15 марта 2023 года кафедра ЮНЕСКО МПГУ «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» приняла участие в третьем, заключительном семинаре, организованном Сектором образования ЮНЕСКО для обсуждения дорожной карты, принятой на 3-й Всемирной конференции по высшему образованию, которая прошла в Барселоне в мае 2022 года. Участие российских кафедр в цикле дистанционных семинаров-консультаций о будущем высшего образования было рекомендовано Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО, и кафедра МПГУ стала участником всей серии семинаров.
Первый семинар «За гранью возможного: новые способы переосмысления будущего высшего образования» (25 января 2023) был посвящен осмыслению кризисных явлений, с которыми столкнулось мировой сообщество и система образования в мире; второй – «Действия, основанные на знаниях: преобразование высшего образования в интересах глобальной устойчивости» (15 февраля 2023) предложил обсуждение возможных действий по трансформации высшего образования. В подготовке и подведении итогов семинаров принимает участие Независимая группа экспертов по работе с университетами и по реализации Повестки дня на период до 2030 года.
Третий семинар был нацелен на обсуждение основных идей доклада «Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования», подготовленного Международной комиссией ЮНЕСКО по перспективам образования и представленного в штаб-квартире ЮНЕСКО 21 ноября 2021 года. В работе семинара приняли участие представители более 80 кафедр ЮНЕСКО и сетей УНИТВИН, в том числе из России, а также эксперты от государственных и общественных организаций. Выступавшие на Семинаре докладчики, фокусируясь на разных социальных, экономических и экологических проблемах, стоящих перед современным обществом, пришли к единому выводу о том, что мир переживает переломный момент, и что основой его обновления и преобразования являются знания и обучение.
Семинар открыл Сабхи Тавил, директор группы «Будущее образования и инновации», которая в том числе координирует программу УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО. После приветствия он напомнил участникам семинара, что после Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию, состоявшейся в мае 2022 года в Барселоне, была подготовлена дорожная карта, направленная на изменение идей и практики в сфере высшего образования для обеспечения устойчивого развития планеты и человечества. В течение этого времени, в том числе и на семинарах ЮНЕСКО, ведется активное обсуждение вопросов трансформации высшего образования, укрепления коалиции мирового сообщества высшего образования в поддержку Повестки дня в области развития на период до 2030 года и далее. Модератором семинара выступила эксперт группы Шарлен Камиль.
В целом, в выступлениях участников семинара как необходимые меры были отмечены: развитие сотрудничества университетов, переосмысление того, как знания и обучение формируют будущее человечества и планеты; решение возникающих серьезных проблемы, связанных с изменением климата; необходимость переосмысления образования в целях решения проблем, связанных с развитием современных цифровых технологий, имеющих огромный преобразующий потенциал; необходимость совершенствования здравоохранения в целях создания будущего; актуальность создания нового общественного договора в области образования, который должен быть направлен на восстановление баланса отношений друг с другом, планетой и новыми технологиями.
О роли кафедр ЮНЕСКО и университетского сообщества говорил в своем выступлении ректор, профессор кафедры ЮНЕСКО по будущему образования Лиссабонского университета Антониу Новоа. Он подчеркнул необходимость учета самого разного спектра мнений в школах, университетах и других образовательных организациях, отметил ведущую роль вузов в развитии общего образования, в разработке нового социального договора в образовании. По его мнению, университеты отличаются от всех других учреждений тем, что они открыты и разнообразны, в университетах студенты учатся не только у профессоров, но и друг у друга. Активно развивается исследовательская деятельность – в прошлом году вузами было издано 45 миллионов научно-исследовательских работ. Важным компонентом является интернационализация высшего образования, повышение мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава.
Краткую характеристику высшего образования в Африке представила в своем выступлении вице-президент кафедры ЮНЕСКО по управлению высшим образованием Университета Бата (Великобритания) Раджани Найду. Она отметила необходимость глобальной солидарности и международного взаимодействия, демократического и честного участия в сотрудничестве и конкуренции представителей образовательных организаций всех регионов мира, а также в соблюдении прав женщин на высшее образование.
