Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Всероссийская научно-методическая конференция «Совершенствование методики преподавания биологии в школе и ВУЗе»

Цель конференции: привлечение внимания широкой научно-педагогической общественности к проблемам биологического  и химического образования, а также обсуждение путей их разрешения.

Основные направления работы конференции

  • Проблемы отбора содержания биологического и химического образования.
  • Современные технологии обучения.
  • Проблемы оценки качества биологического и химического образования в соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО.
  • Преподавание биологии и химии в профильной школе в соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО.
  • Развитие естественнонаучных компетенций школьников в рамках дополнительного биологического и химического образования.
  • Техника и методика биологического и химического эксперимента.
  • Цифровизация в естественнонаучном образовании школьников.
  • Проблемы высшего биолого- и химико- педагогического образования.
  • Проблемы повышения квалификации учителей биологии и химии.

10 ноября 2023 г. в Институте биологии и химии проходила Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием «Совершенствование методики преподавания биологии в школе и вузе» (к 90-летию со дня рождения известного ученого, методиста-биолога А.И.Никишова).

В конференции приняли участие более сотни ведущих ученых-методистов и учителей биологии из Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Калуги, Мичуринска, Московской области, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Саранска, Смоленска, Твери, Тулы, Челябинска, Ульяновска, Ярославля.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась директор Института биологии и химии МПГУ, председатель орг. комитета конференции к.б.н., доцент Пятунина Светлана Камильевна. Она рассказала о творческом пути Александра Ивановича Никишова, о том, что он начал свою деятельность на кафедре методики преподавания биологии биолого-химического факультета МГПИ им. В.И. Ленина в 1974 году и прошел славный путь от старшего преподавателя до профессора. В 1984 г. Никишов Александр Иванович стал заведующим кафедрой методики преподавания биологии. На этом посту он проработал почти 30 лет. Профессор А.И. Никишов читал лекции по методике обучения биологии, вёл спецкурс «Наглядные средства обучения», проводил лабораторно-практические занятия, педагогическую практику со студентами 3-5 курсов, руководил работой дипломников и аспирантов. Под руководством профессора А.И. Никишова было выполнено и успешно защищено 12 кандидатских диссертаций и свыше 100 дипломных работ по теории и методике обучения и воспитания биологии. Его аспиранты работают в вузах России, стран СНГ, Вьетнаме.

О военном детстве, студенчестве и о первых шагах в профессии рассказала дочь Александра Ивановича – кандитат педагогических наук Елена Александровна Никишова. Работая в Загорянской школе Александр Иванович организовал кружок юнных натуралистов, сотрудничал с Московским зоопарком, проводил занятия на пришкольном участке с плодовым садом и отделом для полевых культур. Увлечённый, искренний, понимающий своих подопечных учитель, прививал им любовь к природе, воспитывал бережное отношение к ней. Свою работу с юннатами А.И. Никишов оформил в виде научных печатных работ и кандидатской диссертации «Взаимосвязь внеурочной и внеклассной работы с классной при обучении зоологии» (Москва,1968 г.).

Научная работа А.И. Никишова была связана с различными проблемами методики обучения биологии и, прежде всего, с совершенствованием содержания и технологий обучения биологии в средней школе, методической подготовкой будущих учителей. Им было опубликовано более 80 научных и около 100 учебно-методических работ, в том числе такие учебные пособия для вузов и средней школы как «Теория и методика обучения биологии», «Методика обучения зоологии», «Внеклассная работа по биологии», «Самостоятельные работы учащихся по зоологии», «Как обучать биологии. Животные» и др. Он был автором одного самого востребованного учебника по зоологии «Биология. Животные» 7-8 класс», вышедшего в 80-годах прошлого столетия. Долгое время это был основной учебник, по которому обучались школьники всего Советского Союза, а потом и России.

В докладе профессора Института биологии и химии МПГУ Петросовой Р.А. сообщалось, что в 1991 году под руководством Никишова А.И. была создана общественная организация «Российская ассоциации учителей биологии», которая своей целью поставила помощь учителям биологии в их преподавательской деятельности. За годы существования этой организации большими тиражами были изданы дидактические материалы для учителей биологии и учащихся по всем разделам школьной биологии, проведены научно-практические конференции.

