5 июля закончилась работа 9-й Международной исследовательской школы. В ней принимали участие преподаватели и научные сотрудники нашего университета и, конечно, студенты. Так, в состав оргкомитета входили Ксения Рахманина и Юлия Пекина, которые учатся в Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования. Они занимались фото- и видеосъемкой. Мы все получили прекрасный фотоархив и замечательный фильм, а девушки – массу впечатлений и знания из самых разных областей науки.
Жизнь Международной исследовательской школы в дневниках Ксении Рахманиной.
Дневник журналиста-Незнайки
25.06.2016 –«Научите меня знакомиться»
Все мы думаем, что коммуникация – наш конёк. Завести новых друзей? Проще простого! Но вот когда попадаешь в новую среду и видишь много незнакомых людей, вся коммуникабельность куда-то испаряется.
В первый же день 9-й смены IRS я поняла, что в университете необходимо начать изучать новый предмет. Как он будет называться и кто его будет преподавать, я пока не решила, но любой студент-журналист должен научиться преодолевать страх знакомства.
Итак, в первый же день я увидела много новых интересных людей. Они смеялись, разговаривали о чем-то, обменивались контактами, а я тем временем не могла решить, с чего же лучше начать разговор.
Тем же вечером эти самые незнакомые люди принимали участие в коммуникационном тренинге.
Из наблюдений: чтобы абсолютно незнакомые люди начали активно взаимодействовать и узнали основную информацию друг о друге, достаточно одного часа.
Пока студенты и тьюторы бегали, узнавали, у кого когда день рождения и кто где живёт, я тоже начала включаться в процесс. Приходилось периодически обращаться с просьбой попозировать на камеру. А там слово за слово завязывались новые знакомства. Уже к концу тренинга я чувствовала себя более уверенно, ведь у меня появилось много новых друзей.
26.06.2016 – «Hi»
Новому дню в исследовательской школе я была невероятно рада. Мне не терпелось скорее пообщаться с теми, с кем я познакомилась вчера и завести новые знакомства.
И тут я столкнулась с новой проблемой: оказывается, чтобы познакомиться с человеком, знать одно слово «Hi» – мало. Я стала жалеть о зря просиженных 11 лет в школе на уроках иностранного языка. А вот окружающие меня студенты вполне свободно общались на английском языке.
Я поняла важную вещь – сидя на уроках/парах иностранного языка и получая хорошие оценки за правильно расставленные слова в предложениях, мы совсем не учим этот самый язык.
К счастью, новые друзья не оставили меня в беде. Ребята из России помогали переводить, объясняли некоторые конструкции, исправляли ошибки. Оказалось, что и некоторые иностранцы знают русский язык. Постепенно я перестала бояться использовать английские слова в своей речи.
Из наблюдений: изучение любого языка требует следующего соотношения – 20% теории и 80% практики.
Во время презентации проектов я обнаружила, что многое из речи выступающих я понимаю. От этого я моментально взбодрилась. Английский язык перестал казаться чем-то очень сложным и далёким. Хотя любой обмен информацией на этом языке становился для меня настоящей победой.
Помимо элементарных выражений мне ещё удалось узнать, как звучат некоторые исконно русские слова и фразеологизмы на английском языке. Это узнали и участники исследовательской школы. Причём не просто узнали, но и приняли участие в русских народных играх и даже исполнили русские песни. Конечно, не без нашей помощи.
27.06.2016 –Я неправильно училась
Мне казалось, что теперь-то, когда я знаю всех участников школы и легко иду с ними на контакт, меня уже ничто не сможет удивить. Я и не подозревала, что меня ждёт ещё много сюрпризов. Вооружившись фотоаппаратом, я отправилась выполнять свою основную задачу.
Посетив несколько кабинетов, в которых должна проходить подготовка к проектам, я обнаружила, что ребята не просто сидят и пишут лекции. Все заняты делом : историки изучают монумент, который обнаружили на территории дома отдыха, архитекторы вырезают детали для своего будущего макета, психологи проводят эксперименты. До этого у меня не укладывалось в голове, как может что-то сложное быть интересным. Но вовлечённые в процесс студенты ясно давали понять – может.
