22 мая 2024 года в Российском университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы состоялось заседание Российского комитета по образовательным программам ЮНЕСКО.
Заседание вел председатель Комитета, президент РУДН Владимир Михайлович Филиппов. Повестка заседания включала важные для развития международного образовательного пространства доклады. Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, зам. директора Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России Татьяна Евгеньевна Довгаленко рассказала участникам об итогах 219-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО.
Обзор вопросов, обсужденных в рамках Международной конференции ЮНЕСКО по вопросам статистики в области образования (Париж, февраль 2024 г.) представил декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, президент Российского психологического общества Ю.П. Зинченко.
В сообщении старшего советника Секретариата Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО К.А. Гавердовской об исследовании Института статистики ЮНЕСКО по вопросам образования было уделено внимание вопросам, связанным с выполнением ЦУР 4 (качественное образование) Международной повестки по устойчивому развитию на период до 2030 года. В обсуждении участие приняли: зам. начальника Отдела многостороннего сотрудничества и международных организаций Минобрнауки России А.А. Николаева, зам. начальника Управления международной статистики Федеральной службы государственной статистики И.И. Матюшев, директор Департамента международных связей с общественностью Минпросвещения России У.А. Рассуханов. Участники заседания одобрили предложение В.М Филиппова продолжить работу на этом направлении в составе рабочей группы (с участием представителей Минпроса РФ, Минобразования РФ и Федеральной службы государственной статистики РФ) по координации предоставления статистических данных и подготовки своевременной информации в ЮНЕСКО о достижении РФ обязательных показателей ЦУР 4.
По итогам обсуждения вопроса о планируемом пересмотре Исполсоветом ЮНЕСКО принятых в 1974 году Рекомендаций ЮНЕСКО о положении учителей (сообщения К.А. Гавердовской и У.А. Рассуханова) рекомендовано принять инициативное участие в процессе подготовке предложений по данному вопросу.
В рамках пункта повестки «О развитии сотрудничества со странами Африки, БРИКС и СНГ (по итогам заседания Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО РФ и Национального совета Ассоциированных школ ЮНЕСКО РФ) опытом работы ассоциированных школ и профильной кафедры ЮНЕСКО поделилась президент Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань) Н.М. Прусс. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Ю.А. Антохина рассказала про проводимые на базе ГУАП мероприятия и реализуемые проекты по линии ЮНЕСКО в партнерстве с Китаем. Индией, ЮАР, Узбекистаном, Белоруссией и др. странами.
Председатель Координационного комитета российских кафедр ЮНЕСКО В.К. Егоров позитивно отметил достижения ряда кафедр ЮНЕСКО и в качестве примера привел работу кафедры ЮНЕСКО Московского педагогического государственного университета (МПГУ) по развитию сотрудничества с «русскими школами» за рубежом, организации ежегодных международных семинаров «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество», об исследованиях и публикациях кафедры по обсуждаемой проблематике. Предложил проработать вопрос о создании «тематических кластеров» кафедр по ключевым направлениям международного научно-образовательного сотрудничества в рамках ЮНЕСКО. Данное предложение было поддержано и получило отражение в рекомендации Координационному комитету кафедр ЮНЕСКО РФ изучить возможность организации сети с опорой на «базовые» кафедры по основным направлениям деятельности ЮНЕСКО.
В числе значимых мероприятий текущего года – участие российской делегации в Форуме кафедр и партнеров ЮНЕСКО «Преобразование знаний для будущего Африки (Аддис-Абеба. Эфиопия. 30.09.– 02.10.2024).
В работе заседания Российского комитета по образовательным программам ЮНЕСКО приняло участие более 20 представителей из Минпросвещения России, МИД России, Минобрнауки России, ведущих образовательных организаций высшего образования России, а также международных кафедр ЮНЕСКО России.