Студент имеет право предложить свою тему выпускной квалификационной работы
по согласованию с руководителем при условии,
что эта тема относится к проблематике научной и образовательной работы кафедры.
Примерный перечень тем и направлений выпускных квалификационных работ кафедры геологии и геохимии ландшафта
Зав. каф. Е.А. Фураев., доц. А.Ю. Ежов, доц. Е.В. Филатова
- Развитие взглядов на процессы почвообразования.
- Свойства «городских почв» и их экологическое значение.
- Структура почвенного покрова территрии/региона.
- Специфика почвообразования в конкретной ландшафтной зоне (по выбору студента).
- Изучение почв в школьном курсе географию
- Проблема загрязнения Европейского Севера России/Российской Арктики.
- Минералы Подмосковья.
- Анализ биологической роли тяжелых металлов.
- Геохимические особенности ландшафтов территории/региона (по выбору студента)
- Антропогенные почвы территории/региона (по выбору студента)
- Геохимическая экология агроландшафтов.
- Почвы городов.
- Ландшафтно-геохимические особенности почвообразования в суббореальном поясе.
- Геология и минералогия рудных месторождений России и Зарубежных стран (по выбору студента).
- Минералогия четвертичных отложений территории / реггиона (по выбору студента) на основе собственных исследований.
- Агроэкономическая оценка почвенных ресурсов региона (по выбору студента)
- Оценка экологического состояния атмосферы территории/региона (по выбору студента).
- Эволюция земной коры и палеотектоника в один из периодов фанерозой (по выбору студента)
- Геология и топография одной из планет Солнечной системы.
- Палеогеография и анализ эволюции окружающей среды региона/территории в исторический период (по выбору студента).
- Эволюция органического мира и ее движущие факторы в один из периодов фанерозоя (по выбору студента).
- Геология и минералогия рудных месторождений России и Зарубежных стран (по выбору студента).
- Вопросы металлогении и закономерности размещения рудных месторождений.
- Спектрофотометрическая характеристика почв и четвертичных отложений (по результатам собственных исследований студентов).
- Антропогенное изменение почв.
Доц. А.Н. Гречнева.
- Медико-экологический мониторинг и оценка состояния здоровья.
- Оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
- География и история крупнейших эпидемий XX/XXI вв.
- Медико-географическое районирование территории/региона (по выбору студента)
- Географический анализ очагов трансмиссивных болезней.
- Факторы окружающей среды и их влияние на физиологические процессы.
- Экологическая физиология человека и адаптация к экстремальным условиям окружающей среды.
Доц. Н.В. Косарева.
- Геологический туризм в России.
- Экспедиционный туризм.
- Геологические собрания и коллекции Москвы: научные, просветительский и культурный потенциал.
- Природные экскурсии по региону/территории (по выбору студента).
- Природный камень в архитектуре: история, традиции современность.
Примерные темы выпускных квалификационных работ по кафедре методики преподавания географии.
Зав.каф. Таможняя Е.А.
- Географическое образование в школе будущего.
- Проблема установления междисциплинарных связей курсов географии и истории России в средней школе.
- Пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на примере изучения раздела «Население» в курсе 8—9 классов.
- «Мысленные карты» как естественная форма выражения школьниками представлений о земном пространстве.
- Изучение топонимики географических объектов в курсе географии материков и океанов.
- Разработка и применение в учебном процессе картографических игр.
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности в процессе изучения курса «География России».
- Методика организации проектной деятельности школьников в учебном процессе.
- Методика реализации технологии ЛОК—ЛОС в курсах географии 8—9 классов.
- Компьютерные технологии в обучении географии.
- Дидактические игры на уроках географии как средство развития познавательной активности школьников.
- Методические пути формирования картографической грамотности школьников.
- Работа с картами при изучении курса «География России».
- Методика организации уроков нетрадиционной формы при изучении географии в 9 классе.
- Методика организации интегрированных уроков на примере курса «География России».
- Применение лекционно-семинарско-зачетной системы при изучении раздела «Хозяйство России» в 9 классе.
- Технология проблемного обучения в процессе изучения школьниками географии в 8—9 классах.
- Методика формирования системы знаний о населении в курсах школьной географии 7 и 8—9 классов.
- Изучение природно-территориальных комплексов в курсе «География России».
- Методика реализации историко-географического подхода в школьных курсах географии 8—9 классов.
Доц. Абдулвагабова С.А.
- Реализация культурологического подхода в школьной географии.
- Географическая культура школьника как часть общей культуры.
- Исследование уровня географической грамотности российского общества (по материалам анкетирования разных слоев населения, представителей разных профессий и др.) как одной из основ определения проблем школьной географии.
