Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Познание в контексте культуры

На кафедре философии МПГУ существует давняя традиция научных исследований философских и методологических проблем научного знания. Если на первых этапах (60-е – 70-е годы прошлого столетия) основное внимание уделялось исследованию философских проблем естествознания (под руководством тогдашнего заведующего кафедрой доктора философских наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ В.С. Готта), то в восьмидесятых годах  произошло существенное расширение проблематики методологии и философии науки, перемещение акцента на социокультурную обусловленность познания, учет ценностных, личностных предпосылок и факторов в развитии науки. Это привело к формированию фактически нового научного направления на кафедре, что соответствовало новым тенденциям в отечественной философии в целом и закономерно приобрело статус Научной школы «Познание в контексте культуры», которую создала и возглавила Л.А.Микешина.

Людмила Александровна Микешина – доктор философских наук, профессор, Почетный профессор МПГУ, Заслуженный деятель науки РФ – ведущий в стране специалист по теории познания, философии и методологии науки. Одновременно с руководством Школой с 1986 по 2004 она была заведующей кафедрой философии МПГУ – одного из крупнейших педагогических и научно-исследовательских коллективов в вузах страны, являющегося базой диссертационного совета по философским наукам, председателем которого Л.А. Микешина является с 1987 г. по настоящее время. Распространению влияния идей Школы способствовала также ее работа профессором ИППК МГУ (с 1982 по 1999, по совместительству), где она читала курсы и готовила специалистов для вузов всей страны по проблематике философии науки и эпистемологии. Апробация идей и трудов Школы осуществлялась также в период деятельности Л.А. Микешиной в качестве председателя Научно-методического совета по философии Министерства образования РФ (с 1993 по 2000 г.). Это происходило в ходе организации  и осуществлении по стране методической, а также экспертной работы по подготовке принципиально новых программ, учебников и учебных пособий в вузах России в ходе перестройки.

Проф. Л.А. Микешина – автор свыше 300 научных публикаций по проблематике Школы, среди которых более 10 монографий, статьи и учебные пособия. Как известный ученый проф. Микешина длительное время была членом президиума Философского общества России, членом экспертного совета ВАК, является экспертом научных фондов РГНФ и РНФ, членом редколлегий ведущих рецензируемых журналов, в частности, журнала «Эпистемология и философия науки». Действительный член Академии гуманитарных наук. Сведения о научной деятельности  Л.А.Микешиной и ее учеников и коллег по Школе включены во все издания справочника “Философы России XIX-XX столетий”.

Современный этап в развитии философии науки непосредственно связан со сменой парадигм, с переходом от классической (стандартной) концепции научного знания к новым представлениям, принимающим во внимание не только природное, но и социальное бытие, а также социальный и культурно-исторический характер самой науки и научно-познавательной деятельности ученых.

Главной задачей Школы стало исследование этой фундаментальной проблематики, мало разработанной к началу 80-х годов как в отечественной, так и в зарубежной философии науки и теории познания.

На первых этапах становления и развития Школы в трудах входящих в нее ученых исследовались и продолжают исследоваться сегодня такие базовые проблемы, как общие закономерности социокультурной обусловленности познания, единство и взаимодействие логических, когнитивных и ценностных моментов. Обосновываются идеи обновления традиционной теории познания, философии и методологии науки. Исследуются многообразие познавательных практик и принципы их возможного синтеза, формы диалога и взаимодействия  науки, философии и культуры.

Последние годы – начало XXI века – на базе разработанных на предыдущем этапе идей и теоретических принципов и положений изучаются методологические особенности социальных и гуманитарных наук, разрабатывается антропологически ориентированная философия образования, неформальная логика, проблемы математики в контексте культуры, синергетический подход к социально-гуманитарному знанию.

В рамках научного направления Школы подготовлены и защищены многие кандидатские и докторские диссертации, как под руководством  профессоров  Школы, так и их учеников, работающих в разных вузах страны.

Таким образом, очевидны важнейшие результаты научной деятельности Школы – это полноценное исследование новой сложнейшей философской проблематики, несомненно значимой для развития такой области философского знания, как теория познания, философия и методология науки, нашедшее отражение во многих монографиях, статьях, диссертациях, известных в стране учебных пособиях по теории познания, философии и методологии науки. В целом научная значимость данного направления заключается в разработке новой для отечественной философии проблематики, необходимость которой диктуется отходом от старых тем и схем анализа, сложившихся в рамках традиционной, в том числе марксистской парадигмы познания вообще, научного в особенности.

В состав Школы сегодня  входят нынешняя заведующая кафедрой философии доктор философских наук И.Н. Грифцова, ведущие профессора и доценты кафедры Н.А.Дмитриева, В.Н.Князев, В.Л.Махлин, Т.Г.Щедрина, Б.Л.Яшин, Р.А.Счастливцев, Е.В.Фидченко, в рамках тематики Школы работают аспиранты и докторанты кафедры, многие ведущие специалисты из других российских вузов и научных центров: профессора Е.Г. Драгалина-Черная (НИУ «Высшая школа экономики»), Л.Т. Ретюнских, О.С. Суворова, Г.В. Сорина (МГУ имени М.В. Ломоносова), Н.В. Медведев (Тамбовский ГУ им. Г.Р. Державина), Г.Н. Оботурова (Вологодский ГПУ), Ю.И.Борсяков (Воронежский ГПУ), М.Ю.Опенков (Северный (Арктический) Федеральный университет, Архангельск) и многие другие.