Я всерьёз задумалась над этим. А потом задала сама себе вопрос: «Что я помню из лекций по журналистике, которые нам читали в университете?». Ответ себя долго ждать не заставил. Я вспомнила несколько базовых вещей. Что-то вроде: первая газета, с чего нельзя начинать заметку и так далее. Но эта информация точно не могла составлять всю программу за два года. Из этого следовал вывод: даже самые сложные вещи можно и нужно изучить с помощью интересных примеров, увлекательных игр и других нестандартных методов.
Конечно, предугадать сложно, но, может, если бы в школах на уроках биологии мы чаще выходили на улицу, на физике – использовали больше оборудования, а на химии приводили примеры из сериала «Во все тяжкие», то у нас оставалось бы больше знаний?
28.06.2016 –«Используй шанс»
Сегодняшний день был наполнен массой впечатлений. Началось всё с воркшопа по археологии. Тьюторами из Ирана была подготовлена увлекательная программа, благодаря которой каждый мог себя почувствовать человеком из каменного века. Студенты и преподаватели с восторженными глазами собирали на улице камешки и палочки и сооружали из-них что-то вроде оружия, элементов быта, плели венки и украшения из цветов.
Для себя я выделила важную черту, которой должен обладать любой человек, считающий себя всесторонне развитым. Эта черта – интерес. Причем не просто интерес к своему любимому делу. Интерес ко всему: чем увлекаются друзья и знакомые, чем модно увлекаться, чем посоветовал поинтересоваться старший наставник. Всё это не должно оставаться без внимания. Так и ребята в МИШ. Всё это время они занимались электроникой, химией, биологией. Но, как только у них появилась возможность узнать что-то из области археологии, они использовали её на все сто процентов.
Это же подтвердилось вечером. Все собрались в огромном зале, чтобы рассказать немного о своей стране. Конечно, ребята не могли обойтись обычными презентациями. Танцы, песни, национальные блюда – всё это помогало ребятам более интересно представить свою родину. Причём за своими друзьями ребята наблюдали с большим удовольствием, старались обязательно попробовать то, что предложат, поучаствовать в танце, отгадать загадки. Снова появился этот сумасшедший интерес. На этот – к культуре другой страны.
Если хорошенько обдумать и взвесить всё, что произошло за день, то можно сделать вывод: важно интересоваться всем, что происходит вокруг нас, использовать любую возможность что-то узнать и чему-то научиться.
30.06.2016 . «Тьюторы – тоже люди»
Говорят, что талантливые люди талантливы во всём. Я почти перестала удивляться всему, что происходит в МИШ. Меня перестали поражать невероятно умные дети, которые сами собирают роботов, проводят раскопки и строят здания из пенопласта. Так же я вполне свыклась с мыслью о том, что их тьюторы – тоже совсем не простые люди. Многие владеют несколькими языками, а главное – прекрасно разбираются в своём деле. Но я совсем не могла представить их вне маленьких кабинетов, напичканных колбами и микроскопами.
Вечером, проходя мимо детской площадки, я вдруг услышала переборы гитары. Подойдя ближе, я обнаружила Данилу, Антона, Женю и Хуана, сидящих на детской горке с гитарами. Еще утром тьюторы-робототехники и акустики трудились с ребятами над проектами, а сейчас передо мной предстала настоящая музыкальная группа.
Как оказалось, они не просто собрались «побрынькать». В планах – запись песни, а возможно и съёмка самого настоящего клипа.
В моей голове никак не укладывалось, что люди, так прекрасно разбирающиеся в технике, могут так же хорошо играть и на музыкальных инструмента. Ведь и то, и другое требует огромного количества времени. А нужно заметить, что игра на гитаре не является их профессиональной деятельностью. Выходит, это просто хобби?
И тут я вспомнила слова одного своего друга: «Нужно хорошо работать и так же хорошо отдыхать». Да, тьюторы с гитарами в руках вызвали у меня удивление, но ещё больше бы я удивилась, если бы обнаружила, что они смотрят какое-нибудь глупое шоу по телевизору.
01.07.2016 – «До чего же мы громкие»
Каждый уважающий себя турист, попав в Москву первым делом спешит на Красную площадь. Разумеется, и наши заграничные гости не могли отказать себе в удовольствии побывать в Кремле. Сразу же после завтрака все дружно уселись в автобус на экскурсию по самым знаменитым местам столицы. Для ребят из других стран это была долгожданная поездка, многим хотелось посмотреть Москву. Ребята из России же очень хотели поделиться своими знаниями об истории города. Одним словом, поехали все и с удовольствием.
