11 декабря 2023 года завершающее в текущем календарном году заседание Учёного совета Института математики и информатики было ознаменовано выступлением заведующего кафедрой элементарной математики и теории чисел ИМИ МПГУ Владимира Алексеевича Смирнова с докладом «Школьное математическое образование: традиции и современность».
Владимир Алексеевич Смирнов – доктор физико-математических наук, профессор, автор серии учебных пособий по математике. На счету Владимира Алексеевича более 200 научных и учебно-методических трудов. В.А. Смирнов окончил в 1972 году Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина и имеет стаж педагогической работы в МПГУ более 48 лет. Сфера научных интересов Владимира Алексеевича: геометрия и топология, методика обучения геометрии в школе, математический анализ, элементарная математика.
В своем выступлении Владимир Алексеевич выделил актуальные проблемы школьного математического образования в России: снижение качества школьного математического образования и сокращение числа учащихся, выбирающих свою профессию, связанную с математикой. В.А. Смирнов представил ретроспективный анализ учебной литературы и содержания программ отечественного математического образования, а также рассказал об истории развития и современном состоянии математического
образования в России.
Особое внимание Владимир Алексеевич уделил действующим нормативным документам, регламентирующим содержание математического образования, и обозначил имеющиеся в них недостатки, влияющие на результаты обучения.
В.А. Смирнов предложил конкретные меры для решения имеющихся проблем школьного математического образования:
- Обновить концепцию развития математического образования в Российской Федерации, обратив особое внимание на меры по её реализации.
- Продолжить работу по совершенствованию Федеральных образовательных программ по математике. Вместо слов «базовый уровень» в этих программах использовать слова «общеобразовательный уровень». Привлечь к работе над этими программами ведущих специалистов в области школьного математического образования – математиков, педагогов, авторов учебников и др.
- Предусмотреть в Федеральном перечне наличие нескольких учебников по математике, реализующих различные методики обучения математике. Отбор учебников производить на конкурсной основе.
- Восстановить устный экзамен по геометрии по окончании 9-го класса, который был до введения ЕГЭ.
- Повысить уровень предметной подготовки по математике и методике обучения математике студентов педагогических вузов.
- Принять меры по пропаганде образования и науки, повышению престижа работников этих сфер, повышению мотивации учащихся к обучению математике.
Владимир Алексеевич Смирнов поблагодарил руководство ИМИ МПГУ доктора педагогических наук, профессора С.Д. Каракозова и ученый совет Института за предоставленную возможность рассмотреть на заседании актуальный вопрос.
В свою очередь Сергей Дмитриевич Каракозов поблагодарил В.А. Смирнова за представленный качественный доклад и предложил продолжить традицию подобных выступлений ведущих ученых Института, проводить их чаще, например, каждый семестр.
В.А. Смирнов ответил на поступившие вопросы от членов ученого совета и от дистанционных участников мероприятия.
В мероприятии приняли очное участие члены ученого совета ИМИ МПГУ, дистанционное участие приняли представители математических факультетов педагогических вузов России (более 60 слушателей): Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Воронежского государственного педагогического университета, Борисоглебского филиала Воронежского университета, Горно-Алтайского государственного университета, Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева, Курского государственного университета, Чеченского государственного педагогического университета и др.
Презентация выступления профессора В.А. Смирнова
Ссылка на видеозапись трансляции https://vk.com/video-30321356_456239896?list=ln-NEJMjRG2NLyxBixzq2
Источник: https://mpgu.su/staff/smirnov/?ysclid=lq2cmmaeb396172744
Источник: http://vasmirnov.ru/index.html