Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

«Жить, чтобы делать, чтобы познавать, чтобы бороться»

Новости

2 апреля 1888 г. родилась Мариэтта Сергеевна Шагинян – классик советской литературы,  Герой Социалистического Труда, лауреат  Ленинской и Государственной премий, выпускница Московских высших женских курсов. 

М.С. Шагинян родилась 21 марта (2 апреля) 1888 г. в Москве, в семье армянских интеллигентов. Отец будущей писательницы, Сергей (Саркис) Давыдович Шагинян – врач Старо-Екатерининской больницы, приват-доцент кафедры диагностики внутренних болезней МГУ. Мать, Пепрония Яковлевна Шагинян – урожденная Хлытчиева, из старинного и богатого купеческого рода.

Как было положено девочке из приличной семьи в дореволюционной России, Мариэтта Шагинян получила хорошее домашнее образование, затем училась в частном пансионе. Очень рано у нее проявилось литературное дарование – она писала стихи с четырех лет. После смерти отца в 1902 г. мать с двумя дочерьми переехала к деду в Нахичевань, где Мариэтта год училась в Екатерининской женской гимназии. В 1903 г. родственники отвезли девочек в Москву и отдали в гимназию Л.Ф. Ржевской – одно из лучших учебных заведений Москвы того времени. С гимназических лет девушка зарабатывала репетиторством и написанием газетных заметок.

Знакомые Шагинян называли ее пылкой девушкой и железной старухой. Она всегда следовала девизу «Жить – значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем…» и строго, «по-мужски» боролась с несправедливостью. Так, в 1907 г. 19-летняя Мариэтта вызвала на дуэль Владислава Ходасевича. До нее дошли слухи, что поэт, состоявший в ту пору в браке с московской красавицей Мариной Рындиной, позволяет себе поднимать на супругу руку. Она послала с девушкой-секундантом Ходасевичу вызов на дуэль, потребовав немедленного ответа и предложив рапиры в качестве оружия. Тот попросил передать «дуэлянтке», что с девушками не дерется, а через некоторое время поэту передали букетик фиалок – от барышни, которая вызывала его на дуэль. Позже они познакомились и подружились. Из воспоминаний В. Ф. Ходасевича: «Мне нравилась Мариэтта. Это, можно сказать, была ходячая восемнадцатилетняя путаница из бесчисленных идей… В идеях, теориях, школах, науках и направлениях она разбиралась плохо, но всегда была чем-нибудь обуреваема. Но имела доброе сердце и, размахивая картонным мечом, то и дело мчалась кого-нибудь защищать или поражать…».

Время дружбы с Владиславом Ходасевичем совпало с чередой увлеченностей в жизни Шагинян. Кумирами девушки были поэт Сергей Викторович Потресов-Яблонский, затем Зинаида Гиппиус, Андрей Белый, Сергей  Рахманинов. С ними она вступает в философско-литературную переписку. В поздние годы стала преданной поклонницей творчества Аркадия Райкина. Мариэтта Сергеевна бывала на всех его выступлениях и посылала артисту огромные букеты роз.

В 1908 г. Мариэтта Шагинян поступила на историко-философский факультет Московских высших женских курсов. В 1909 г. она издала на собственные средства сборник стихов «Первые встречи». В 1912 г. М.С. Шагинян окончила Высшие женские курсы, сдав на «весьма» (высшая оценка) все экзамены, и приступила к написанию кандидатского сочинения «Критика Баадером гносеологии Канта». В том же году она сближается с семьей философа Э.К. Метнера, знакомится с его братом – композитором Н.К. Метнером.

В 1912 г. Шагинян уезжает в Санкт-Петербург, где читает лекции рабочим по истории философии и встречается с поэтами-символистами З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковским. Это было время активного творческого общения молодой поэтессы со «старшими» символистами. В 1913 г. вышел ее второй сборник стихов «Orientalia», выдержавший несколько переизданий и создавший автору литературное имя. Книга была посвящена С.В. Рахманинову. В 1912-1914 гг. М.С. Шагинян изучала философию как науку в Гейдельбергском университете в Германии. Эти годы были овеяны поклонением И. Гете – поэту, мыслителю, естествоиспытателю и, по признанию Мариэтты Сергеевны, «прошли под знаком учебы у Гете». До начала занятий девушка путешествует по Германии, совершая паломничество по гетевским местам. С началом Первой мировой войны она возвращается через Швейцарию в Россию.

В 1915-1919 гг. Шагинян жила в Ростове-на-Дону, была корреспондентом газет «Приазовский край», «Черноморское побережье», «Трудовая речь», «Ремесленный голос» и др. Одновременно преподавала эстетику и историю искусств в Донской консерватории, где встречалась с Р.М. Глиэром и М.Ф. Гнесиным. Вместе с будущим мужем, филологом и переводчиком с армянского Яковом Самсоновичем Хачатрянцем работала над собранием переводов армянских сказок. Еще до революции Мариэтта Шагинян опубликовала два сборника стихов и два – рассказов. Эти книги пользовались большой популярностью у читающей публики. В эти же годы Шагинян написала первый большой роман «Своя судьба», насыщенный философской проблематикой. В браке с Я.С. Хачатрянцем у Мариетты Шагинян родилась дочь Миэль, в будущем член Союза художников СССР.

