21–22 апреля 2022 г. в Институте социально-гуманитарного образования МПГУ прошла ставшая уже традиционной научно-практическая конференция из цикла «Современное образование: векторы развития». В 2022 году она была посвящена 150-летию Университета и тематике «Социально-гуманитарное знание и общество».
Работа конференции была организована по десяти направлениям социально-гуманитарных наук. Первое заседание конференции было посвящено актуальным вопросам развития в МПГУ научных исследований в области социально-гуманитарных знаний. Его открыл директор ИСГО, доктор экономических наук Марк Михайлович Мусарский. С докладами о приоритетных направлениях реализуемых исследований в рамках некоторых научных школ ИСГО выступили профессора кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой – доктор педагогических наук О.П. Осипова и кандидат биологических наук Н.Л. Галеева; зав. кафедрой философии, доктор философских наук И.Н. Грифцова; профессор кафедры государственного и муниципального управления, доктор экономических наук Б.Г. Збышко; зав. кафедрой теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой, доктор социологических наук С.Ю. Иванов.
Вопросы профессиональной подготовки руководителей в сфере образования в условиях цифровизации были рассмотрены на секции «Транспрофессионализм как ресурс в системе подготовки менеджеров образования в педагогическом вузе» (модераторы: д-р пед. наук, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой О.П. Осипова и канд. пед. наук, доцент кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой Е.В. Савенкова).
Межрегиональный круглый стол «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» (модератор: Омельченко Е.А., канд. ист. наук, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО) собрал, кроме научных работников, представителей администрации и учителей из почти 20 субъектов РФ. В ходе круглого стола рассматривался опыт языковой подготовки и социализации обучающихся иностранных граждан Калужской, Мурманской, Московской, Саратовской, Томской и Челябинской областей, а также Пермского края.
В круг проблем для рассмотрения на конференции вошли темы: «Философия в публичном пространстве: проблемы и формы представления (модератор: д-р филос. наук, зав. кафедрой философии ИСГО И.Н. Грифцова); «Лекция как важный элемент лекционного курса в социально-гуманитарных дисциплинах (модератор – д-р ист. наук, профессор кафедры истории ИСГО Л.Г. Косулина); «Юридическое образование в условиях глобализации» (модераторы: д-р пед. наук, профессор кафедры права ИСГО Е.Л. Болотова; д-р юрид. наук, зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин ИСГО А.Я. Минин); социология образования: практики формирования социально-гуманитарного знания в публичных органах власти и образовательных организациях (модераторы –д-р юрид. наук, зав. кафедрой государственного и муниципального управления и права ИСГО В.М. Оробец В.М.; д-р социол. наук, профессор кафедры теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой Е.Н. Юдина).
Экономико-управленческий блок тематик конференции был представлен секциями «Социально-экономическое знание и его роль в прогрессивном развитии общества» (модератор: д-р экон. наук, зав. кафедрой экономической теории и менеджмента ИСГО Е.Д. Платонова); проблемам профессионального роста управленческих был посвящен круглый стол «Сотрудничество и партнерство как фактор обновления содержания и технологий подготовки управленцев в сфере образования» (модератор: канд. пед. наук, зав. кафедрой управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО М.В. Гончар).
Гуманитарные направления конференции были посвящены темам «Культурологическая парадигма в современных образовательных практиках» (модератор: д-р соц. наук, зав. кафедрой культурологии ИСГО И.Б. Пржиленская) и способам формирования идентичности и гражданственности через историко-культурное наследие и народное искусство (модератор: д-р ист. наук, зам. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО А.А. Шевцова).
Участие в конференции в очном и дистанционном формате приняли более 150 человек: преподаватели высших и средних учебных заведений; представители органов исполнительной власти и образовательных организаций из Москвы и других регионов России; члены экспертного и академического сообщества, магистранты и аспиранты МПГУ и других вузов-партнеров, практикующие учителя.
Записи секционных заседаний в ближайшее время будут размещены на специально созданном канале на сайте конференции http://isgo.tilda.ws. Там же размещаются поступившие в порядке заочного участия в конференции видеодоклады.
Оксана Девайкина, Елена Омельченко