Завершается социально-ориентированный проект «Позвони мне: занятия и совместная образовательная деятельность с «особенными детьми» в условиях самоизоляции», организованный студентами кафедры дошкольной дефектологии Института детства по инициативе Дарьи Беляевой и актива студентов 2-4 курсов бакалавриата. Для этого была создана специальная группа ВКонтакте. Позднее к ним присоединились и магистранты, и выпускники Института детства, желающие помочь девушкам в осуществлении волонтерской акции.
Проект длился почти два месяца и включал ежедневные игры-занятия с детьми раннего и дошкольного, младшего школьного возраста, а также подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья, которые проходили в Zoom или Skape. Среди них были и дети с задержками речевого и психомоторного развития, с общим недоразвитием речи и расстройствами аутистического спектра, с нарушением интеллекта, а также с множественными и сочетанными нарушениями развития. Спецификой дистанционного взаимодействия с ними было то, что нужно было заниматься не только индивидуально, но и в условиях подгрупповой работы – в условиях семейного воспитания и обучения, инклюзии с нормально развивающимися детьми и совместной деятельности с родителями. К концу проекта собралось около 30 таких семей со всех уголков России: от Краснодара до Ленинградской области.
Для того, чтобы сплотить семьи и включить их в творческую совместную деятельность, студенты придумали раз-два в неделю проводить интерактивные литературные гостиные, на которые собирались все дети, их братья и сестры, родители. На таких гостиных девушки не только рассказывали в лицах сказки и рассказы, иллюстрируя их слайдами мультимедийной презентации или диафильмами, но и беседовали со зрителями, предлагали им задания на внимание и восприятие, память и мышление, развитие речи и математических представлений. Но больше всего дети и родители всегда ждали последнего этапа гостиной – совместного рисования или лепки, аппликации и конструирования, которые позволяли по-новому взглянуть на сюжет истории и почувствовать себя ее героями!
Потом, после окончания гостиных и дистанционных занятий, родители обсуждали с детьми то, что им запомнилось и показалось интересным, и давали обратную связь в общем чате для наших молодых дефектологов и логопедов, психологов. Те в ответ искали новые приемы и методы работы, разрабатывали авторские пособия и дистанционные средства обучения, которые никогда бы не родились, если бы не дистант и не вынужденная ситуация самоизоляции. Кроме того, были проштудированы санитарно-гигиенические требования к организации дистанционного обучения детей, разработанные Институтом возрастной физиологии РАН под руководством Т.В. Волковой, и адаптированы к работе с детьми, имеющими ОВЗ – и все интерактивные мероприятия проводились с их учетом.
Такая инициатива студентов не могла быть не замеченной со стороны преподавателей – студенческий проект был приглашен к участию в Международном фестивале «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей» – и выиграл в нем, заняв 1 место и заслужив высокую оценку профессионального жюри. Но останавливаться на этом наши девушки не хотят, поэтому после окончания режима самоизоляции проект получит новую жизнь. Какую? Пока это секрет. Узнаем в свое время.