17 апреля завершил свою работу XXII Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Это проект для школьников, увлеченных наукой, его работа проводится в два этапа: заочный тур – любой подросток может подать свое исследование на Конкурс и получить отзыв специалиста, очный тур – Чтения им. В.И. Вернадского в апреле, – на которые приглашаются наиболее перспективные авторы.
С 13 по 17 апреля более 900 человек (это 65 регионов России, представители Казахстана, Белоруссии, Чехии, Словакии) – юные исследователи, их руководители, рецензенты и эксперты (сотрудники московских вузов и НИИ) – принимали участие в представлении и обсуждении результатов работ, научных семинарах, лекциях и круглых столах по обмену опытом. Данный Конкурс – способ объединить начинающих исследователей и их старших опытных коллег в процессе научного взаимодействия. Главными площадками его проведения являются Центр по опережающему развитию «Воробьевы горы» и лицей № 1553 им. В.И. Вернадского. Проводящие организации: Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия наук, Комиссия по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН, Департамент образования города Москвы, Межрегиональный ресурсный центр по опережающему развитию дополнительного образования в России «Воробьевы горы», Московский педагогический государственный университет, Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Лицей № 1553 им. В.И. Вернадского, Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского.
С самого начала существования Конкурса МПГУ принимает активное участие в его работе и развитии. В этом году на открытии очного тура перед школьниками выступил ректор нашего вуза, академик Алексей Львович Семенов, который поздравил ребят и пожелал им как можно дольше сохранять исследовательский задор – и в науке, и в жизни, так как именно он позволяет человеку двигаться вперед и быть конкурентноспособным. Также стендовую сессию посетил директор Института физики, технологии и информационных систем Сергей Александрович Ловягин.
«История Конкурса началась в 1993 году. Из небольшой школьной конференции он перерос в мероприятие всероссийского, а теперь и международного масштаба. Цели Конкурса: во-первых, дать школьнику возможность представить свою работу, получить качественную оценку специалиста – и похвалу, и критику; во-вторых, «устроить» личную встречу начинающего ученого с его «взрослым» коллегой для обсуждения научных проблеем, обучения правилам научной дискуссии…», – говорит заведующий кафедрой психологической антропологии, профессор Алексей Сергеевич Обухов. Более 20 лет он является руководителем научной программы, а также секции «Человек в современном мире», разработчиком концепции психолого-педагогического сопровождения. По его приглашению в работу Научного лектория Чтений включаются известные ученые. В этом году с актуальными вопросами современной науки ребят познакомили Р.Г. Грачева (к.г.н., в.н.с. Института географии РАН, лекция на тему «Невидимый и неведомый мир почв»); М.А. Кронгауз (д.филол.н., зав. кафедрой русского языка Института лингвистки РГГУ, лекция на тему «Люди и обезьяны: возможность диалога»); В.С. Чесноков (к.э.н., с.н.с. ГЕОХИ РАН, лекция на тему «Стратегия развития: Комиссии по изучению естественных производительных сил при Академии наук – 100 лет»).
В активную работу Конкурса уже много лет включены доценты кафедры психологической антропологии Наталья Владимировна Ткаченко и Инна Сергеевна Конрад, занимающиеся его психолого-педагогическим и методическим сопровождением, а также мониторингом состояния учебно-исследовательской работы в России.
В этом в качестве экспертов МПГУ представили преподаватели Института детства – доценты А.М. Федосеева, Н.М. Мякишева, Н.Б. Ковалева, профессора А.Н. Фоминова, И.В. Лопаткова; преподаватели факультета педагогики и психологии – профессор М.Н. Швецова, доценты Л.М. Проценко, Ю.Е. Тимохина, А.В. Лукинова, профессор З.И. Айгумова, профессор В.И. Максакова, ст. преподаватели Е.В. Казенная (аспирантка кафедры психологической антропологии) и Е.Е. Чурилова, магистранты Д. Туребаев, Н. Дрозд, И. Бухарова, К. Москвина, И. Зуева
Также XXII Чтения сопровождались работой около 150 студентов факультетов начального образования и педагогики и психологии: они выступали не только в качестве зрительского жюри, но и собирали материал к работе на занятиях по изучению исследовательского поведения и учебного поиска. Таким образом, очный тур стал своеобразным выездным семинаром.
Впечатления и отзывы.
Зинченко Екатерина (1 курс факультета начального образования): «Посещение Чтений им. Вернадского – замечательная возможность узнать то, чем интересуются и увлекаются современные школьники, которым не все равно, какое у них будущее. Ведь от того, как они проявят себя на данном этапе своего обучения, зависит очень многое. Погрузиться в эту атмосферу было увлекательным путешествием в страну детской науки со взрослыми вопросами. Лично я узнала много нового, например, в сфере биологии, медицины, психологии, истории. Меня поразила та серьезность, с которой ученики подходят к решению поставленных ими задач. Они задаются сложными вопросами и пытаются найти на них ответ. И это очень вдохновляет! Меня они заставили немного иначе взглянуть на окружающий мир – с интересом и жаждой получить ответ на вопрос “почему?”. Я думаю, каждый студент, посетивший Чтения им. Вернадского, отлично и с огромной пользой провел время и узнал для себя что-то новое».
Немчикова Наталья (1 курс факультета начального образования): «Меня очень впечатлила работа о Сталинграде: до и после 23 августа 1942 года. Данная работа рассказывает о событиях, которые произошли 23 августа 1942 года, описывает самую массированную немецко-фашисткую бомбардировку, которая стерла с лица земли город на Волге. Эта работа также описывает город до этих ужасных событий, что позволяет нам подумать о том, как изменился город, сколько страданий и жертв принесла нам эта война. Мне понравились все работы о Великой Отечественной войне, так как они помогают сохранять память о данных событиях, формируют чувство патриотизма и любви к Родине. Но эта работа показалась мне лучшей. Был проведен огромный труд по созданию данного исследования: было собрано множество информации, посещались музеи на эту тематику, были проведены консультации с журналистами и с участниками данных военных действий. Я хочу выразить огромную благодарность организатору данной работы и желаю ей успехов в продолжении этого исследования».
Оксана Армягова (1 курс факультета начального образования): «Участники просто поразили подготовкой наглядного материала: на стенде не просто плакат или картинки, а целые лаборатории и выставки! Это замечательный пример того, как надо готовиться к выступлению на конференции!»
Анастасия Пучкова (4 курс факультета педагогики и психологии): «Впечатление конкурс произвел огромное! Больше всего поразила увлеченность детей своими темами! Причем они все такие открытые: с удовольствием рассказывают о том, что сделали, как пришли к тем или иным выводам, готовы ответить на все твои вопросы. А это делает работу еще привлекательней, и даже вызывает желание узнать побольше о тех сферах науки, которые с твоей основной деятельностью напрямую не связанны, – о тех же самых физике и химии!»
XXII Чтения им. В.И. Вернадского в фотографиях.