- Преподавание географии в школах России на рубеже XIX—XX вв.
- Методическое наследие Н. Н. Баранского и его роль в становлении методики географии как науки.
- Содержание школьного географического образования в различных странах мира (в одной стране или группе стран).
- Активные формы организации обучения как средство развития познавательной активности школьников на уроках географии.
- Страноведческая составляющая школьной географии: проблемы и перспективы.
- Реализация краеведческого принципа обучения географии (на примере курсов географии основной школы).
- Система внеурочной краеведческой работы по географии.
- Особенности изучения регионального курса географии в городских и сельских школах.
- Общественно-полезная деятельность учащихся во внеурочной работе по географии.
- Социально значимая направленность внеурочной работы и методика организации этой работы учителем географии.
- Развитие познавательных интересов учащихся в процессе организации проектной и исследовательской деятельности по географии.
- Методика организации географического кружка.
- Туристско-экскурсионная работа со школьниками.
- Образовательные интернет-проекты на примере изучения географии родного края.
Доц. Беловолова Е.А.
- Роль школьного географического образования в достижении личностных результатов обучения географии.
- Воспитательный потенциал школьной географии.
- Современный учитель географии: требования к профессиональной подготовке.
- Передовой педагогический опыт учителей географии Тульской области.
- Разнообразие концепций основного общего географического образования (критический анализ).
- Практическая направленность обучения школьников географии: проблемы и перспективы.
- Организация познавательной деятельности школьников на уроках географии.
- Реализация деятельностного подхода в школьной географии на примере изучения курса географии 7 класса.
- Приемы формирования географических образов в начальном курсе географии.
- Методика формирования эмпирических знаний как составной части содержания школьной географии на примере курса «Материки. Океаны. Народы. Страны» 7 класса.
- Методы организации продуктивной учебно-познавательной деятельности при изучении курса географии 7 класса.
- Использование частично-поискового метода при организации учебных дискуссий на уроках географии.
- Использование картографических произведений учебника в процессе обучения географии (на примере курса 7 класса).
- Организация самостоятельной работы учащихся при работе с методическим аппаратом учебника.
- Личностно-ориентированное обучение школьников на примере работы с учебником географии.
- Использование дидактических игр в процессе обучения географии в 7 классе.
- Оценка уровня образованности школьников.
- Осуществление дифференцированного подхода в ходе организации проверки знаний и умений учащихся (на примере курса 7 класса).
- Способы отражения знаний о памятниках Всемирного культурного и природного наследия в содержании курса географии 7 класса.
Доц. Летягин А.А.
- Географическое образование в школах Японии: история и практика.
- Методика формирования понятий в начальном курсе географии.
- Методические приемы смыслового чтения на уроках начального курса географии.
- Методика организации технологии игровой деятельности на уроках географии в 5—6 классах.
- Разнообразие средств обучения географии как отражение особенностей изучаемых объектов и явлений.
- Методика применения наглядных средств обучения в формировании географических представлений.
- Роль и место педагогического рисунка на уроках географии.
- Использование электронных презентаций при изучении страноведческих курсов географии.
- Методика работы с дополнительной литературой в обучении географии (на примере курса 7 класса).
- Методика работы со статистическими материалами на уроках географии (6—9 классы).
- Учебник географии как центральное звено учебно-методического комплекса.
- Обучение школьников работе с текстом учебника в начальном курсе географии.
- Создание и использование школьного географического атласа для 6 и 7 классов.
- Комплекс средств обучения для реализации страноведческого подхода в курсах географии.
- Организация групповых форм работы на уроках географии.
- Отражение проблем географии человека в содержании начального курса географии.
- Типология проверочных вопросов и заданий на примере изучения темы «Гидросфера» в начальном курсе географии.
- Геоэкологические учебные экскурсии и методика их проведения в условиях большого города.
- Учебная геоэкологическая тропа как средство активизации познавательной и практической деятельности учащихся.
Доц. Пятунин В.Б.
- Методика изучения системы геолого-геоморфологических знаний в курсах школьной географии.
- Приемы мотивации учебно-познавательной деятельности школьников на уроках географии в 6 классе.
- Развитие познавательного интереса учащихся к географии в процессе изучения курса географии 7 класса.
- Методика формирования знаний о причинно-следственных связях на примере системы гидрологических знаний в курсах 7 и 8 классов.
- Методика формирования географических умений.
- Приемы обучения школьников умениям оценивать географические явления и процессы и прогнозировать последствия их развития.
- Развитие у школьников опыта творческой деятельности при изучении курса социально-экономической географии мира.
