Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Завершение работы XXII Конкурса им. В.И. Вернадского

Новости образования

17 апреля завершил свою работу XXII Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Это проект для школьников, увлеченных наукой, его работа проводится в два этапа: заочный тур – любой подросток может подать свое исследование на Конкурс и получить отзыв специалиста, очный тур – Чтения им. В.И. Вернадского в апреле, – на которые приглашаются наиболее перспективные авторы.

С 13 по 17 апреля более 900 человек (это 65 регионов России, представители Казахстана, Белоруссии, Чехии, Словакии) – юные исследователи, их руководители, рецензенты и эксперты (сотрудники московских вузов и НИИ) – принимали участие в представлении и обсуждении результатов работ, научных семинарах, лекциях и круглых столах по обмену опытом. Данный Конкурс – способ объединить начинающих исследователей и их старших опытных коллег в процессе научного взаимодействия. Главными площадками его проведения являются Центр по опережающему развитию «Воробьевы горы» и лицей № 1553 им. В.И. Вернадского. Проводящие организации: Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия наук, Комиссия по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН, Департамент образования города Москвы, Межрегиональный ресурсный центр по опережающему развитию дополнительного образования в России «Воробьевы горы», Московский педагогический государственный университет, Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Лицей № 1553 им. В.И. Вернадского, Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского.

С самого начала существования Конкурса МПГУ принимает активное участие в его работе и развитии. В этом году на открытии очного тура перед школьниками выступил ректор нашего вуза, академик Алексей Львович Семенов, который поздравил ребят и пожелал им как можно дольше сохранять исследовательский задор – и в науке, и в жизни, так как именно он позволяет человеку двигаться вперед и быть конкурентноспособным. Также стендовую сессию посетил директор Института физики, технологии и информационных систем Сергей Александрович Ловягин.

«История Конкурса началась в 1993 году. Из небольшой школьной конференции он перерос в мероприятие всероссийского, а теперь и международного масштаба. Цели Конкурса: во-первых, дать школьнику возможность представить свою работу, получить качественную оценку специалиста – и похвалу, и критику; во-вторых, «устроить» личную встречу начинающего ученого с его «взрослым» коллегой для обсуждения научных проблеем, обучения правилам научной дискуссии…», – говорит заведующий кафедрой психологической антропологии, профессор Алексей Сергеевич Обухов. Более 20 лет он является руководителем научной программы, а также секции «Человек в современном мире», разработчиком концепции психолого-педагогического сопровождения. По его приглашению в работу Научного лектория Чтений включаются известные ученые. В этом году с актуальными вопросами современной науки ребят познакомили Р.Г. Грачева (к.г.н., в.н.с. Института географии РАН, лекция на тему «Невидимый и неведомый мир почв»); М.А. Кронгауз (д.филол.н., зав. кафедрой русского языка Института лингвистки РГГУ, лекция на тему «Люди и обезьяны: возможность диалога»); В.С. Чесноков (к.э.н., с.н.с. ГЕОХИ РАН, лекция на тему «Стратегия развития: Комиссии по изучению естественных производительных сил при Академии наук – 100 лет»).

В активную работу Конкурса уже много лет включены доценты кафедры психологической антропологии Наталья Владимировна Ткаченко и Инна Сергеевна Конрад, занимающиеся его психолого-педагогическим и методическим сопровождением, а также мониторингом состояния учебно-исследовательской работы в России.

В этом в качестве экспертов МПГУ представили преподаватели Института детства – доценты А.М. Федосеева, Н.М. Мякишева, Н.Б. Ковалева, профессора А.Н. Фоминова, И.В. Лопаткова; преподаватели факультета педагогики и психологии – профессор М.Н. Швецова, доценты Л.М. Проценко, Ю.Е. Тимохина, А.В. Лукинова, профессор З.И. Айгумова, профессор В.И. Максакова, ст. преподаватели Е.В. Казенная (аспирантка кафедры психологической антропологии) и Е.Е. Чурилова, магистранты Д. Туребаев, Н. Дрозд, И. Бухарова, К. Москвина, И. Зуева

Также XXII Чтения сопровождались работой около 150 студентов факультетов начального образования и педагогики и психологии: они выступали не только в качестве зрительского жюри, но и собирали материал к работе на занятиях по изучению исследовательского поведения и учебного поиска. Таким образом, очный тур стал своеобразным выездным семинаром.

Впечатления и отзывы.
Зинченко Екатерина (1 курс факультета начального образования): «Посещение Чтений им. Вернадского – замечательная возможность узнать то, чем интересуются и увлекаются современные школьники, которым не все равно, какое у них будущее. Ведь от того, как они проявят себя на данном этапе своего обучения, зависит очень многое. Погрузиться в эту атмосферу было увлекательным путешествием в страну детской науки со взрослыми вопросами. Лично я узнала много нового, например, в сфере биологии, медицины, психологии, истории. Меня поразила та серьезность, с которой ученики подходят к решению поставленных ими задач. Они задаются сложными вопросами и пытаются найти на них ответ. И это очень вдохновляет! Меня они заставили немного иначе взглянуть на окружающий мир – с интересом и жаждой получить ответ на вопрос “почему?”. Я думаю, каждый студент, посетивший Чтения им. Вернадского, отлично и с огромной пользой провел время и узнал для себя что-то новое».
Немчикова Наталья (1 курс факультета начального образования): «Меня очень впечатлила работа о Сталинграде: до и после 23 августа 1942 года. Данная работа рассказывает о событиях, которые произошли 23 августа 1942 года, описывает самую массированную немецко-фашисткую бомбардировку, которая стерла с лица земли город на Волге. Эта работа также описывает город до этих ужасных событий, что позволяет нам подумать о том, как изменился город, сколько страданий и жертв принесла нам эта война. Мне понравились все работы о Великой Отечественной войне, так как они помогают сохранять память о данных событиях, формируют чувство патриотизма и любви к Родине. Но эта работа показалась мне лучшей. Был проведен огромный труд по созданию данного исследования: было собрано множество информации, посещались музеи на эту тематику, были проведены консультации с журналистами и с участниками данных военных действий. Я хочу выразить огромную благодарность организатору данной работы и желаю ей успехов в продолжении этого исследования».
Оксана Армягова (1 курс факультета начального образования): «Участники просто поразили подготовкой наглядного материала: на стенде не просто плакат или картинки, а целые лаборатории и выставки! Это замечательный пример того, как надо готовиться к выступлению на конференции!»
Анастасия Пучкова (4 курс факультета педагогики и психологии): «Впечатление конкурс произвел огромное! Больше всего поразила увлеченность детей своими темами! Причем они все такие открытые: с удовольствием рассказывают о том, что сделали, как пришли к тем или иным выводам, готовы ответить на все твои вопросы. А это делает работу еще привлекательней, и даже вызывает желание узнать побольше о тех сферах науки, которые с твоей основной деятельностью напрямую не связанны, – о тех же самых физике и химии!»

XXII Чтения им. В.И. Вернадского в фотографиях.

14.04.15

15.04.15

15.04.15

16.04.15

 

 

 

 

 

19 / 04 / 2015

Показать обсуждение