27 августа 2021 г. исполнилось 162 года со дня рождения выдающегося российского архитектора, реставратора и педагога, действительного члена Императорской Академии художеств, автора проекта Аудиторного корпуса Московских высших женских курсов (ныне Главного корпуса МПГУ) Сергея Иустиновича Соловьева.
С.И. Соловьев родился 15 (27) августа 1859 г. в Москве в семье мещан Иустина Анисимовича и Пелагеи Ивановны Соловьевых. Рано лишившись матери, мальчик воспитывался в семье деда по материнской линии в Сергиевом Посаде. В 1873 г. он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где на одном курсе с ним учились известные впоследствии архитекторы Роман Иванович Клейн и Иван Гаврилович Кондратенко. Наиболее теплые отношения у Соловьева сложились с однокашником Семеном Суховым, в московском доме которого он часто бывал и даже некоторое время жил. Дочь Суховых Мария Петровна стала женой С.И. Соловьева, а брат жены Дмитрий Петрович – его коллегой и соавтором ряда архитектурных работ.
В 1879 г. Сергей Соловьев окончил архитектурное отделение училища по классу Константина Михайловича Быковского, c Малой серебряной медалью за проектную работу «Крытый рынок». В 20 лет Соловьев получил звание неклассного художника архитектуры (исключительно редкий случай для МУЖВЗ).
Сразу после окончания училища С.И. Соловьев по совету К.М. Быковского поступил в Императорскую академию художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге – самый авторитетный центр архитектурного образования в Российской империи. Выпускникам академии присуждали звание классного художника и давали право на пенсионерскую поездку за границу. В 1881 г. Сергей Соловьев окончил Академию художеств. Итогом обучения стал проект «Великокняжеский загородный дворец на юге России, в гористой местности», выдвинутый на соискание Большой золотой медали. Президент ИАХ Великий князь Владимир Александрович, характеризуя Соловьева, отметил «его отличные занятия и то, что он один из талантливейших и много обещающих учеников по архитектуре». Победив в конкурсе, Сергей Соловьев в 1883 г. был награжден Большой золотой медалью, с правом на стажировку в Европу. За время пребывания за границей С.И. Соловьев посетил Германию, Англию, Францию, Бельгию и Италию. Последней он посвятил больше времени, изучая архитектурные памятники Рима, Равенны, Пизы, Флоренции, Венеции, Генуи и Палермо, что и отразилось на его дальнейших работах.
После возвращения на Родину Сергей Иустинович изучал памятники древнего зодчества во Владимире, Ярославле, Ростове и Сергиевом Посаде, которые также повлияли на его творчество. В ноябре 1887 г. архитектору С.И. Соловьеву было присвоено звание академика архитектуры за графические работы, выполненные им в России и в странах Европы. Получив звание академика, Соловьев вернулся в Москву, с которой будет связана вся его последующая жизнь. В 1887 г. Сергей Соловьев под руководством К.М. Быковского принимает участие в проектировании и строительстве Клинического городка на Девичьем поле для медицинского факультета Московского университета. Работа у Быковского, растянувшаяся на длительный срок (1887-1895), стала хорошей профессиональной школой для целой плеяды молодых архитекторов, среди которых, помимо Соловьева, были З.И. Иванов, И.П. Машков, А.Ф. Мейснер.
С 1888 г. С.И. Соловьев начал преподавательскую деятельность, читая лекции по истории архитектуры и архитектурному проектированию в родном МУЖВЗ. В 1889-1897 гг. зодчий работал в Строгановском художественно-промышленном училище, где не только преподавал, но и занимал административные должности. В 1892-1899 гг. он был инспектором училища в чине коллежского асессора, в 1893-1897 гг. неоднократно исполнял обязанности директора. В период с 1889 по 1891 гг. С.И. Соловьев занимал пост выбывшего по болезни участкового архитектора А.А. Мартынова, затем больше года занимал должность московского городского архитектора. В 1890 г. Сергей Иустинович вступил в Археологическое общество города Москвы, став сначала его членом-корреспондентом, а с 1896 г. – действительным членом. Кроме того, он состоял в Архитектурном городском обществе, с 1899 г. был членом Общего присутствия Хозяйственного управления Ведомства Православного исповедания при Святейшем Синоде. В 1902 г. С.И. Соловьев стал действительным членом Императорской академии художеств. Не будучи человеком знатного происхождения, исключительно благодаря своей одаренности и трудолюбию Соловьев сумел достичь больших успехов в искусстве и общественной жизни.
