Дизайнер среды — это специалист по комплексному дизайну пространства и интерьера, окружающего человека.
Дизайнер преобразует не только внешний вид окружающей среды и предметов, но и создаёт гармонию между их внутренней сутью и функциональностью. Это относительно новая и очень перспективная профессия, возникшая на стыке двух традиционных наук — архитектуры и прикладного искусства.
Дизайн среды как отдельное направление возникло в середине 20 века, когда психологами было отмечено сильное воздействие окружающей среды на психику, эмоциональное состояние и даже мироощущение человека. Большинство населения России живёт в городах, поэтому так важно с помощью дизайнерских средств сформировать максимально приятные для жизни человека условия. Дизайн среды справедливо называют «искусством преображения среды обитания человека», а дизайнера среды — «творцом окружающего мира».
Дизайнеры среды призваны создать наиболее комфортные условия для жизни человека — в домах и квартирах, магазинах, офисах, дачах, на выставках и т.д. Причем дизайнерское оформление разных объектов имеет свои особенности.
Дизайн среды в связи с этим развивается в трёх направлениях:
- дизайн жилых помещений;
- дизайн общественных помещений;
- дизайн выставочных стендов.
Средства работы дизайнера — творческое применение цвета, освещения, рисунка, фактуры в оформлении пространства. Так, например, для создания спокойной и уютной атмосферы в домашних условиях дизайнеры чаще используют пастельные тона, приглушенный свет, мягкие линии. Но для оформления развлекательных заведений или выставочных стендов предпочтительнее насыщенные контрастные цвета, яркое освещение, бросающиеся в глаза формы. Дизайнерское оформление магазина требует чёткости и систематизации в навигации, чтобы покупатели легко ориентировались при поиске нужных товаров. И в следующий раз с удовольствием вернулись в этот магазин.
Всем этим премудростям дизайнеров среды обучают на специальных факультетах вузов или курсах. Профессиональная деятельность дизайнера среды учитывает и такие аспекты как экономические, эргономические и стилистические. Эргономические факторы используются для создания комфортных условий и высокого качества деятельности. Эстетические – удовлетворяют потребность людей в красоте. Стилистические аспекты — индивидуальные потребности пользователей.
Дизайн жилых помещений подразумевает не только украшение дома, но и разработку и воплощение красивого и функционального интерьера, а также окружающего ландшафта. В данном случае дизайн призван обеспечить условия для расслабления и комфорта с учетом вкусов хозяев.
Дизайн общественных помещений — офисов, банков, магазинов, развлекательных заведений рассчитан на другое: максимально выделить престиж заведения и его высокий статус, быть ярким и привлекательным для большого количества людей, с целью приносить прибыль владельцам. Но здесь есть свои особенности. Банкам по статусу полагается быть солидными, строгими, внушающими доверие. Ресторанам и кафе предпочтительнее более фривольное оформление.
Дизайн выставочных стендов представляет собой особый архитектурный и декоративный стиль в духе тематики выставки, где большое значение имеют функциональное размещение экспонатов, световое освещение и цветовое решение.
Дизайнер среды — профессия творческая, но надо всегда помнить о том, что в этой сфере деятельности всё создаётся ради конкретного заказчика, а не только ради искусства. Во главе угла стоят вкусы и потребности человека. Дизайнер может только предлагать свои идеи и обсуждать их с заказчиком.
Особенности профессии
Деятельность дизайнера среды состоит из пяти основных этапов:
- Разработка концепции дизайн-проекта и составление технического задания.
- Подготовка рабочей документации.
- Подбор оборудования, отделочных материалов, освещения, мебели и т. п.
- Авторский надзор за выполнением отделочных работ по проекту.
- Декорирование помещений.
Каждый этап включает в себя множество видов работ.
На первом этапе происходит:
- разработкаобмерочного плана и собственно обмерочные работы;
- формирование опросного листа, составление техзадания;
- разработка нескольких вариантов перепланировки и зонирования пространства, установки сантехники, оборудования, мебели.
На втором этапе подготовки рабочей документации составляются конкретные планы по:
- расстановке мебели, сантехники;
- демонтажу и монтажу перегородок;
- схеме подключения электричества, размещения розеток и выключателей, приборов, верхнего света;
- установке дверей;
- утепленным и декоративным полам.
Третий этап включает в себя:
- оформление спецификации мебели, светильников, сантехники, дверей, отделочных материалов;
- составление сметы на все используемые материалы;
- компьютерную визуализацию решений дизайн-проекта.
Четвертый этап
Четвертый этап заключается в надзоре за всеми видами работ по дизайн-проекту.
Пятый этап
Пятый этап – декорирование помещений — это последний штрих в работе, как вишенка на торте: целый комплекс работ, который включает выбор картин, ковров, текстиля, подушек, ваз, скульптур, сервизов.