Шагинян с энтузиазмом приняла Великую Октябрьскую социалистическую революцию, которая дала ей новые темы для творчества. В 1919 г. Мариэтта Сергеевна работала инструктором Доннаробраза, затем ее назначили директором 1-й прядильно-ткацкой школы. В 1920 г. Шагинян объездила Карабах. Ее книжка «Нагорный Карабах» содержит сведения о разрушенных турко-татарами в 1918-1920 гг. армянских селениях. В 1921 г. М.С. Шагинян переехала в Петроград, жила в знаменитом Доме искусств, работала в издательстве «Всемирная литература» как редактор и переводчик. Познакомившись с А. Блоком и Н. Гумилевым, входила в круг писателей, концентрировавшихся вокруг группы «Серапионовы братья». Члены группы называли ее в шутку «сестра-квакерша». Дружба Мариетты Шагинян с М. Зощенко, М. Слонимским, Н. Тихоновым, Е. Полонской, В. Шкловским продолжалась долгие годы. В 1922-1948 гг. Шагинян работала специальным корреспондентом газеты «Правда» и одновременно специальным корреспондентом газеты «Известия». В 1923 г. вышел итоговый для дореволюционного творчества М.С. Шагинян роман «Своя судьба» (1916), где были воссозданы критические настроения интеллигенции накануне революции.

Мариетта Шагинян одной из первых женщин-писательниц освоила жанр фантастики и стала автором приключенческих повестей.  В 1923-1925 гг. под псевдонимом «Джим Доллар» она опубликовала серию агитационно-приключенческих повестей. Именно Шагинян является автором первого детективного советского романа «Месс Менд». Как вспоминала Мариэтта Сергеевна, «В 1923 году в газете „Правда“ появился призыв к советским писателям – создать приключенческую антифашистскую литературу для детей. Я ответила на этот призыв романом „Месс-Менд, или янки в Петрограде“. То был первый пробный опыт такого рода, и я делала его скорей для собственного удовольствия, не надеясь и не рассчитывая на то, что он будет напечатан». Роман имел большой успех у читателей.

С юности Мариэтта Сергеевна воспринимала себя крайне критично: «Я – некрасивая женщина с дурным характером».  При этом она прекрасно фехтовала, имела диплом альпиниста и была первой женщиной, которая покорила гору Арагац в Армении. Это был смелый человек не только в жизни, но и в творчестве. В 1923 г., когда вышла повесть Шагинян «Перемена», Максим Горький написал Вениамину Каверину: «За ее роман “Перемена” ей следовало бы скушать бутерброд с английскими булавками». В 1927 г. М.С. Шагинян переехала на свою историческую родину, в Армению, где отправляется на строительство Дзорагетской ГЭС – участвует в земляных работах, укладывает шпалы, выступает как журналист и агитатор. В 1931 г. Шагинян вернулась в Москву. На Первом съезде советских писателей в 1934 г. она была избрана членом правления СП СССР, несколько лет была депутатом Моссовета. В 1930-е гг. М.С. Шагинян окончила Плановую академию Госплана (изучала минералогиюпрядильноткацкое делоэнергетику). Она работала лектором, инструктором ткацкого дела, статистиком, историографом на ленинградских фабриках.

В личных беседах с высокопоставленными лицами М.С. Шагинян могла высказать все, что думает о  социальных проблемах страны. Она осуждала интеллигенцию за отказ принимать советскую власть, но в то же время яростно бросилась защищать Анну Ахматову и Михаила Зощенко на знаменитом пленуме Союза писателей в 1946 г. По рассказам очевидцев, в то время как другие шельмовали Зощенко и Ахматову, Мариэтта встала и сказала: «Вот вы все здесь сдохнете, и о вас сразу забудут, а их будут помнить всегда. А теперь я отключаю свой слуховой аппарат – можете мне возражать» (с юности после перенесенной тяжелой болезни М.С. Шагинян страдала глухотой). Когда в 1960-е гг. Н.С. Хрущев яростно разносил деятелей нашей литературы и искусства, старенькая, многое повидавшая коммунистка попросту выключала свой слуховой аппарат.

Годы Великой Отечественной войны Шагинян провела на Урале, как корреспондент газеты «Правда», пишет и отправляет для нее статьи. Результатом творческой деятельности писательницы стала опубликованная в 1944 г. книга публицистических статей «Урал в обороне».  В 1941 г. М.С. Шагинян получила степень доктора филологических наук за книгу о Тарасе Шевченко, с 1942 г. стала членом ВКП(б). В 1950 г. Шагинян была избрана членом-корреспондентом Академии наук Армянской ССР.