В начале ХХI века А.И. Никишов стал автором серии учебников, программ и учебных пособий для общеобразовательных учреждений: «Естествознание. 6 класс», «Биология. Растения. Грибы и лишайники. 7 класс», «Экология. 5 класс», «Биология. Животные» 8 класс» Эти учебники вошли в федеральный перечень и имели гриф Министерства образования и науки РФ. Авторская линия «Учебно-методический комплект под редакцией профессора Никишова А.И.», выпускаемый гуманитарно-издательским центром «ВЛАДОС», известен многим учителям нашей страны. Свой колоссальный научный и педагогический опыт Александр Иванович охотно передавал студентам и коллегам по работе, учителям школ России и стран СНГ.

На протяжении своей долгой и плодотворной работы Александр Иванович всегда пользовался большим уважением среди коллег, студентов, сотрудников кафедры и факультета. Он всегда готов был помочь советом и делом, причем ненавязчиво, а порой и незаметно. Он умел терпеливо выслушать коллег по работе и студентов, поддержать словом, вселить уверенность с собственные силы, погасить любые конфликты, которые возникали в коллективе. Вокруг него всегда было много молодежи и единомышленников.

Имя Никишова Александра Ивановича навсегда связано с биолого-химическим факультетом Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, с Московским педагогическим государственным университетом, с Институтом биологии и химии.

С докладом «Дидактический материал по биологии как средство методического обеспечения школьного биологического образования на основе укрупнения дидактических единиц» выступил д.п.н., профессор Института биологии и химии МПГУ Теремов Александр Валентинович. В его выступлении отмечалось, что под руководством А.И. Никишовав соавторстве с Л.А. Косоруковой, А.В. Теремовым, В.С. Рохловым, Р.А. Петросовой, Н.Н. Пилипенко была опубликована серия из 4 учебных пособий, предназначенных для обучающихся 5-11 классов, которые предлагалось использовать для организации самостоятельной работы на уроках и во внеурочной деятельности, например, при выполнении домашних заданий [1-4]. Использовать пособия рекомендовалось вместе с действующими учебниками биологии не только как дополнение к ним, но и как своеобразный дидактический «инструмент» дифференциации и персонализации обучения, организации самостоятельной работы обучающихся с учебным материалом.

Основной замысел дидактического материала по биологии состоял в том, что он представлял собой методические разработки по отдельным темам учебного предмета «Биология», которые предлагалось учителю использовать на разных этапах урока: при сообщении нового учебного материала, в ходе организации закрепления и обобщения полученных знаний и при их проверке. Предлагаемый дидактический материал включал биологические задачи, иллюстрированные задания для самостоятельной работы на уроке для поддержания познавательного интереса школьников к биологическим знаниям, а также разнотипные тесты для проверки знаний. Все пособия серии были изданы однотипно, что облегчало методическую работу с ними, делало ее четкой и планомерной. Учителю предлагалось использовать дидактический материал по своему усмотрению. Однако наиболее целесообразно было начинать изучение темы с биологических задач. биологическая задача представляла собой описание биологического объекта, процесса или явления. В ней содержалось условие, противоречие и вопрос, ответ на который приводил к ее решению. Особенность биологических задач заключалась в том, что многие из них предполагали несколько путей рассуждения, выстраивания разных логических цепочек по поиску ответа. Решение биологической задачи в этом смысле не только ответ на сформулированный в ней вопрос, но и система умственных действий, содействующих развитию мыслительных способностей ученика, формированию умений видеть проблему и находить пути ее решения. Причем, мыслительные операции по поиску решения биологической задачи не менее важны, чем сам правильный ответ. В дидактическом материале указывалось, что вероятно некоторые биологические задачи могут быть сразу решены школьниками на основе своего личностного опыта, но их следовало предупредить, что наиболее полные и развернутые ответы они могут дать только после изучения других материалов пособия. Например, иллюстрированные задания по проработке учебного материала предлагалось использовать на этапе организации закрепления и обобщения знаний. И, хотя рисунки в этих заданий были черно-белыми, они «перекликались» с иллюстрациями учебника и школьных таблиц, что обеспечивало сосредоточение внимания обучающихся на рассматриваемом биологическом объекте, процессе или явлении. Если тема была небольшой, например, «Общее знакомство с цветовыми растениями», «Простейшие», «Кожа», «Химический состав клетки», выполнение заданий рекомендовалось по блокам, что давало экономию учебного времени. Этот момент, реализованный в дидактическом материале по биологии под руководством А.И. Никишова, особенно актуален в настоящее время, когда общеобразовательный учебный предмет «Биология» в 5, 6 и 7 классах школы потерял один учебный час.