- Наглядные методы обучения в начальном курсе географии.
- Применение исследовательского метода обучения в курсе географии 8—9 классов.
- Организация творческой деятельности школьников при работе с контурными картами.
- Рабочие тетради для учащихся по географии и методика работы с ними на уроке и при выполнении домашних заданий.
- Методика организации дискуссий и ролевых игр на примере курса «География России».
- Формы организации обучения при изучении раздела «Население» в курсе географии России.
- Роль проверки результатов обучения географии в учебном процессе.
- Формы и виды проверка результатов обучения географии.
- Ложные и истинные недостатки тестового контроля результатов обучения.
- Использование тестовых заданий с невербальной поддержкой для проверки результатов обучения географии.
- Методика организации и проведения географических викторин (на примере предметной недели географии).
Примерные темы выпускных квалификационных работ кафедры физической географии и геоэкологии
Доц. Смоктунович Т.Л.
- Геоэкологическое состояние Кольского полуострова
- Геоэкологическое состояние Крыма
- Пути использования антропогенного рельефа как объекта рекреации
- Туристские ресурсы одного из регионов мира (по выбору студента)
- Туристские ресурсы одного из регионов России (по выбору студента)
Доц. Трихунков Я.И.
- Физико-географические условия Косинского поозерья.
- Проблема развития рельефа и ландшафтов Аравийско –Кавказского региона в неоген-четвертичное время
- Палеогеографические условия обитания и пути миграций древнего человека на юге России
- Природные особенности материка (по выбору студента) как важнейшая составная часть курса школьной географии 7 кл.
Доц. Ковалева О.В.
- Картографическое сопровождение экотуризма в природно-историческом парке «Тушинский» (регион по выбору студента).
- Особенности использования картографических шрифтов на электронных картах.
- Картографическое обеспечение физической географии материков и океанов.
- Особенности использования демографического картографирования в школьном курсе географии.
- Психофизиологические основы восприятия графической информации и их учет при разработке карт.
- Опасные природные явления и их картографическое отображение.
Зав. каф. Кошевой В.А.
- Природные ресурсы региона (по выбору студента) и пути их рационального использования.
- Анализ специфических особенностей природы России и направлений его вовлечения в сферу туристического бизнеса.
- Проблемы природопользования региона и пути их решения (по выбору студента).
- Природно-ресурсный потенциал региона России для развития экологического туризма (по выбору студента).
- Проблемы функционирования особо охраняемых территорий и пути их решения.
- Индикация геоэкологического состояния региона (по выбору студента)
Доц. Зейналова Е.Ю.
- Неблагоприятные и опасные природные явления (в своей области, в другом регионе России (по выбору), их причины и следствия.
- Природные туристско-рекреационные ресурсы региона (своей области, другого региона России (по выбору) и их использование.
- Природа, ресурсы и экологические проблемы региона.
- ООПТ региона как объекты экологического туризма.
- Экологические проблемы региона и пути их решения.
- Природно-ресурсный потенциал региона для развития детско-юношеского туризма.
Примерные темы выпускных квалификационных работ кафедры туризма и межкультурной коммуникации
- Состояние и приоритетные направления развития туризма в Северо – Западном федеральном округе.
- Состояние и приоритетные направления развития туризма в Центральном федеральном округе.
- Состояние и перспективы развития туризма в республике Крым.
- Состояние и перспективы развития туризма в Приволжском федеральном округе.
- Состояние и перспективы развития туризма в Уральском федеральном округе.
- Состояние и перспективы развития туризма в Северо – Кавказском федеральном округе.
- Состояние и перспективы развития туризма в Сибирском федеральном округе.
- Состояние и перспективы развития туризма в Дальневосточном федеральном округе.
- Проблемы и перспективы развития религиозного туризма в России.
- Проблемы и перспективы развития культурно – познавательного туризма в России.
- Проблемы и перспективы развития экологического туризма в России.
- Проблемы и перспективы развития агротуризма в России.
- Разработка проекта развития специальных видов туризма в регионе (на примере конкретной территории)
- Состояние и перспективы развития гостиничного бизнеса в России.
- Разработка проекта продвижения туристского продукта.
- Формирование маркетинговой стратегии развития туристского предприятия.
- Проект развития рекламной деятельности туристского предприятия.
- Формирование и продвижение бренда туристской компании.
- Проект продвижения региона как туристской дестинации на внутреннем туристском рынке.
- Состояние и перспективы развития культурно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
- Формирование модели управления ассортиментной политикой туристского предприятия.
- Разработка проекта развития турагентской деятельности предприятия.
