С 29 октября по 5 ноября 2017 года профессор кафедры психологии образования Заграт Идрисовна Айгумова с коллегами с кафедры психологической антропологии Адамян Луизой Игоревной, Адамян Еленой Игоревной и ведущим научным сотрудником Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ Алексеем Сергеевичем Обуховым находилась в Иране по приглашению научного консультанта школ Тегерана – Mofid School и Salam School – доктора Йадоллы Саадни.
Цель поездки – знакомство с системой образования Ирана, в частности, посмотреть как реализуются на практике идеи социального конструктивизма.
В рамках поездки посетили две школьные сети – Mofid School и Salam School. Всего восемь школ: предшкола-начальная школа для девочек; средняя школа 7–9 классов для девочек; средняя школа 7–9 классов для мальчиков; старшая школа 10–12 классов для мальчиков. Данные школы являются частными и показывают высокий уровень академических достижений. Нам был интересен опыт данной системы образования в связи с тем, что современные модели образования в Иране выстроены на идеях Л.С.Выготского и Пиаже. Соответственно, хотели увидеть как идеи социального конструктивизма и культурные особенности реализуются в системе образования Тегерана.
Таким образом, отметим, что:
- образование всех ступеней в Иране можно получать как в государственных, так и в частных учреждениях. При этом, частные школы дают наиболее высокие результаты;
- Иран — страна с грамотной молодежью. Согласно статистике Всемирного банка (2008 г.), уровень грамотности среди людей в возрасте от 15 до 24 лет равен 98,7%. Школьники из Ирана много лет на международном уровне демонстрируют высокие академические показатели, побеждают на международных соревнованиях и олимпиадах по робототехнике, физике, математике и в других сферах;
- исламская революция в Иране вызвала изменение образовательной системы, которая была в значительной степени исламизирована: студентов разделили по полу; был основан Культурный революционный комитет, призванный контролировать исламские ценности в образовании;
- девочки и мальчики учатся раздельно, отличие в их обучении появляется, когда им становится 14 лет. Как и раньше, им продолжают преподавать науки, но помимо этого, девочкам начинают прививать навыки, которые им понадобятся в дальнейшей жизни. Их обучают приготовлению пищи, кройке и шитью. Мальчики же изучают технику и электронику.;
- что касается, непосредственно, идей когнитивных школ, то надо заметить, что есть команда людей во главе с Йадоллой Саадни, которая последовательно занимается модернизацией ряда частных школ. Некоторые идеи уже воплощены в начальных классах в Mofid School.
По возвращению состоялись встречи на кафедрах и в Хорошколе, где поделились впечатлениями с коллегами об особенностях системы образования Ирана.