофобами, сионистами, людьми, получавшими деньги из Германии». «Этот миф пытается нивелировать значение революции, хотя мы с вами прекрасно знаем, что она перепахала жизни многих: талантливых литераторов, поэтов, философов, – отметил Б.Ф. Славин. – Я считаю, что революция – это смена у власти колоссальной группы людей, она совершается всем народом, а не отдельным классом».
Будучи явлением глобальным, революция запускает процесс резких перемен, открывая новую эру в литературе и искусстве – в России этой вехой стал советский период, с существованием которого, по мнению докладчика, связан еще один важный миф: «советский период не оставил следа в культуре». Докладчик призвал осмыслить корни этой проблемы, вспомнив имена Шолохова, Толстого, Горького, Пастернака, философов советской поры и многих других деятелей культуры.
«Революцией было отречение Николая»
И, наконец, завершил пленарное заседание доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН Д.Д. Николаев. Доклад «Похороны Эзопа»: русская сатира в 1917 году (от марта – к октябрю)» стал наглядно проиллюстрированным обзором сатирических журналов. Взяв отрезок между двумя революциями, профессор Николаев продемонстрировал основные тенденции сатирической прессы периода Временного правительства: обозначил мишени популярных бульварных журналов, которые издатели выбирали в России и за ее пределами.
«Интерпретация бульварной сатиры 17-го года как контрреволюционной естественна для исследований советского периода, поскольку настоящей подлинной революцией считалась Октябрьская социалистическая. А те, кто не поддерживал весной и летом большевиков – тем более, те, кто обличал их – демонстрировал, с этой точки зрения, свою историческую ограниченность. Сейчас понятие «революция» также связывается, в первую очередь, с октябрем 17-го, а Февральская воспринимается как пролог к Октябрю», – констатировал Д.Д. Николаев. Однако в самом 17-м году, отметил докладчик, о глобальных переменах, которые повлечет октябрь, разумеется, и помыслить никто не мог: «Революцией было отречение Николая и провозглашение республики, а как контрреволюционные силы воспринимались не только монархисты, но и большевики».
Сатирические журналы 1917-го
На конференции собравшиеся исследователи уделили внимание следующим аспектам глобальной темы:
- обновление методологических подходов к изучению литературы и культуры революционной эпохи;
- историософские и утопические концепции в литературе революции и гражданской войны;
- эволюция национального сознания и национального характера в революционную эпоху;
- направления развития русской литературы в контексте революционного искусства;
- история революционных идей и образов в русской и зарубежной литературе XVIII-XX веков;
- русская революция 1917 года и ее осмысление в журналистике и публицистике XX – начала XXI веков;
- литература о революции в политологическом и социологическом аспекте: значение и функции;
- современная словесность (литература, публицистика, журналистика) о русской революции: сюжеты, герои, стилевые поиски;
- проблемы и перспективы школьного изучения русской революции 1917 года на уроках литературы, истории, МХК.
В рамках XXII Шешуковских чтений состоялись тематические секции: «Историософские и утопические концепции в литературе эпохи революции и гражданской войны», «Этико-эстетические искания русских писателей революционной эпохи», «Литература, публицистика, журналистика о русской революции: сюжеты, герои, стилевые поиски», «Проблемы и перспективы филологического изучения русской революции 1917 года». В обсуждении приняли участие доктора и кандидаты наук, аспиранты, магистранты, студенты, педагоги-практики и журналисты из России, Беларуси, Венгрии и Китая; российская сторона была представлена ВУЗами из 15 регионов страны: Москвы, Московской области, Воронежа, Саратова, Самары, Челябинска, Ярославля, Рязани, Курска, Махачкалы, Смоленска, Орла, Ельца, Ижевска и Глазова.
«С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою Историею
железный занавес.
— Представление окончилось. Публика встала.
— Пора одевать шубы и возвращаться домой.
Оглянулись.
Но ни шуб, ни домов не оказалось».
В.В. Розанов
«Апокалипсис нашего времени»
Текст: Зоя Милославская, фото: Иван Кузнецов