Актуальное состояние системы менеджмента качества (СМК) высшего образования
В настоящее время СМК в терминологии ФЗ-273 «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012г.) «внутренняя система оценки качества образования» прежде всего, представляет собой инструмент управления, с помощью которого решается задача «постоянного улучшения» образовательной деятельности вуза. Это является главной целью и идеологией СМК, фундамент которой составляют 8 принципов всеобщего управления качеством (TQM). Осознанно востребованная, взвешенная и продуманная внутренняя система оценки качества может стать надежным и эффективным средством достижения основных целей современного высшего образования – соответствия общественным, социальным и личностным ожиданиям или, говоря языком стандартов EFQM, ISO, ENQA (ESG), требованиям потребителя. Заинтересован ли вуз в такой системе? Несомненно, поскольку его процветание (рейтинг, престиж, конкурентоспособность и, в конечном итоге, прибыль) уже сейчас все более и более зависит от улучшения качества предоставляемых образовательных услуг. Лучшее свидетельство такой заинтересованности – более сотни российских вузов, внедривших и сертифицировавших свои системы качества в различных российских и международных органах по сертификации.
История развития систем гарантии качества ВО
В конце ХХ века задача повышения качества в сфере высшего образования вышла за рамки национальных и региональных границ, превратившись в стратегическую цель мирового масштаба. В 1998 году в Преамбуле Декларации Всемирной конференции по высшему образованию в Париже была выражена серьезная обеспокоенность несбалансированностью национальных образовательных систем и справедливостью условий доступа к высшему образованию в развитых и развивающихся странах. Констатировав, что «общество все больше зиждется на знаниях», представители стран-участниц обнаружили новый масштаб понимания, значения и целей высшего образования. Было высказано требование к его «радикальному обновлению», с целью помочь обществу, переживающему «глубокий кризис ценностей», «выйти за рамки чисто экономических соображений и воспринять более глубокие аспекты нравственности и духовности».
В 11 статье Декларации «Оценка качества» качество высшего образования было охарактеризовано как «многомерная концепция, охватывающая все функции и виды деятельности». А в числе «практических мер» по его повышению главная роль была отведена внутренней самооценке, внешней независимой национальной и международной экспертизе, «учреждению независимых национальных инстанций и определению сравнительных норм качества, пользующихся международным признанием». По существу, были определены 3 основных фактора, способствующих обеспечению качества образования в вузах:
На Европейском континенте объединение национальных образовательных систем началось в рамках Болонского процесса (Сорбонская (1998), Болонская (1999) и Берлинская (2003) декларации), целью которого было объявлено создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества в этой области. В первых положениях Сорбонской декларации, подписанной министрами высшего образования стран-участниц Болонского процесса, прозвучал призыв к «содействию европейскому сотрудничеству в обеспечении качества и гарантий качества образования», «внедрению внутривузовских систем контроля качества образования и привлечению к внешней независимой оценке деятельности вузов всех заинтересованных сторон». В Берлинской декларации намерение прозвучало уже в императивной форме: «качество образования является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования. Министры берут на себя обязательство поддерживать дальнейшее развитие систем гарантии качества образования на уровне вуза, европейском и национальном уровне». Причем, было подчеркнуто, что ответственность за качество в первую очередь должна лежать «на самом высшем учебном заведении, и это должно являться основой системы гарантии качества на национальном уровне».
Таким образом, как в мировом, так и в европейском высшем образовании сложилось общее представление о гарантиях качества высшего образования. Первоочередная роль в их обеспечении была отведена самим вузам и внутривузовским системам качества, осуществляющим самооценку образовательной деятельности вуза. В последующем, экспертиза качества образовательной деятельности вуза должна осуществляться в виде внешней оценки со стороны государственных и независимых национальных и международных организаций с опорой на признанные международным сообществом стандарты, процедуры и рекомендации в области качества. Причем, соответствие стандартам ни в коей мере не исключает национальной самобытности высшего образования каждой отдельной страны, участвующей в общепринятом процессе обеспечения гарантии качества высшего образования.
Подписав в 2003 году Болонские договоренности, Россия начала интеграцию отечественного высшего образования в европейское образовательное пространство и приступила к разработке национальной системы гарантии качества, которая в Федеральной программе развития образования на 2006-2010 годы получила название «Общероссийской системы оценки качества образования»(ОСОКО).
В проекте концепции ОСОКО (версия 02.02.08, вторая редакция) в разделе III «Внутренняя оценка качества образования» поставлена задача организации «внутреннего мониторинга качества», предполагающего «регулярное обследование всех сторон жизни учебного заведения – качества преподавания, учебников и других учебных материалов, объективности оценивания, состояния учебных помещений» и других видов деятельности. В разделе IV «Механизмы организации и проведения оценки качества образования», пункте 3 «Оценка качества деятельности образовательных учреждений» высказана необходимость «развития независимых (внешних) оценок качества деятельности ОУ, полученных в результате независимых от образовательного учреждения и от органов управления образованием стандартизированных и универсальных процедур». А «в основу разработки типовой модели системы качества образовательного учреждения в России должны быть положены документы и модели систем качества на основе Стандартов качества серии ISO».
В 2004 году был издан приказ Федерального агентства по образованию «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях» (№ 304 от 03.12.04).
В 2005 году при переходе к процедуре комплексной оценки деятельности вузов в утвержденный перечень показателей аккредитации был включен показатель 1.2.3 эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования № 1938 от 30.09.05).
В 2010 году в действующий Федеральный Закон «Об образовании» внесено дополнение (статья 32, п. 2, подпункт 24) об «обеспечении функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении».
В 2012 году в ФЗ-№273 «Об образовании» в статье 28, п. 13 «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» было отнесено «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности».
Таким образом, ОСОКО формируется в соответствии с европейскими требованиями к качеству высшего образования. В российских вузах создаются аналогичные механизмы оценки качества образования: внутренний мониторинг образовательной деятельности, внутренняя система оценки качества и процедуры ее внешней независимой оценки на основе европейских стандартов с применением сравнимых критериев, механизмов и методов оценки.
Системы гарантии качества в вузах РФ до недавнего времени строились преимущественно на следующих моделях и стандарта качества:
С введением ФЗ-273 «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г.) ESG приобрели особую актуальность, поскольку легли в основу новых форм независимых оценок качества образования: «независимая оценка качества образования», «общественная аккредитация» образовательных организаций, «профессионально-общественная аккредитация образовательных программ». Эти оценки уже практикуются независимыми экспертными организациями (АККОРК, «Нацаккредцентр», АИОР и др.), уделяющими преимущественное внимание институциональным оценкам образовательной организации и профессионально-общественной аккредитации ООП. Акцент на независимой профессионально-общественной оценке ООП очевиден в новом законе «Об образовании в РФ», заставляет взглянуть на СМК с точки зрения сочетания в ее деятельности подходов ISO и ESG и наполнить п.8 стандарта ISO «Измерение, анализ, улучшение» содержанием требований к аккредитации ООП, предъявляемых в ESG. Сочетание вполне допустимое, поскольку идеология и методология стандартов ISO и ESG во многом совпадают и взаимно дополняют друг друга. Отличие состоит лишь в том, что стандарты ESG, созданные для вузов, более демократичны и всецело сосредоточены на процессах реализации ООП.
Недавняя (28.04-30.04.2014) профессионально-общественная аккредитация 4 кластеров ООП МПГУ показала уважительный интерес международных экспертов к сертификации СМК МПГУ на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 в европейской сертификационной сети IQNet.