Я же тем временем занималась монтажом видео. Надо сказать, дело это не быстрое. Так что поездку в Москву я пропустила. Монтаж отнял всё свободное время. Когда я наконец выбралась из корпуса на обед, мне на минуту показалось, что состоялся конец света. В коридорах, на улице, в столовой не было людей. Точнее сказать, они были, но они вели себя очень тихо. Не было слышно привычного для меня шума, разговоров на английском, уже ставшего мне родным, гомона, смеха. «Ершово» как будто вымер.
Какие же мы громкие! Без нас, оказывается, так тихо. Но наслаждаться этой тишиной не получалось. Я вдруг поняла, что так же тихо будет уже через несколько дней, когда я вернусь домой. Никто не будет здороваться со мной сто раз в день, приветливо улыбаясь.
Подходили к концу дни моей практики. Совсем скоро все мы разъедемся домой. Наверно, это совсем неправильно, но я уже скучаю по МИШ 2016.
2.07.2014 – «Острые ощущения»
Общение с представителями других стран – всегда интересный опыт. Конечно, вечер культур стал главным источником моих знаний о жизни людей в Мексике, Китае, Иране, но личные разговоры – дело совсем другое.
Особенно тесно в последнее время я общалась ребятами из Мексики. Удалось даже выучить несколько новых слов. Единственное, что для меня до сих пор остаётся загадкой, так это сомнительная традиция приветствовать друг друга поцелуем в щёку. Почему она кажется мне сомнительной? Да потому что знал о ней только Марсель. А ребят из Мексики было немало. Хотя пусть это останется маленькой тайной.
Одно из самых ярких событий дня – мексиканские леденцы. Я предполагала, что многие мексиканские блюда очень острые. Многие, но не все. На леденцы я бы никогда не подумала. Оказалось, что и леденцы в Мексике тоже острые. Интересно, при таком условии, как в Мексике называют сластён?
3.07.2016 – «По ту сторону камеры»
Самое яркое мероприятие за сегодняшний день – закрытие. Вот всё так же, как неделю назад: та же площадка возле столовой, та же Ксения Сергеевна у микрофона, тот же гимн. Только ребята поют его уже совсем по-другому. Слова никто не учил, но почему-то ошибок не слышно. Да и объятия уже совсем другие – прощальные.
Но больше всего эмоций принесла не сама церемония закрытия, а фотосессия после неё. Все разбрелись по площадке и то и дело перебегали к соседней кучке, чтобы сделать селфи.
Пересматривать получившиеся фотографии было невероятно смешно. Даже на отчётных фото ребята умудрялись креативно позировать: биологи перетягивали флаг МИШ, а акустики повторяли «драники», чтобы все на фото улыбались.
Вечером в инстаграмме я обнаружила себя в аккаунте Саши (из проекта по акустике). Пожалуй, это был первый раз за всю смену, когда я оказалась по другую сторону камеры. Я уже и забыла, как это здорово.
4.07.2016 – «Финальная свечка»
Весь сегодняшний день можно назвать одним словом – «подготовка». Конечно, готовилась я к вечернему мероприятию. Финальное награждение должно состояться в восемь часов, и к этому времени должен быть полностью смонтирован фильм.
В таких ситуациях обычно случаются самые невероятные вещи: перестают работать монтажные программы, теряются важные файлы, глючат компьютеры. Всё это произошло. Но больше всего беспокоило не это. Фильм получался немного нестандартным. Использовалась музыка из известных фильмов и сериалов, стилизация под немое кино. Оставалось надеяться лишь на то, что фильм «правильно поймут».
Но все сомнения развеялись после первых же восторженных криков. Я была безумно рада, что видео на всех произвело хорошее впечатление. Конечно, было приятно получать комплименты, но вечер запомнился мне другим.
Когда все тьюторы получили в руки ленточки и начали завязывать их на руки ребятам, я уже собралась возвращаться в номер, ведь свою задачу на сегодня я выполнила. Но ко мне подошёл Хуан и на руке у меня оказалась розовая ленточка. Потом уже с зелёной подошёл Рома. И уже минут через десять я собрала целую коллекцию памятных лент на руке.
Хоть я и не работала с тьюторами и ребятами над проектами, все они тоже считали меня частью большой семьи МИШ и ценили то, что я делаю. Разумеется, я тоже побежала за лентами, чтобы оставить их своим новым друзьям на память о себе.