Сергей Иустинович Соловьев – академик архитектуры, действительный член Академии художеств, автор проекта Аудиторного корпуса Московских высших женских курсов (ныне МПГУ) родился 27 августа 1859 года в Москве, в семье мещан Иустина Анисимовича и Пелагеи Ивановны Соловьевых. Лишившись матери в ранние годы, он воспитывался в семье деда по материнской линии в Сергиевом Посаде. В юном возрасте Сергей Соловьёв познакомился с семьей Суховых, которая повлияла на выбор его будущей профессии. Спустя годы дочь Суховых, Мария Петровна, стала женой Соловьёва, а сын, Дмитрий Петрович – его коллегой и соавтором в ряде архитектурных работ.
В 1873 году С.И. Соловьеву пришлось отказаться от мещанского сословия «для поступления по учёной части». В том же году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где на одном курсе с ним учились известные в будущем архитекторы Роман Иванович Клейн и Иван Гаврилович Кондратенко. В 1879 году Сергей Иустинович Соловьев заканчивает учебу на архитектурном отделении МУЖВЗ по классу Константина Михайловича Быковского c малой серебряной медалью за проектную работу «Крытый рынок», дававшей право на производство строительных работ, и получает звание неклассного художника архитектуры. По совету К.М. Быковского, сразу после окончания МУЖВЗ Сергей Соловьев поступает в Императорскую академию художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге – самый авторитетный центр архитектурного образования в Российской Империи, выпускникам которого присуждали звание классного художника и давали право на пенсионерскую поездку за границу. Однако петербургский климат оказался пагубным для здоровья москвича – развилась болезнь лёгких – и Сергей вынужден был на некоторое время прервать обучение, возвратившись на лечение в Москву.
В 1881 году Сергей Соловьёв окончил Академию художеств. Итогом обучения стал проект «Великокняжеский загородный дворец на юге России, в гористой местности», выдвинутый на соискание большой золотой медали и победивший в конкурсе. В 1883 году Соловьёв был награжден большой золотой медалью, с правом на стажировку в Европу. В апреле следующего года он вместе с выпускником отделения исторической живописи Василием Смирновым выехал за пределы Российской империи в качестве пенсионера ИАХ. За время пребывания за границей С.И. Соловьёв посетил такие страны, как Германия, Англия, Франция, Бельгия и Италия. Последней он посвятил большую долю времени, изучая архитектурные памятники Рима, Равенны, Пизы, Флоренции, Венеции, Генуи и Палермо. В 1887 году Сергей Иустинович подал прошение в ИАХ о возвращении на родину, где продолжил изучение древнего зодчества во Владимире, Ярославле, Ростове и Сергиевом Посаде. В ноябре 1887 года архитектору С.И. Соловьеву было присвоено звание академика архитектуры за графические работы, выполненные им в России и в странах Европы. Получив звание академика, Соловьёв возвращается в Москву, с которой будет связана вся его последующая жизнь.
С 1888 года зодчий начал преподавательскую деятельность, читая лекции по истории архитектуры и архитектурному проектированию в родном МУЖВЗ. В 1889-1897 годах Соловьев работал в Строгановском художественно-промышленном училище, где не только преподавал, но и занимал административные должности. В 1892-1899 годах он был инспектором училища в чине коллежского асессора, в 1893-1897 годах неоднократно исполнял обязанности директора. В период с 1889 по 1891 год С.И. Соловьев занимал пост выбывшего по болезни участкового архитектора А.А. Мартынова, затем больше года занимал должность московского городского архитектора. В 1890 году Сергей Иустинович Соловьёв вступил в Археологическое общество города Москвы, став сначала его членом-корреспондентом, а с 1896 года – действительным членом. Кроме того, он состоял в Архитектурном городском обществе, и в 1902 году стал действительным членом Императорской академии художеств.
Первое десятилетие ХХ века – годы расцвета творчества академика архитектуры С. И. Соловьева. Он внес огромный вклад в архитектурный облик Москвы, занимаясь как строительством, так и реставрацией архитектурных памятников. В частности, он участвовал в реставрациях храма Василия Блаженного и Успенского собора в Кремле. Работал Сергей Иустинович преимущественно на два круга заказчиков – московские учебные заведения и московские благотворительные учреждения семей Рахмановых, Третьяковых и Медведниковых. Соловьев – автор проекта перестройки здания Строгановского училища и проекта Коммерческого института. Он работал в различных стилях, придавая зданиям оригинальный индивидуальный почерк. В 1909-1913 годах по проекту С.И. Соловьева был построен Аудиторный корпус Московских высших женских курсов на Девичьем Поле (ныне – Главный корпус Московского педагогического государственного университета). Здание изначально проектировалось как учебное помещение для женщин в стиле классических европейских университетов. Оно построено в редком для Москвы и типичном для северной столицы стиле неоклассицизма. Инженером ажурной и светлой крыши здания стал В.Г. Шухов – создатель знаменитой «Башни Коминтерна» (Шаболовской башни). Это здание – гордость Москвы и особая гордость нашего университета.
В конце своей недолгой жизни Соловьёв создал ряд уникальных, типично московских памятников модерна, неоклассики и неорусского стиля. Основная линия его творчества заключалась в поисках, которые находили основу в его деятельности как исследователя и реставратора. Одним из последних произведений, которое мастер не успел увидеть в завершённом состоянии, стала церковь Знамения в Кунцеве, исполненная в широко распространённом тогда византийском стиле, но оригинально интерпретированном, лишённом многословной детализации.
Российский архитектор, реставратор и преподаватель Сергей Иустинович Соловьев скончался в Москве 5 октября 1912 года. Похоронили его на кладбище Донского монастыря. В начале 1913 года в МУЖВЗ была устроена выставка, на которой экспонировались проекты зодчего, включая его рисунки и акварели из пенсионерской поездки по Франции и Италии. В память о С. И. Соловьеве было решено освобождать одного из учеников от платы за обучение. Построенные Сергеем Иустиновичем Соловьевым здания Строгановского училища, Кустарного музея, Высших женских курсов, Московского коммерческого училища и многие другие и сегодня продолжают стоять живым памятником главному архитектору Москвы начала XX века.
А.Ю. Кожевников,
к.и.н., начальник Отдела публикаций Дирекции изучения истории МПГУ