Научная школа по теории и методике обучения физике сложилась на кафедре методики преподавания физики, которая была образована впервые на педагогическом факультете 2-го МГУ в мае 1926 года. Заведовал кафедрой профессор Н.В.Кашин, являющийся автором первого в России курса “Методика физики”, изданного в 1916 г.
В 1930 году 2-го МГУ был разделен на три отдельных вуза. В результате этой реорганизации был создан Московский государственный педагогический институт (МГПИ) и кафедра методики преподавания физики прекратила свое существование в качестве самостоятельного подразделения, войдя в состав кафедры экспериментальной физики.
Следующий этап для развития методики преподавания физики как учебного предмета связан с приходом И.И.Соколова в МГПИ в 1930 году тогда начала зарождаться московская школа методистов-физиков.
И.И.Соколов восстановил в МГПИ кафедру методики преподавания физики, создав в 1943 году кафедру методики преподавания физики и математики, которой он заведовал, а в 1954 году создал самостоятельную кафедру методики преподавания физики. Этой вновь организованной кафедрой руководил также И.И.Соколов.
Исключительно важна роль И.И.Соколова в разработке школьного курса физики. Он – автор и соавтор школьных программ по физике с 1926 по 1961 гг; Основным трудом И.И.Соколова является учебное пособие “Методика преподавания физики”,
В 1960 году произошло объединение двух московских педагогических институтов: МГПИ имени В.И.Ленина и МГПИ имени В.П.Потемкина и, соответственно, объединение кафедр. Объединенную кафедру методики преподавания физики в МГПИ им. В.И.Ленина возглавил профессор А.В. Перышкин и руководил этой кафедрой до 1975 года.
А.В. Перышкин являлся одним из крупнейших ученых в области методики обучения физике. Он автор, соавтор, редактор большого числа методических книг.
Велика роль А.В. Перышкина в развитии методики использования в обучении физического эксперимента.
В 1975 году кафедру методики преподавания физики возглавил профессор С.Е. Каменецкий. С.Е. Каменецкий – доктор педагогических наук, автор или соавтор популярных методических пособий: “Демонстрационные опыты по электродинамике”, “Методика решения задач по физике в средней школе”, “Электродинамика в курсе физики средней школы”, “Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы” и др.
Большой вклад внес С.Е. Каменецкий в решение проблем методической подготовки учителя физики. Образовательные стандарты второго поколения, соответствующие им учебные планы, учебно-методические комплекты по дисциплине «Теория и методика обучения физике» создавались под его руководством или при непосредственном участии
Заложенные А.В.Перышкиным и С.Е.Каменецким традиции развивает Н.С.Пурышева, которая является их ученицей и преемницей. Она заведовала кафедрой теории и методики обучения физике с 2000 г и до осени 2018 г., в настоящее время является научным руководителем и профессором кафедры.