Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация рабочей программы дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку»

13.00.02- Педагогическое образование, профиль: РКИ, аспиранты

1.1.   Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» является изучение аспирантами традиционных и инновационных подходов к преподаванию русского языка как иностранного, применение знаний в дальнейшей педагогической деятельности в общеобразовательных организациях и высшей школе, а также в научно-исследовательской работе.

Задачи дисциплины:

– познакомить аспирантов с новыми образовательными стандартами средних и средних специальных учебных заведений, высшего профессионального образования,  путями реализации ФГОС ООО и ФГОС ВПО;

– сформировать у аспирантов умение адаптировать содержание курса к новым требованиям, предъявляемым к современным выпускникам, на основе анализа нормативно-правовых основ современного преподавания русского языка, содержательных линий учебников в условиях полипарадигмальности и многовариантности, единой концепции учебно-методического комплекса по русскому языку, новых образовательных технологий, методов и приемов обучения, включая ИКТ и работу с Интернет-ресурсами;

– подготовить аспирантов к успешной аттестации, сдаче кандидатского минимума по специальности, проведению педагогической практики на высоком научно-теоретическом и практическом уровнях;

– мотивировать аспирантов к ведению эффективной самостоятельной профессиональной педагогической деятельности.

 

1.2.   Планируемые результаты обучения

Выпускник, освоивший дисциплину «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному», должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

владением методологией и методами педагогического исследования

(ОПК-1);

способностью анализировать и интерпретировать итоги педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные результаты  их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3).

Аспирант-выпускник, освоивший дисциплину «Теория и методика обучения русскому языку», должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

готовность использовать опыт научных исследований ведущих ученых в области теории и методики обучения и воспитания (русский язык) (ПК-1)

В результате изучения данной учебной дисциплины аспирант должен:

знать:

  • содержание современных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО, ФГОС ВПО);
  • педагогические требования к уровню подготовки и проведению лекционных, семинарских, лабораторных и практических занятий в различных их формах в высшем учебном заведении;
  • современные требования к уроку русского языка и матрицу его разработки;
  • теоретическое содержание современных образовательных технологий обучения русскому языку; основные методические приемы изучения научных и учебных источников, справочно-энциклопедической литературы, периодики;
  • использование широких возможностей ИКТ в преподавании русского языка;
  • основные методические приемы индивидуальной (учебной) работы с учениками, включая разработку дистанционных курсов.

уметь:

  • методически грамотно составлять рабочие программы учебных дисциплин, подбирать дидактический и раздаточный материал, другие виды учебно-методических материалов для организации и проведения различных видов учебных занятий;
  • анализировать и обсуждать опыт проведения самоанализ уроков и уроков других аспирантов и учителей-словесников.

владеть:

  • навыками разработки многомерного и вариативного учебно-методического материала на основе современных образовательных технологий и их актуализации;
  • умением применять возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавательской деятельности;
  • навыками использования полученных теоретических знаний по теории и истории методики обучения русскому языку в учебно-воспитательном процессе;
  • умением применять различные современные средства обучения;
  • навыками самостоятельности, творчества, самообразования и самосовершенствования педагогического мастерства.

 

  1. II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Теория и методика обучения русскому языку» относится к Блоку 1 (Б1). Она направлена на целенаправленную подготовку аспирантов к кандидатскому экзамену. Учебная дисциплина изучается аспирантами на первом (втором) курсе. Она также обеспечивает подготовку аспирантов к педагогической практике. Дисциплина «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» обеспечивает преемственность и взаимосвязь со всеми учебными дисциплинами учебного плана.

 

Содержание дисциплины

№п/п Наименование раздела дисциплины
1. Методика преподавания РКИ как учебная, научная и практическая дисциплина.
2. Связь методики с другими науками.
3. Методы исследования в методике преподавания РКИ
4. Этапы и уровни владения языком
5 Система обучения русскому языку как иностранному
6 Учебники и учебные пособия по русскому языку как иностранному
7 Профили обучения
8 Подходы к обучению языку
9 Цели и задачи обучения
10 Содержание обучения
11 Принципы обучения
12 Методы обучения
13 Средства обучения
14 Процесс обучения
15 Организационные формы обучения
16 Обучение говорению как виду речевой деятельности.
17 Обучение слушанию как виду речевой деятельности.
18 Обучение чтению как виду речевой деятельности.
19 Обучение письму как виду речевой деятельности.
20 Контроль в обучении русскому языку. Диагностика уровня обученности русскому языку и речи.
21 История методики. Состояние и тенденции развития современной методики. Значение русского языка в межкультурной коммуникации.

 

Контактные данные: +7 (495) 438-16-71, rki1213@mail.ru