В выступлении доктора философии и международных наук, зам. декана по социальным и гуманитарным наукам Кафедры ЮНЕСКО «Интернационализация высшего образования и глобальное гражданство» Университета Гвадалахары (Мексика) Джоселины Гасел-Авила был также сделан акцент на важности интернационализации высшего образования. По ее мнению, высшее образование должно подтвердить ценности и принципы интернационализации, цель которой – формирование у выпускников вузов навыков глобального гражданства. Более подробно она остановилась на международном сотрудничестве в системе высшего образования, которое, по ее мнению, должно быть сосредоточено на наращивании потенциала, на передаче знаний и на многостороннем (трехстороннем) сотрудничестве.
Выступление старшего лектора Отдела экологических исследований и общественного развития Кафедры ЮНЕСКО по развитию высшего образования в интересах зеленой экономики и устойчивого развития Университета Кеньятта (Кения) доктора Доркас Берил Отьено было посвящено происходящим на планете изменениям климата и деградации окружающей среды – реальным угрозам выживанию человечества и других видов на планете Земля. Она также отметила, что в условиях меняющегося климата решающая роль принадлежит образованию, и прежде всего университетам, перед которыми стоит задача изменить обстановку, остановить деградацию окружающей среды, а также принять активное участие в декарбонизации и экологизации экономики. По ее убеждению, климатические и экологические катастрофы ускоряются экономическими моделями, зависящими от неустойчивых уровней использования ресурсов. В заключение доктор Отьено сказала, что учреждения высшего образования должны более детально заниматься вопросами эффективного использования окружающей среды, экологическим образованием, преобразованием экономики.
Далее в краткой серии вопросов и ответов прозвучали мысли о том, что в университетах разных стран по-разному стоит проблема конкуренции вузов. Например, университеты Мексики не ведут борьбу за иностранных студентов, нет интереса к интернационализации учебных программ, как в северных странах. Для многих университетов приоритетным является развитие сотрудничества в сфере образования со странами Латинской Америки и Африки.
Завершая работу Семинара, Собхи Тавил еще раз подчеркнул центральную роль образования в развитии человеческого потенциала, общества и экономики, а также отметил необходимость дальнейшего развития образовательных программ ЮНЕСКО, которые нацелены на совершенствование качественного образования во всём мире, обеспечение всеобщего права на образование на протяжении всей жизни.
Заключительное слово произнес экс-генеральный директор ЮНЕСКО, инициатор многих программ в области гуманитарно-образовательного сотрудничества, в том числе программы культуры мира, доктор Федерико Майор. Отвечая на поставленный им же самим вопрос о том, как воплотить в жизнь то, что решено, он отметил необходимость каждодневных, общих и всеобъемлющих действий. Майор подчеркнул важность включения всех в решение вопросов будущего планеты, опасность европоцентризма, необходимость учета самых разных мнений. Принимаемые решения о будущем образования, по его мнению, должны быть многосторонними, международными и междисциплинарными, именно поэтому деятельность в мире 950 кафедр ЮНЕСКО, объединенных в сеть УНИТВИН, так важна для принятия быстрых и равнозначных для всех решений.
Из осмысления результатов проведения серии семинаров организаторами: «Участники семинара обсуждали основные положения Доклада, в том числе: необходимость глобальной солидарности и международного сотрудничества; роль вузов в разработке нового социального договора в области образования; актуальность развития исследований и инноваций; формирование методов использования потенциал цифровых технологий; необходимость активного участия в декарбонизации и экологизации экономики; обеспечение права на качественное образование для всех на протяжении всей жизни».
«Помимо “обучения”, высшее образование предполагает присутствие, участие, равенство и плюрализм, социальную справедливость… В контексте многочисленных перекрывающихся кризисов высшее образование несет огромную ответственность за трансформацию образования и общества в период до 2050 года и далее».
Обсуждение основных идей доклада Международной комиссии по будущему образования за 2021 год «Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования» подтвердило:
«Во-первых, качественное образование на протяжении всей жизни как право человека. Во-вторых, образование как коллективное общественное начинание и общее благо. В-третьих, образование должно отражать широкое разнообразие способов познания, жизни и бытия человечества для решения взаимосвязанных задач посредством приобретения, применения и генерирования знаний».
В.Ф. Захаров
М.А. Кривенькая