- Разработка проекта развития туроператорского бизнеса.
- Анализ и оценка туристского потенциала региона и разработка предложений по развитию туристско-рекреационного кластера.
- Формирование турпродукта и обслуживание туристов категории VIP.
- Формирование и развитие рынка рекреационных и туристских услуг региона.
- Проект разработки новых экскурсионных услуг в сфере туризма.
- Проект внедрения инновационных технологий в сфере туризма.
- Рынок гостиничных услуг и перспективы его развития (на примере региона).
- Состояние и перспективы развития цивилизационного туризма в Арктике.
- Состояние и перспективы развития молодежного туризма в России.
- Состояние и перспективы развития социального туризма в России.
- Состояние и перспективы развития экотуризма в Краснодарском крае.
- Формирование модели взаимодействия организаций-партнеров на рынке туристических услуг.
- Модель управления персоналом на предприятиях индустрии туризма и ее совершенствование.
- Развитие круизного туризма в Приморском крае.
- Программа мотивации работников в туристской фирме и направления ее совершенствования.
- Развитие круизного туризма в Калининградской и Ленинградской области.
- Формирование репутации и стиля компании.
- Влияние внешних и внутренних факторов на деятельность компании и формирование модели развития предприятия.
- Проект формирования и подержания корпоративной культуры предприятий индустрии туризма.
- Разработка бизнес-плана создания туристического предприятия (организации)
- Нишевые гостиничные предприятия как форма защиты и адаптации к высококонкурентному рынку.
- Развитие сельского туризма как форма поддержания и сохранения уникальных российских поселений.
- Проектирование в промышленном туризме как способ расширения туристских возможностей региона.
- Выездной туризм в России: состояние и приоритетные направления.
- Совершенствование сервиса и ассортимента услуг горнолыжного курорта на примере Уральского федерального округа.
- Дагестан как туристская дестинация: состояния и перспективы развития.
- Разработка и реализация проектов социального туризма.
- Состояние и перспективы развития религиозного туризма в Московской области.
- Управление проектами предприятия.
- Разработка проекта внедрения современных информационных технологий в управлении предприятием (организацией).
- Разработка модели формирования конкурентных преимуществ туристического (гостиничного) предприятия (организации).
- Разработка программы продвижения (PR-программы) продукта (услуги).
- Разработка модели коммуникативной политики турфирмы в социальных сетях.
- Разработка рекомендаций по созданию на предприятии системы управления проектами.
- Разработка мер по созданию и выводу на рынок нового предприятия в сфере специализированного вида туризма.
- Формирование уникального предложения для отдыха и развлечений в республике______________(например, Калмыкия, Татарстан , Коми и др.)___ (конкретная территория).
- Разработка мероприятий по эффективному использованию мультиязычного сайта туристской компании (гостиницы).
- Разработка и особенности организации экскурсионных туров для различных сегментов рынка.
- Разработка мер по продаже туруслуг в системе электронной коммерции.
- Проект создания системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации кадров на гостиничном предприятии.
- Организация продвижения видов туризма на новые рынки в условиях нестабильности.
- Состояние и перспективы развития спортивного туризма курортного региона.
- Разработка проекта продвижения различных видов туризма в мегаполисах России.
- Разработка проекта SMM-стратегии компании индустрии туризма и гостеприимства.
- Разработка системы digital-коммуникаций в событийном (или …….) туризме.
- Разработка проекта событийного туризма как средства продвижения территории.
- Разработка проекта повышения эффективности выставочной деятельности в туризме.
- Разработка РR-кампании турфирмы (гостиницы).
- Разработка мер по развитию гастрономического туризма в Российской Федерации.
- Этнографический туризм России и его развитие (на примере …. края, области, города).
- Народные промыслы как индикатор туризма впечатлений.
- Управление продажами туристской компании посредством ассортимента.
- Продвижение активных видов отдыха как туристских продуктов компании.
- Российский глэмпинг как форма диверсификации гостиничного бизнеса.
- Развитие фудкортов и гастропарков как способ формирования городского гастрономического туризма.
- Литературный туризм как форма специального и образовательного вида туризма.
- Цифровые возможности рекламы туристской сферы (на примере туристской компании….).
- Мистический туризм (на примере …. региона, города, области).
- Развитие горнолыжных туристских кластеров и спортивных парков в России.
- Организация ознакомительного тура как средство продвижения турпродукта.
- Уникальные гостиничные предприятия как форма адаптации к конкурентному рынку.
- Морской круизный турпродукт России и его перспективы продвижения на потребительских рынках.
- Развитие арктического туризма в регионах России.