Первое десятилетие ХХ века – годы расцвета творчества академика архитектуры С.И. Соловьева. Он внес огромный вклад в архитектурный облик Москвы, занимаясь как строительством, так и реставрацией архитектурных памятников. В частности, он участвовал в реставрациях храма Василия Блаженного и Успенского собора в Кремле. Работал Сергей Иустинович преимущественно на два круга заказчиков – московские учебные заведения и московские благотворительные учреждения семей Рахмановых, Третьяковых и Медведниковых. Соловьев – автор проекта перестройки здания Строгановского училища и проекта Коммерческого института. Будучи художественно одаренным мастером, он работал в различных стилях, придавая своим зданиям оригинальный индивидуальный вид.
В конце своей недолгой жизни С.И. Соловьев создал ряд уникальных, типично московских памятников модерна, неоклассики и неорусского стиля. Основная линия творчества архитектора заключалась в поисках, которые находили основу в его деятельности как исследователя и реставратора. Одним из последних произведений, которое мастер не успел увидеть в завершенном виде, стала церковь Знамения в Кунцеве, исполненная в широко распространенном тогда византийском стиле, но оригинально интерпретированном, лишенном многословной детализации.
В 1909-1913 гг. по проекту академика архитектуры С.И. Соловьева, при участии инженера В.Г. Шухова и помощника архитектора, выпускника МУЖВЗ И.А. Голосова был построен Аудиторный корпус Московских высших женских курсов (МВЖК) на Девичьем поле. Здание изначально проектировалось как учебное помещение в стиле классических европейских университетов. Уже в первоначальном проекте, подписанном Сергеем Иустиновичем 12 декабря 1909 г., была зафиксирована общая композиция будущего здания, хорошо согласовывающегося с конфигурацией участка, выделенного под строительство. План здания являлся поистине революционным для Москвы первого десятилетия начала XX века. Проект неоднократно корректировался, а в 1911 г. при активном содействии директора МВЖК С.А. Чаплыгина началось строительство корпуса. Аудиторный корпус МВЖК был построен в редком для Москвы и типичном для северной столицы стиле неоклассицизма. Инженером ажурной и светлой крыши здания стал В.Г. Шухов – создатель знаменитой «Башни Коминтерна» (Шаболовской башни). К сожалению, С.И. Соловьеву не было суждено увидеть свой замысел воплощенным.
Российский архитектор, реставратор и преподаватель Сергей Иустинович Соловьев скончался в Москве 5 октября (22 сентября)1912 г. Предали его земле на территории кладбища Донского монастыря.
Работы по отделке Аудиторного корпуса МВЖК продолжались под руководством И.А. Голосова. Торжественное открытие состоялось 5(18) октября 1913 г. В память о зодчем на здании была размещена табличка, гласившая: «Проектировал и строил Аудиторный корпус Высших женских курсов академик архитектуры Сергей Иустинович Соловьев. Род. 1859 г. Умер 1912 г.». В 1913 г. в МУЖВЗ была устроена выставка, на которой экспонировались проекты архитектора, включая его рисунки и акварели из пенсионерской поездки по Франции и Италии. В память о С.И. Соловьеве было решено освобождать одного из учеников от платы за обучение.
За могилой Сергея Иустиновича Соловьева на Донском кладбище взяли шефство работники Дирекции изучения истории МПГУ. В августе 2019 г. они провели мемориально-патронатную акцию, посвященную 160-летию со дня рождения выдающегося зодчего.
В 2009 г. Указом Президента России Главный корпус МПГУ – шедевр отечественного зодчества был внесен, как и весь наш Университет, в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
В этом году день рождения С.И. Соловьева предшествует важному событию в нашей жизни – в начале нового учебного года запланировано торжественное открытие 9-й лекционной, “Ленинской” аудитории Главного корпуса, воссозданной в оригинальном историческом облике. Она, как и все здание, является архитектурным памятником выдающемуся зодчему.
А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