31 октября состоялось рабочее заседание Федерального учебно-методического объединения высшего образования по УГСН Образование и педагогические науки под председательством Елены Ивановны Казаковой.
На обсуждение было вынесено три вопроса: о ходе реализации пилотного проекта по педагогическому образованию, о сопряжении квалификаций, о подготовке проекта методических рекомендаций по формированию цифровой культуры и цифровой грамотности у студентов педагогических вузов.
Александр Александрович Федоров, ректор ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», рассказал, что в пилотный проект вошли три УГСН (Образование и педагогические науки, Химические науки, Юриспруденция) и все уровни образования. Университет апробирует два типа педагогической магистратуры: исследовательскую и прикладную. Программы базового высшего образования строятся по модульному принципу, с использованием гибких образовательных траекторий и возможностей получения дополнительных профессиональных квалификаций. Отметил «бесшовный переход» от магистерских программ к подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре, это стало возможным путем переноса модуля по методологии науки из аспирантуры в магистерские программы.
От МПГУ в заседании приняла участие проректор по учебно-методической работе Екатерина Александровна Балабаева, которая поделилась опытом МПГУ по разработке образовательных стандартов подготовки педагогических кадров в рамках пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования. Участие университета в пилотном проекте дало право разработать собственные образовательные стандарты. На первом этапе проекта университетом были утверждены два образовательных стандарта по педагогическому и психолого-педагогическому образованию. При их разработке были учтены требования Министерства высшего образования и науки по макету проекта ФГОС-4 и Ядра высшего педагогического образования как прямой связи с запросами сферы труда, а именно, основного общего образования.
Елена Ивановна Казакова положительно оценила работу МПГУ по разработанным образовательным стандартам, взвешенному подходу к совмещению педагогических квалификаций. Далее членам ФУМО было предложено еще раз проработать вопрос совмещения профилей при апробации программ по специальному (дефектологическому) образованию: что можно совмещать, а что нет.
В завершение заседания Елена Ивановна рассказала о подготовленном проекте методических рекомендаций по формированию цифровой культуры и цифровой грамотности у студентов педагогических вузов. Отметила, что в современном мире нельзя не учитывать цифровые технологии при обучении студентов. В каждом педагогическом вузе должна реализовываться стратегия цифрового развития.
Учебно-методическое управление