Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Научная школа Управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой

Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой

 

Научное направление

Направление 13.00.00 Педагогические науки (13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 Теория и методика профессионального образования).

 

Название научной школы

Научная школа управления образовательными системами Татьяны Ивановны Шамовой.

 

Краткое описание направления исследований

·         Управление образованием как система.

·         Ресурсный, интегративный, подходы к управлению образовательными организациями.

·         Опережающее управление в образовании.

·         Управленческая составляющая профессиональной деятельности педагога.

·         Организационно-управленческие компетенции участников образовательных отношений в современных условиях.

·         Педагогический менеджмент (научно-методическая работа в образовательной организации).

·         Профессионально-личностное развитие руководителей образования.

·         Психология управления в образовании.

·         Проектный менеджмент в образовании.

·         Командный менеджмент в образовании.

·         Управление в системе «учитель – ученик».

 

Основные достижения

Определены теоретические основы управления образовательными организациями (общее образование).

Обоснованы структура и содержание бинарных функций управления в образовательных системах.

Разработаны системный, интегративный, ресурсный, здоровьесберегающий, командный походы в управлении образовательными системами.

Обоснован принцип опережающего управления в образовании.

Впервые в России было обоснована и реализована магистерская подготовка руководителей образования.

Подготовлено более 20 докторов педагогических наук, более 250 кандидатов педагогических наук.

Подготовлены и изданы монографии, учебники и учебные пособия по управлению образовательными системами. В т.ч. (новые):

·         Менеджмент образования в условиях информатизации: монография / Под ред. О.П. Осиповой. М.: МПГУ, 2021, 440 с.

·         Ярулов А.А. Смысловые позиции интегративного управления общеобразовательной организацией: монография. М.: ИД «Народное образование», 2019, 271 с.

·         Осипова О.П. Модель формирования деловой культуры в процессе подготовки менеджеров образования: монография. М.: МПГУ, 2018. 128 с.

·         Шклярова О.А. Тиунова В.В. Проектный менеджмент как ресурс развития образовательной организации: Практико-ориентированная монография. М. 2018 г. 286 с.

·         Командный менеджмент как ресурс управления в образовательных системах: учебное пособие / Под ред. О.А. Шкляровой. М.: МПГУ, 2021 г., 384 с.

·         Шклярова О.А. Савенкова Е.В. Проектный менеджмент в образовательной организации: учебно-методическое пособие – М.: МПГУ, 2019. 204 с.

·         и др. (опубликовано свыше 10 тыс. научных и учебно-методических работ).

 

Основатель научной школы

Т.И. Шамова (1924 – 2010), д-р пед. наук, чл.-корр. РАО

 

Основные представители научной школы

Из числа сотрудников кафедры:

А.А. Ярулов, д-р пед. наук, канд. псих. наук, доцент

Н.Л. Галеева, канд. биол. наук, доцент

О.А. Шклярова, канд. пед. наук, доцент

О.П. Осипова, д-р пед. наук, доцент

Е.В. Савенкова, канд. пед. наук

Из числа сотрудников МПГУ:

Т.И. Березина, д-р. пед. наук

Н.А. Шарай, д-р. пед. наук

В.Е. Цибульникова, канд. пед. наук (бывш.)

Также: Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, О.Ю. Заславская, В.А. Илюхина и др.

 

Перспективы развития научной школы:

Открыта аспирантура по направлению «Теория и методика профессионального образования». Разработки и исследования по основным тенденциям развития подготовки управленческих кадров в системе образования, исследование, описание и обоснование эффективных подходов в управлении образовательными системами в современных условиях. Разработка моделей управления образованием в условиях дистанционного и смешанного обучения. Реализация ресурсного подхода при оценке качества образования. Концепции и технологии формирования управленческих компетенций в образовании в условиях цифровой трансформации.