Первокурсники факультета начального образования Института детства МПГУ ежегодно проходят уникальную пленэрно-полевую практику. С одной стороны практика погружает студентов в художественную деятельность, а с другой стороны – в естественно-научное исследование. Организатор практики – кафедра исследовательской и творческой деятельности в начальной школе.
Именно полевой части практики посвящены последние занятия студентов. Так, под руководством старшего преподавателя кафедры С.Н. Ловягина они не только изучили нетронутую растительность территории прилегающего к Корпусу гуманитарных факультетов газона, но и разгадали… тайну зеленых кругов на этом газоне.
В ходе экскурсий студенты 102 и 104 групп обнаружили на траве газона странные зеленые окружности и дуги. Исследование показало, что диаметр кругов был около двух с половиной метров, а ширина зеленых полос около 25 см. Эти полосы были образованы растениями тех же видов, что и вокруг них. Только внутри этих полос растения были темнее. Обсуждение этого явления ни к чему не привело – появление и значение этих колец осталось тайной. Однако на занятии со 105 группой студентка Анастасия Смирнова вспомнила о явлении “ведьминых колец” – размещении шляпочных грибов кругами, по краю разрастающейся на однородном субстрате грибницы.
Ведущий практики С.Н. Ловягин рассказал студентам, что в годы Великой Отечественной войны ботаник Т.А. Работнов изобрёл способ камуфлирования фронтовых аэродромов. Он предложил разбрасывать случайным образом минеральные удобрения – в тех местах, куда попадали удобрения, трава была гуще и зеленее. При взгляде с высоты такой растительный покров производил впечатление кочковатого болота.
У студентов возникло предположение в решении “тайны зеленых кругов”: может быть некий мистификатор разбрасывал удобрения по геометрически выверенным линиям на газоне возле учебного корпуса?
И тут первокурсник Рафаэль Кадыров обнаружил шляпочные грибы в зеленой полосе. Пазл сложился! Оказывается, грибы разлагают органические вещества почвы, высвобождая минеральные соли. Эти соли и “окрашивали” узорами газон. Для разгадки явления достаточно было познаний, предусмотренных курсом “Окружающий мир” и наблюдательности студентов.
Кафедра исследовательской и творческой деятельности в начальной школе