- Промышленный туризм в регионах России (на примере ….).
- Кинотуризм как инновационная форма турпродукта.
- Управление работой службы приема и персоналом гостиничного предприятия.
- Совершенствование программы продвижения горнолыжного курорта (на примере …).
- Методы обслуживания гостей и показатели качества обслуживания в независимых предприятиях питания и гостиничных комплексах.
- Влияние рекламы на потребительский спрос в сфере туризма.
- Оценка влияния въездного туризма на социально-экономическое развитие региона (на примере конкретного территориально расположенного субъекта хозяйствования Российской Федерации).
- Оценка преимуществ и недостатков маркетинга с помощью сети Интернет.
- Туристический маркетинг территорий: от эффективных зарубежных моделей к актуальной модели российского региона.
- Роль рекламы и PR-компаний в туристическом бизнесе.
- Эффективность рекламы в гостиничном бизнесе.
- Эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов в гостиничном ( или туристском) предприятии.
- Состояние и проблемы глемпинга в России.
- Состояние и проблемы событийного туризма в Подмосковье.
- Приоритетные направления развития туризма в Южном федеральном округе.
- Приёмы мотивации в обучении иностранному языку в начальной, средней и старшей школе.
- Особенности формирования фонетических навыков речи у взрослых обучающихся.
- Использование игровых форм организации коммуникации на уроке ИЯ.
- Современные подходы к формированию грамматических навыков речи.
- Способы формирования социокультурной компетенции на основе материалов страноведческого характера.
- Использование видеоматериалов на уроках иностранного языка в старшей школе.
- Примеры использования межпредметных связей при организации внеклассных мероприятий по иностранному языку.
- Применение различных стратегий чтения при работе с иноязычным текстом.
- Использование элементов интенсивных методик в преподавании иностранного языка в школе.
- Особенности формирования рецептивного и продуктивного лексических минимумов в рамках обучения ИЯ в школе.
Примерные темы выпускных квалификационных работ кафедры экологии и природопользования
Доц. Каргаполов Н.В
- Эколого- географическая характеристика территории по выбору студента
- Физические и химические факторы экологического риска.
- Экологическое проектирование объекта по выбору студента.
- Экологический аудит объекта по выбору студента.
- Загрязнение атмосферы городов.
- Комплексная геохимическая характеристика территории по выбору студента.
- Оценка физического загрязнения объекта по выбору студента.
- Критерии оценки устойчивости экосистем.
- Пространственная организация экосистем.
Доц. Конева Г.Г.
- Оценка экологического состояния территории (по выбору).
- Оценка экологической комфортности городской среды .
- Оценка экологической комфортности помещений.
- Фитотоксичность почвенного покрова городских зеленых насаждений.
Доц. Конева Г.Г. (консультант ст.пр. Литвиненко В.В.)
- Комплексная геоэкологическая оценка природно-исторического парка Битцевский лес
- Гидроэкологическая экспертиза малой реки на примере … (по выбору студента)
- Составление экологической карты района г. Москвы (Московской области).
- Исследование уровня физических полей и их возможного влияния на комфортность жизни населения, на примере района ….
- Оценка экологического состояния территории на основе исследования снежного покрова, на примере района…
Доц. Гамага В.В.
- Сити- фермерство, как способ получения экологически чистой продукции
- Оценка энергосберегающей деятельности предприятия на примере….. (по выбору студента)
- Оценка экологических проблем урбанизированных территорий
- Оценка рисков возникновения заболеваний связанных с загрязнением окружающей среды на примере (регион по выбору студента)
- Проблемы хранения и утилизации первичных отходов в регионе (на примере ………).
Зав. каф. Ерошенко В.И. (консультант доц. Грачев С.Е.)
- Сравнительный анализ плотности зеленых зон и их доступности в городе Москве.
- Состояние окружающей среды г. Москвы как фактор воздействия на здоровье населения.
- Современные методы контроля качества атмосферного воздуха.
- Оценка изменений паркового биогеоценоза Москвы с использованием данных дистанционного зондирования Земли, на примере…
- Пространственная модель распространения примесей от автомагистралей в районе … города Москва
- Статистическая модель определения токсичности воды в реке Яуза в опыте с инфузориями-туфельками.
- Анализ уровня заболеваемости населения в СЗАО города Москва в зависимости от степени загрязненности воздушной среды.
- Моделирование процессов формирования стока в бассейне реки Яуза с помощью компьютерных программ.
- Роль государственного природного парка «Лосиный остров» в обеспечении устойчивого развития города Москвы.
- Анализ комплексного влияния экологических факторов на население СЗАО города Москвы.