Поурочное использование дидактического материала по биологии, с которого было начато его использование в образовательной практике, привело к необходимости пересмотра методики преподавания биологии, внедрению в образовательный процесс укрупненных дидактических единиц (УДЕ). Согласно этому принципу, укрупненная дидактическая единица, представляет собой элементарную клеточку образовательного процесса, состоящую из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Такой информационной общностью стала учебная тема дидактического материала по биологии, а логически различные элементы – биологические задачи, задания для проработки учебного материала, кроссворды и чайнворды, тесты, объединенные учебной темой в единое целое на основе используемой учебной информации.

Укрупнение дидактических единиц в обучении биологии ведет к изменению традиционной методики изучения тем учебного предмета «Биология».

Доктор химических наук, профессор Института биологии и химии МПГУ Лобанов Антон Валерьевич выступил с докладом «К вопросу о важности развития творческого мышления обучающихся при изучении предметов естественнонаучного профиля». В своем выступлении Антон Валерьевич поднял важную тему, активно поддержанную участниками конференции, что устоявшееся система школьного образовательного процесса должна быть переосмыслена и перенастроена со сменой своего вектора с «натаскивания» на единый государственный экзамен на более обширное и комплексное изучение предметов. Необходимо выстраивать обучение таким образом, чтобы существовали условия для непрерывного и систематического развития личностных качеств и формирования интеллектуально-когнитивных компетенций, позволяющих обеспечить готовность не только к самостоятельному познавательному поиску, но и к творческой деятельности как в науке и искусстве, так и в практических и прикладных сферах жизни, вплоть до бытовой. В докладе отмечалось, развитие творческих способностей и формирование креативного мышления повлечет за собой поддержание интереса как к предмету, так и к процессу обучения в целом. В науке и медицине высокий уровень развития креативности способен помочь обнаружить нестандартные или абсолютно новые подходы и решения сложных или малоизученных тем. Также не стоит забывать, что ученики – это не просто участники образовательного процесса, а это люди, у которых есть своя жизнь, и способствование развитию их творческих навыков поможет им в жизни, например, найти нестандартный способ выхода из конфликта или осуществить поиск нового досуга, который привнесет в их жизнь больше радости и удовлетворения. Но самым главным аргументом является то, что наши ученики – это будущее нашего общества, и чем более творческими и созидательными они будут, тем более осознанными и оптимистичными будут перспективы будущего.

Доктор педагогических наук, профессор Пасечник В.В. в своем докладе «Терминологические аспекты современной педагогики» проанализировал понятия «терминология» и «научный термин», указал на недопустимость некорректного употребления терминов при описании педагогических понятий, осудил слепое и бездумное перенимание западной педагогической терминологии отечественными методистами и учителями. В докладе отмечалось, что в педагогической литературе, на занятиях со студентами и различных курсах повышения квалификации, многие авторы, преподаватели и лекторы достаточно вольно относятся к употреблению многих терминов, не утруждая себя раскрытием их содержания. Примеров некорректного использования педагогических терминов можно привести множество. Особое место в этом плане занимают заимствованные из иностранной литературы слова и словосочетания, включенные в отечественную педагогическую терминологию. Среди них наиболее часто употребляют «кейс-метод», «кейс-технологии», «мягкие навыки» (soft skills), «перевернутый класс» и другие. Их преподносят как инновации, каковыми на самом деле они не являются.

Работа конференции продолжалась в двух секциях, где обсуждались основные проблемы современного российского образования.

Руководителем первой (очной) секции являлся к.п.н., доцент МПГУ Богданов Николай Александрович, рассматривались актуальные проблемы обучения биологии, экологии и естествознания.

Руководителем второй (дистанционной) секции, являлась к.п.н., доцент МПГУ Бахарева Славяна Ростиславовна.

Конференция прошла в дружеской рабочей обстановке. Участники остались довольны возможностью поделиться результатами своей работы с профессиональным сообществом, обсудить общие проблемы и выслушать мнение опытных коллег.

Программа Всероссийской научно-методической конференции «Совершенствование методики преподавания биологии в школе и ВУЗе»

Труды Всероссийской научно-методической конференции «Совершенствование методики преподавания биологии в школе и ВУЗе»