М.С. Шагинян была и знатоком музыки, и литературным критиком, и беллетристом, и исследователем-путешественником. Но в первую очередь она была писателем. Опубликовано свыше 70 книг романов, повестей, рассказов, очерков, стихов и около 300 печатных листов статей, рецензий, докладов Шагинян. Ее литературные интересы охватывали самые разные области жизни: научные монографии, посвященные Т.Г. Шевченко, И.А. Крылову, И.В. Гете, Низами, забытому чешскому композитору Иозефу Мысливечеку и др.; создаваемые на протяжении долгих лет литературные портреты людей, с которыми была близко знакома Мариэтта Сергеевна – Н.С. Тихонова, В.Ф. Ходасевича, С.В. Рахманинова, Г.Б. Якулова. Особое место в творчестве М.С. Шагинян занимала ленинская тема. Биографические материалы о вожде пролетариата и его близких Мариэтта Шагинян собирала многие годы. Первое издание книги-хроники «Семья Ульяновых» увидело свет в 1935 г. и сразу же вызвало резкое недовольство властей. Роман дважды обсуждался на президиуме Союза писателей СССР, где подвергся критике за показ семьи вождя как мещанской. Книгу на двадцать лет занесли в черный список и изъяли из всех магазинов и библиотек из-за намека на калмыцкие корни в родословной отца Владимира Ильича Ленина.

Перу М.С. Шагинян принадлежат такие произведения, как роман «Гидроцентраль» (1930-1931), явившийся результатом проведенных ею лет на строительстве Дзорагэс, «По дорогам пятилетки», «Дневник депутата Моссовета» и др.  М.С. Шагинян была выдающейся советской журналисткой. Многие годы она работала в жанре очерка: «Зангезурская медь» (1927), «Советское Закавказье» (1931), «Путешествие по Советской Армении» (1950). Мариэтта Сергеевна работала во многих архивах и библиотеках Европы. В результате многочисленных поездок появились «Зарубежные письма» (1948-1970) – очерки об Италии, Чехии, Франции, Англии, Голландии, Германии. Она переводила произведения О. Туманяна, И. Исаакяна, Г. Низами, У Коллинза. В конце жизни М.С. Шагинян написала мемуары «Человек и время: История человеческого становления» (опубликованы в 1980 г.).

Награды Мариэтты Сергеевны Шагинян: два ордена Ленина; орден Октябрьской Революции; три ордена Трудового Красного Знамени; орден Трудового Красного Знамени Армянской ССР (1932); орден Красной Звезды (1945); орден «Знак Почета» (1943); орден Дружбы народов; Большая золотая медаль Чехословакии за книгу «Воскрешение из мертвых» (1964). Она – Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951) за книгу очерков «Путешествие по Советской Армении» и Ленинской премии (1972) за тетралогию «Семья Ульяновых». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1976 г. Шагинян Мариэтте Сергеевне было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

М.С. Шагинян была женщиной, которая не сдается. Она не пала духом, когда глухота ее многократно усилилась. К старости глухота сделалась почти полной, и потому Мариэтта Сергеевна никогда не расставалась со слуховым аппаратом. При этом она была любительницей и знатоком классической музыки, завсегдатаем филармонических залов. Обладая удивительной способностью попадать в нелепые ситуации из-за плохого зрения и глухоты, Мариэтта Сергеевна при этом всегда была искренней, настоящей и живой. Однажды она влетела в гардероб Центрального Дома литераторов, элегантно сбросила шубку в руки встреченного колоритного мужчины с пышными усами, одарила его чаевыми и упорхнула в зал на литературный вечер. Каково же было ее изумление, когда в «гардеробщике» она узнала известного писателя Новикова-Прибоя!

Шагинян никогда не сидела без дела, даже в глубокой старости. После восьмидесяти лет Мариэтта Сергеевна подчинила жизнь строгому распорядку, гуляла и работала по расписанию, не позволяя себе лениться. В девяносто лет она продолжала «жить, чтоб делать, чтоб познавать, чтоб бороться». Несмотря на слабое зрение и очень сильные очки-«объективы», она много читала и еще больше писала – простой перьевой ручкой, макая ее в школьную чернильницу-невыливайку. А писать Мариэтте Сергеевне было про что – она прожила долгую жизнь и была свидетельницей и активной участницей событий, происходивших в России на протяжении трех четвертей ХХ века, о которых она всегда писала горячо и заинтересованно. В конце жизни М.С. Шагинян не выходила из своей небольшой двухкомнатной квартиры обычного московского дома на Арбате, 45, находящейся на первом этаже. В ее квартире стоял стандартный советский набор мебели, обычные бытовые предметы. Единственной роскошью в ее доме было старенькое расстроенное пианино.

Мариэтта Сергеевна Шагинян ушла из жизни 20 марта 1982 г., не дожив нескольких дней до своего 94-летия. Она похоронена в Москве, на Армянском кладбище.

В Москве на доме, в котором она жила, установлена мемориальная доска.

Имя Мариэтты Сергеевны Шагинян неразрывно связано с историей отечественной культуры, с историей МПГУ – старейшего и крупнейшего педагогического вуза страны.

 А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.

С.Д. Половецкий, Институт истории и политики.

 

 

01 / 04 / 2022

Показать обсуждение