17 апреля в рамках XXIV Международного педагогического конгресса на площадке Балтийского федерального университета им. И. Канта состоялось открытое заседание ФУМО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», которое было посвящено обсуждению вопросов реализации федерального пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования.
Наряду с членами ФУМО в заседании приняли участие более 200 представителей высшего образования, экспертов, а также вузов-участников пилотного проекта – Балтийского федерального университета, Московского педагогического государственного университета, Томского государственного университета.
Открывая совещание, председатель ФУМО Елена Ивановна Казакова обозначила задачи: проанализировать опыт участия вузов в пилотном проекте, его первые результаты, проблемные поля и наметить перспективы развития педагогического образования в контексте происходящих изменений в системе высшего образования.
От МПГУ в работе ФУМО приняла участие делегация в составе первого проректора В.П. Дронова, проректора по учебно-методической работе Е.А. Балабаевой, проректора по развитию В.В. Страхова, директора Института детства А.А. Алмазовой, начальника отдела региональных проектов Управления стратегического развития Р.В. Гаввы, помощника проректора Т.М. Кадзоевой и зам. начальника Учебно-методического управления А.И. Акимовой.
Екатерина Александровна Балабаева представила опыт реализации пилотного проекта по обновлению педагогического образования в МПГУ, отметив, что пилотный проект призван обеспечить переход на новую систему высшего образования, который позволит предоставить новые возможности для качественного образования. Структурные изменения тесно связаны с изменением содержания образования, в центре которого ценностно-смысловой подход. Екатериной Александровной был сделан акцент на ключевых позициях, которые апробируются в ходе пилотного проекта: самостоятельно разработанные университетом образовательные стандарты, возврат к системе профессиональных квалификаций, многопрофильность подготовки, апробация обновленной структуры подготовки педагогических кадров, в основе которой – Ядро высшего педагогического образования, представленное совокупностью структурных элементов образовательной программы, обеспечивающих единство подходов к содержанию подходов педагогов. Новые модели обусловливают необходимость поиска новых форм организации образовательного процесса: в частности, получил развитие институт академического наставничества, происходит раннее погружение в профессиональную среду.
В пилотном проекте МПГУ также апробирует модель, совмещающую классическое и педагогическое образование, что приобретает особую актуальность в условиях кадрового дефицита в сфере общего образования.
Опытом реализации программ пилотного проекта поделились также И.Ф. Фильченкова, проректор по образовательной деятельности Балтийского федерального университета, и Е.А. Суханова, директор Института инноваций в образовании Томского государственного университета.
Все выступающие отметили, что в основе пилотных программ – ценностные основания в сочетании с новой фундаментальностью, определение которой является одной из первоочередных задач.
Подводя итоги совместного заседания, Е.И. Казакова поблагодарила представителей вузов-участников пилотного проекта, подчеркнув, что перед педагогическим образованием стоит ряд задач, решение которых возможно только в согласованном взаимодействии педагогического и экспертного сообщества.
Учебно-методическое управление