Тарусский географический стационар нашего факультета был создан в 1967 году на западной окраине районного центра Калужской области в 140 км к югу от столицы у впадения реки Таруса в реку Ока. Город имеет статус природно-архитектурного заповедника, внесён в перечень исторических городов России. С ним связана жизнь и творчество таких выдающихся художников как Василий Поленов и Виктор Борисов-Мусатов, известных музыкантов и композиторов как Святослав Рихтер и Булат Окуджава, поэтов как Марина Цветаева, Николай Заболоцкий, Белла Ахмадулина и писатель Константин Паустовский. Он в частности писал: «Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с её плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха.»
На территории стационара есть два камеральных корпуса, где проводятся аудиторные, то есть камеральные занятия, и в них же находятся две столовые и кухни с холодильниками и газовыми плитами, где студенты сами готовят еду и питаются вместе с преподавателями. Для проживания студентов имеются электрифицированные, но неотапливаемые корпуса с комнатами на 6-8 человек и с «удобствами в домиках напротив» – это туалет и душ. Такие спартанские для горожан условия позволяют на короткое время окунуться в условия работы и коллективной жизни максимально приближенные к полевой жизни в географических экспедициях.
Распорядок дня варьирует в зависимости от вида практики, погодных условий и плана работы на практике. Первыми рано утром встают дежурные этого дня, чтобы успеть приготовить завтрак и накрыть на стол. Они практически на весь день освобождаются от занятий вне территории стационара и участвуют только в камеральных видах учебной деятельности. Основное время у них занимают закупка продуктов, приготовление еды на всю группу, уборку и другие виды хозяйственных работ.
Остальные студенты каждой из учебных групп работают в составе бригад из 4-6 человек. На практике по картографии студенты знакомятся с геодезическими приборами и учатся работать с ними, учатся ориентироваться на местности, составляют глазомерный план района практики, вычерчивают по материалам полевых исследований фрагмент топографической карты.
На практике по метеорологии кроме знакомства и приобретением навыков работы с метеоприборами на метеоплощадке студенты проводят в течение суток синоптические и микроклиматические исследования, учатся предсказывать погоду, обрабатывать собранные в полевых условиях материалы.
Практики по гидрологии и геоморфологии посвящены исследованию водных объектов и рельефа района практики. Тут и изучение рек, подземных вод и прудов, а также оврагов, балок, речных долин окрестностей Тарусы. Студентам предстоит построить поперечные профили русла реки Тарусы и её долины, рассчитать объём воды, который даёт тот или иной подземный источник, выявить рельефобразующие процессы и познакомиться с такими формами рельефа, как оползневые, эрозионные, карстовые и другие.
Ландшафтная практика обобщает отраслевые физико-географические практики. На ней студенты должны научиться находить на местности и исследовать небольшие по площади природные комплексы, так называемые фации и урочища. Ведь именно изучением этих природных систем и их антропогенных модификаций и занимаются в полевых условиях ландшафтоведы и геоэкологи.