Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Научное направление
Направление 13.00.00 Педагогические науки (13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 Теория и методика профессионального образования).
Название научной школы
Научная школа управления образовательными системами Татьяны Ивановны Шамовой.
Краткое описание направления исследований
· Управление образованием как система.
· Ресурсный, интегративный, подходы к управлению образовательными организациями.
· Опережающее управление в образовании.
· Управленческая составляющая профессиональной деятельности педагога.
· Организационно-управленческие компетенции участников образовательных отношений в современных условиях.
· Педагогический менеджмент (научно-методическая работа в образовательной организации).
· Профессионально-личностное развитие руководителей образования.
· Психология управления в образовании.
· Проектный менеджмент в образовании.
· Командный менеджмент в образовании.
· Управление в системе «учитель – ученик».
Основные достижения
Определены теоретические основы управления образовательными организациями (общее образование).
Обоснованы структура и содержание бинарных функций управления в образовательных системах.
Разработаны системный, интегративный, ресурсный, здоровьесберегающий, командный походы в управлении образовательными системами.
Обоснован принцип опережающего управления в образовании.
Впервые в России было обоснована и реализована магистерская подготовка руководителей образования.
Подготовлено более 20 докторов педагогических наук, более 250 кандидатов педагогических наук.
Подготовлены и изданы монографии, учебники и учебные пособия по управлению образовательными системами. В т.ч. (новые):
· Менеджмент образования в условиях информатизации: монография / Под ред. О.П. Осиповой. М.: МПГУ, 2021, 440 с.
· Ярулов А.А. Смысловые позиции интегративного управления общеобразовательной организацией: монография. М.: ИД «Народное образование», 2019, 271 с.
· Осипова О.П. Модель формирования деловой культуры в процессе подготовки менеджеров образования: монография. М.: МПГУ, 2018. 128 с.
· Шклярова О.А. Тиунова В.В. Проектный менеджмент как ресурс развития образовательной организации: Практико-ориентированная монография. М. 2018 г. 286 с.
· Командный менеджмент как ресурс управления в образовательных системах: учебное пособие / Под ред. О.А. Шкляровой. М.: МПГУ, 2021 г., 384 с.
· Шклярова О.А. Савенкова Е.В. Проектный менеджмент в образовательной организации: учебно-методическое пособие – М.: МПГУ, 2019. 204 с.
· и др. (опубликовано свыше 10 тыс. научных и учебно-методических работ).
Основатель научной школы
Т.И. Шамова (1924 – 2010), д-р пед. наук, чл.-корр. РАО
Основные представители научной школы
Из числа сотрудников кафедры:
А.А. Ярулов, д-р пед. наук, канд. псих. наук, доцент
Н.Л. Галеева, канд. биол. наук, доцент
О.А. Шклярова, канд. пед. наук, доцент
О.П. Осипова, д-р пед. наук, доцент
Е.В. Савенкова, канд. пед. наук
Из числа сотрудников МПГУ:
Т.И. Березина, д-р. пед. наук
Н.А. Шарай, д-р. пед. наук
В.Е. Цибульникова, канд. пед. наук (бывш.)
Также: Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, О.Ю. Заславская, В.А. Илюхина и др.
Перспективы развития научной школы:
Открыта аспирантура по направлению «Теория и методика профессионального образования». Разработки и исследования по основным тенденциям развития подготовки управленческих кадров в системе образования, исследование, описание и обоснование эффективных подходов в управлении образовательными системами в современных условиях. Разработка моделей управления образованием в условиях дистанционного и смешанного обучения. Реализация ресурсного подхода при оценке качества образования. Концепции и технологии формирования управленческих компетенций в образовании в условиях цифровой трансформации.