15 апреля 2023 г. на заседании Студенческого научного общества Института истории и политики МПГУ состоялась дискуссия «Философия “вечного мира” И. Канта в мире аниме “Атака титанов”».
В ходе встречи был затронут ряд вопросов, среди которых концепция «вечного мира» И. Канта, семиотизация истории европейской цивилизации в нарративном мире японской анимации.
К каким выводам мы пришли?
Во-первых, как манга, так и аниме представляет собой нарративную реальность с вымышленными героями. Но все же те не являются чистой фантазией автора.
«Атака» – кладезь символов, попытка осмысления и репрезентации всего культурного опыта европейской цивилизации Востоком через элементы массовой культуры.
В произведении Хадзимэ Исаяма мы можем увидеть отголоски греческой и германо-скандинавской мифологии, которые автор транслирует как через элементы мифологических сюжетов (титан Кронос, пожирающий своих детей; убийство титана Имира тремя его чадами), так и посредством произведений творений художников эпохи Возрождения. Особое влияние Исаяма отводит произведениям испанского художника Франсиско Гойи (работы «Колосс» и «Сатурн, пожирающий своих детей»).
Таким образом, на базе существующих религиозных концепций и мифологем европейской цивилизации культурный нарратив формирует новые, актуальные в современном мире символы. Историческая же действительность в произведении Исаяма выступает не как нечто внешнее для познающего субъекта, а как то, что конструируется языком и дискурсивной практикой. Лучше всего это видно в том синтезе исторического окружения XIX – первой половины XX в. и религиозного мифа, который мы можем наблюдать в мире «Атаки». Обозначенный подход позволяет мангаке не только упростить для нашего понимания существующую реальность, но и истолковать элементы вымышленного повествования.
Во-вторых, Хадзимэ Исаяма, когда формулирует свою философию свободы, войны и мира, красоты и уродства, справедливости и жестокости, не апеллирует к конкретному философскому течению. Безусловно, в «Атаке титанов» мы можем увидеть элементы воззрений Фридриха Ницше (идея «сверхчеловека»), Артура Шопенгауэра (восприятие страдания не просто как неотъемлемой части человеческой жизни, но и как самой ее сути). Но это именно элементы, а не прямое следование в русле их воззрений.
В связи с этим возник вопрос, а есть ли в «Атаке» отражение идей Иммануила Канта? В частности, философия «вечного мира»? По нашему мнению, да. Но со своими оговорками.
Философский трактат «К вечному миру» был написан И. Кантом в 1795 г. в связи с обсуждавшимся в то время в обществе Базельским мирным договором между Францией и Пруссией.
Современники чувствовали, что этот договор не сулит прочного мира. Они задавались вопросом, возможен ли вообще прочный мир? Что такое вечный мир на Земле – иллюзия или реальность? Попытку найти ответ на эти сложные вопросы предпринял И. Кант в рассматриваемой работе.
Элементы воззрений Канта мы видим и в произведении Исаяма. Как и реальный мир, мир «Атаки» развивался в схожей парадигме развития.
Первая попытка же ухода от описанного конфликта была осуществлена императором Карлом Фрицем, когда тот заключил договор не войны, но мира. Договор Фрица установил мир дважды: первый раз – во всем мире, когда были воздвигнуты стены; второй раз – в момент дачи «клятвы мира», согласно которой «до того дня возмездия (за причиненные элдийцами страдания остальному человечеству) позвольте мне насладиться кратким раем, свободным от конфликтов в стенах. Это все, о чем я вас прошу». Но, как мы знаем, договор Фрица обеспечил мир лишь внутри стен. Вне же них спустя время начались уже новые войны.
Почему же так вышло? Как у Канта, так и у Исаяма мы становимся свидетелями широкой трансформации мира. Начиная с эпохи варварства мир идет к цивилизации, подходя (пусть и через боль и страдания) к становлению гражданского самосознания и стремлению людей к всеобщему диалогу.
Ярким примером из «Атаки» может быть ситуация в Элдии, когда после свержения монархии и установления власти военных элдийское общество уже не становится столь аполитичным, формируя в себе гражданскую составляющую. Финал же «Атаки титанов», когда мир оживает после «дрожи земли», дает намеки и на новое качество мира, когда «война титанов» уходит в далекое прошлое.
Сам же мир все ближе подходит к подлинному праву, когда, быть может, окончательно пробудится стремление народов к построению миропорядка на основе федерализма свободных государств (оставшихся после «дрожи земли») и многих народов мира Исаямы.
Вот такая у нас прошла дискуссия. Ждем вас снова (особенно если хотите и дальше изучать современную массовую культуру).
СНО ИИиП