15 декабря 2022 года в Российском университете дружбы народов прошло ежегодное заседание Национального ректората Университета ШОС. В заседании приняли участие представители вузов-участников Университета ШОС из Москвы и регионов РФ. Московский педагогический государственный университет представляли на заседании начальник Управления международного связей В.В. Круглов и директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО М.А. Кривенькая.
Программа заседания включала три основных пункта: о деятельности и развитии УШОС, о приемной кампании обучающихся на совместные образовательные программы УШОС, о создании и внедрении проекта «Цифровой Университет» и развитии цифровой академической мобильности.
Традиционно основные итоги деятельности Университета ШОС в прошедшем году и перспективах развития были представлены проректором по международной деятельности РУДН Л.И. Ефремовой. На данный момент сетевой университет объединяет 78 вузов из шести стран-членов (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан), продвигается процесс вхождения четырех стран-кандидатов (Индия, Иран, Пакистан, Узбекистан). В целом работа УШОС оценивается как стабильная, однако, исходя из разного опыта стран по реализации совместных образовательных программ, ректорат на прошлом заседании принял решение о корректировке некоторых позиций концепции, рассчитанной на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Вузам-участникам предложено высказывать свои предложения до февраля 2023 года.
По запросу ректората УШОС Московский педагогический государственный университет на данный момент уже внес ряд предложений, в частности, касающихся критериев отбора вузов, формирующих УШОС. Сейчас в число критериев входят опыт вуза по обучению студентов стран ШОС, условия их пребывания, интенсивность международных связей вуза со странами ШОС, опыт реализации международных образовательных программ, эффективность образовательной и научной деятельности по подготовке специалистов, соответствующих направлениям в УШОС, наличие в вузе структурных подразделений для подготовки студентов по РКИ и китайскому языку. Изменения в основном касаются численных показателей, а также возможности вуза реализовывать совместные образовательные программы более чем по одному направлению подготовки.
МПГУ по всем критериям демонстрирует устойчивые позиции члена УШОС. Также он являет собой пример вуза, который заявил о готовности к реализации совместных программ по двум направлениям: по направлению Педагогика – магистерская программа «Менеджмент в образовании» и по направлению Регионоведение – программа бакалавриата «Регионоведение России» (Этнокультурное регионоведение). Магистерская программа готовилась к реализации с вузами Казахстана (представители МПГУ подтвердили запрос университета на выделение на 2023/24 учебный год 5 квот). Интерес к программе по регионоведению (Россиеведению) на данный момент проявили китайские партнеры, в частности, Ланчьжоуский университет.
В этот раз на заседании национального ректората УШОС также подчеркивалась необходимость гибких подходов в решении возникающих вопросов в рамках образовательного сотрудничества стран. С этим согласился и присоединившийся онлайн заместитель руководителя Россотрудничества П.А. Шевцов, который, в частности, подтвердил возможность переброски квот между российскими университетами – вопрос, который представляет особую важность в условиях неопределенности, с которой сталкиваются вузы.
Отдельное внимание ректорат УШОС уделяет последние два года развитию цифровой академической мобильности и Цифрового университета УШОС. Ответственным за развитие данного направления является Алтайский государственный университет, который представил свое видение этого проекта и призвал вузы-члены университета ШОС к сотрудничеству, в том числе в части привлечения специалистов IT-технологий.
Еще одним вопросом, который может быть интересен для МПГУ, является проработка возможности развития в рамках УШОС программ по дополнительному образованию. В отношении ДПО предпочтение будет отдаваться большим модульным программам, которые будут включать как обязательный модуль русский язык и профильные специальности. В данном контексте опыт МПГУ по реализации дополнительных образовательных программ по обучению иностранных слушателей-преподавателей русского языка и обучающих на русском языке (с включением модулей по Россиеведению, культуре России и информационным технологиям преподавания русского языка), реализованных в МПГУ для представителей из 18 стран осенью 2022 года, может быть востребован.
В ходе заседания представители МПГУ имели возможность задать интересующие их вопросы Л.И. Ефремовой, обменяться мнениями с представителями вузов-участников из Москвы, Петербурга, Новосибирска, Астрахани и др. Со многими из них у университета уже налажено образовательное и научное сотрудничество, реализуются молодежные проекты, информационный обмен, публикационная активность. Совместная работа в рамках УШОС является хорошей платформой для обмена опытом и развития не только международной, но и внутрироссийской академической мобильности.
М.А. Кривенькая
В.В. Круглов