13.00.02- Педагогическое образование, профиль: РКИ, аспиранты
1.1. Цель и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» является изучение аспирантами традиционных и инновационных подходов к преподаванию русского языка как иностранного, применение знаний в дальнейшей педагогической деятельности в общеобразовательных организациях и высшей школе, а также в научно-исследовательской работе.
Задачи дисциплины:
– познакомить аспирантов с новыми образовательными стандартами средних и средних специальных учебных заведений, высшего профессионального образования, путями реализации ФГОС ООО и ФГОС ВПО;
– сформировать у аспирантов умение адаптировать содержание курса к новым требованиям, предъявляемым к современным выпускникам, на основе анализа нормативно-правовых основ современного преподавания русского языка, содержательных линий учебников в условиях полипарадигмальности и многовариантности, единой концепции учебно-методического комплекса по русскому языку, новых образовательных технологий, методов и приемов обучения, включая ИКТ и работу с Интернет-ресурсами;
– подготовить аспирантов к успешной аттестации, сдаче кандидатского минимума по специальности, проведению педагогической практики на высоком научно-теоретическом и практическом уровнях;
– мотивировать аспирантов к ведению эффективной самостоятельной профессиональной педагогической деятельности.
1.2. Планируемые результаты обучения
Выпускник, освоивший дисциплину «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному», должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
владением методологией и методами педагогического исследования
(ОПК-1);
способностью анализировать и интерпретировать итоги педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные результаты их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3).
Аспирант-выпускник, освоивший дисциплину «Теория и методика обучения русскому языку», должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
готовность использовать опыт научных исследований ведущих ученых в области теории и методики обучения и воспитания (русский язык) (ПК-1)
В результате изучения данной учебной дисциплины аспирант должен:
знать:
- содержание современных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО, ФГОС ВПО);
- педагогические требования к уровню подготовки и проведению лекционных, семинарских, лабораторных и практических занятий в различных их формах в высшем учебном заведении;
- современные требования к уроку русского языка и матрицу его разработки;
- теоретическое содержание современных образовательных технологий обучения русскому языку; основные методические приемы изучения научных и учебных источников, справочно-энциклопедической литературы, периодики;
- использование широких возможностей ИКТ в преподавании русского языка;
- основные методические приемы индивидуальной (учебной) работы с учениками, включая разработку дистанционных курсов.
уметь:
- методически грамотно составлять рабочие программы учебных дисциплин, подбирать дидактический и раздаточный материал, другие виды учебно-методических материалов для организации и проведения различных видов учебных занятий;
- анализировать и обсуждать опыт проведения самоанализ уроков и уроков других аспирантов и учителей-словесников.
владеть:
- навыками разработки многомерного и вариативного учебно-методического материала на основе современных образовательных технологий и их актуализации;
- умением применять возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавательской деятельности;
- навыками использования полученных теоретических знаний по теории и истории методики обучения русскому языку в учебно-воспитательном процессе;
- умением применять различные современные средства обучения;
- навыками самостоятельности, творчества, самообразования и самосовершенствования педагогического мастерства.
- II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Теория и методика обучения русскому языку» относится к Блоку 1 (Б1). Она направлена на целенаправленную подготовку аспирантов к кандидатскому экзамену. Учебная дисциплина изучается аспирантами на первом (втором) курсе. Она также обеспечивает подготовку аспирантов к педагогической практике. Дисциплина «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» обеспечивает преемственность и взаимосвязь со всеми учебными дисциплинами учебного плана.
Содержание дисциплины
№п/п | Наименование раздела дисциплины |
1. | Методика преподавания РКИ как учебная, научная и практическая дисциплина. |
2. | Связь методики с другими науками. |
3. | Методы исследования в методике преподавания РКИ |
4. | Этапы и уровни владения языком |
5 | Система обучения русскому языку как иностранному |
6 | Учебники и учебные пособия по русскому языку как иностранному |
7 | Профили обучения |
8 | Подходы к обучению языку |
9 | Цели и задачи обучения |
10 | Содержание обучения |
11 | Принципы обучения |
12 | Методы обучения |
13 | Средства обучения |
14 | Процесс обучения |
15 | Организационные формы обучения |
16 | Обучение говорению как виду речевой деятельности. |
17 | Обучение слушанию как виду речевой деятельности. |
18 | Обучение чтению как виду речевой деятельности. |
19 | Обучение письму как виду речевой деятельности. |
20 | Контроль в обучении русскому языку. Диагностика уровня обученности русскому языку и речи. |
21 | История методики. Состояние и тенденции развития современной методики. Значение русского языка в межкультурной коммуникации. |
Контактные данные: +7 (495) 438-16-71, rki1213@mail.ru