Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Монотипия

МОНОТИПИЯ

 

Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохнове­ния. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства.

Все природные материалы можно разделить на две большие группы: растительные и минеральные. К растительным материалам относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т. п. К минеральным – песок, ракушки, ка­мешки и т. д.

В своей работе с детьми учителя начальных классов могут использовать: листья деревьев, шишки, желуди, ветки, стружку и опилки от карандашей. Выше мы уже рассматривали мозаику из срезов деревьев, здесь же рассмотрим монотипию: оттиски на бумаге или ткани. Используя «живые», чуть-чуть подсохшие листья, данная технология позволяет изучать с детьми самые разнообразные листья и травы, учить видеть прекрасное в дарах природы. В силу очевидных причин, технологию «монотипию» с использованием настоящих листьев деревьев, лучше изучать в осенние месяцы, когда листья опадают по законам природы. Дети лучше запомнят растения, если их работы будут использоваться в качестве наглядного материала на уроках окружающего мира, учитель будет обращаться к ним, чтобы дети вспоминали, какому дереву принадлежит тот или иной лист. Задания на внимание и память можно давать и непосредственно на уроке в виде конкурсов или соревнований, выполнив композицию, дети, объединяясь в команды, могут задавать друг другу вопросы: какие листья и растения я использовал.

Монотипия – это вид печатной графики. Ее также называют оттиском или эстампом. Для создания композиций в технике монотипия с применением природного материала можно использовать листья различных пород деревьев (береза, липа, дуб, осина, туя, ольха, клен, рябина) и кустарников (боярышник, жимолость, орешник, шиповник, смородина, малина, сирень, жасмин, черноплодная рябина).

Листья и травы лучше собирать зелеными, но можно использовать и опавшие, если они не деформированы и не пересушены. У трав берут только верхнюю часть растения, которая хорошо гнется. Собранные листья промывают водой и высушивают под небольшим давлением в книге. После сушки они должны быть плоскими, но с ярко выраженной структурой листа. Гладить утюгом листья нельзя, ибо фактура листа пропадает, они становятся ломкими.

Для печати необходима гуашь, акварель не подходит. Пробные отпечатки лучше делать на низкосортной писчей или обойной бумаге, которая хорошо впитывает влагу. Отработав технику печати, можно переходить на бумагу более гладкую и плотную, а также различных цветов. Но самые качественные и сочные отпечатки получаются на черной, белой, фиолетовой и синей бумаге.

Техника изготовления отпечатков довольно проста, но требует аккуратности и определенных навыков в работе с таким материалом, как листья и травы. Лист или траву кладут на газету и сторону, с которой будут делать отпечаток, покрывают краской, затем ее поднимают и, перевернув, кладут на подготовленную бумагу. Аккуратно по всей площади листа прижимают к бумаге пальцами. Если он большой или хрупкий, лучше сверху положить лист бумаги и прижимать уже через него. Сильно давить нельзя, так как лист или травинка могут «приклеиться», и отделить их от бумаги, не повредив отпечаток, не удастся.

На основе этой техники печати можно создать интересные открытки, где фоном уже будет не черная бумага, а изображение неба, размытого пейзажа, облака и т. п. Интересные работы получаются при печати листьев и трав масляными красками на ткани. Для этого лучше применять гладкие и тонкие синтетические или хлопчато­бумажные ткани.

Работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями: https://mpgu.su/konkurs-liki-tvorchestva/oformlenie-rabot/

ПРИМЕРЫ РАБОТ