Образование
Высшее: Московский государственный педагогический университет имени В.И. Ленина, дефектологический факультет, 1992, специальность «Дефектология», квалификация «Учитель-логопед, учитель русского языка и литературы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Аспирантура: Московский педагогический государственный университет, 1997, специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика
Докторантура: Московский педагогический государственный университет, 2012, специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика
ФГБОУ ВО «МПГУ», профессиональная переподготовка «Менеджмент высшего образования», 05.12.2019-27.01.2020 г. Диплом: 772409626428.
ФГАОУ ВО «РУДН», профессиональная переподготовка «Государственное и муниципальное управление». Диплом ДПК 20 025591 от 31.03.2022.
Тема кандидатской диссертации
"Обучение построению письменного текста школьников с тяжелыми нарушениями речи (на материале 5-6 классов)" (1998)
Тема докторской диссертации
"Профессиональная лингвистическая подготовка учителей-логопедов в системе высшего образования" (2019)
Публикации
Автор более 150 научных и научно-методических работ
Монографии и главы в монографиях
- Вопросы логопедии: традиции и перспективные решения. К 120-летию С.С. Ляпидевского / А. А. Алмазова, Г. С. Гуменная, Е. Л. Черкасова [и др.]. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – 180 с. – ISBN 978-5-4263-1308-8. – DOI 10.31862/9785426313088. – EDN NXBPKV. Лауреат III степени конкурса научных работ МПГУ им. Л.С. Выготского.
- Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методические основы и эффективные практики / А. А. Алмазова, Е. И. Адамян, Л. И. Адамян [и др.]. – 2-е издание, дополненное. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – 228 с. Лауреат I степени конкурса научных работ МПГУ им. Л.С. Выготского.
- Алмазова, А. А. Семантизация контекстуально-опосредованных языковых единиц школьниками с нарушениями чтения / А. А. Алмазова, Е. Д. Бабина // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция : Научная монография / Под общей редакцией О.А. Величенковой. – Москва : ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “ЛОГОМАГ”, 2018. – С. 96-109.
- Алмазова, А. А. Лингвистические аспекты изучения речевых нарушений / А. А. Алмазова, О. С. Орлова // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – Москва : ООО “Издательство “Спутник+”, 2014. – С. 4-15.
- Алмазова, А. А. Развитие профессиональной языковой личности студентов-логопедов в процессе лингвистической подготовки / А. А. Алмазова. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2014. – 204 с.
- Алмазова, А. А. Специальное (дефектологическое) образование в России: концептуально-методологические основы / А. А. Алмазова, Ю. А. Костенкова ; Алмазова А.А., Костенкова Ю.А.. – Москва : ПАРАДИГМА, 2014. – 160 с.
- Алмазова, А. А. Обучение построению текста учащихся специальной (коррекционной) школы V вида / А. А. Алмазова. – Москва : Прометей, 2004. – 109 с.
Статьи в рецензируемых научных изданиях (2021-2025)
- Представления студентов-дефектологов о будущей профессии и характеристиках осваиваемых образовательных программ / А. А. Алмазова, А. В. Кроткова, О. И. Белоусова [и др.] // Образование и саморазвитие. – 2025. – Т. 20, № 2. – С. 78-96. – DOI 10.26907/esd.20.2.07. – EDN QRXLJS.
- Алмазова, А. А. Эффективность применения в системе логопедической помощи цифрового программного комплекса для выявления нарушений письменной речи у взрослых пациентов / А. А. Алмазова, Е. Б. Крыжановская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2025. – № 216. – С. 96-104. – DOI 10.33910/1992-6464-2025-216-96-104. – EDN PPQJRF.
- Концепция исторического просвещения школьников как контекст построения программы высшего педагогического образования «Начальное образование и История» / А. А. Алмазова, В. Ю. Борисов, Э. М. Галямова [и др.] // Наука и школа. – 2025. – № 1-2. – С. 48-62. – DOI 10.31862/1819-463X-2025-1-2-48-62. – EDN QZXODH.
- Алмазова, А. А. Письменный иноязычный научный дискурс у студентов-логопедов / А. А. Алмазова, И. В. Андерсен // Интеграция образования. – 2025. – Т. 29, № 2(119). – С. 300-315. – DOI15507/1991-9468.029.202502.300-315. – EDN LBHZTG.
- Lyubimova, M. Digital speech therapy: training of specialists and development of new forms of assistance to children and parents / M. Lyubimova, A. Lagutina, A. Almazova // Child in a digital world : International Psychological Forum: Book of Abstracts, Moscow, 01–02 июня 2024 года. – Moscow: Moscow University Press, 2024. – P. 150-151. – DOI 10.61365/forum.2024.114. – EDN EKHPGW.
- Алмазова, А. А. Методический потенциал тезауро-корпусной модели для обучения иноязычному научному дискурсу студентов-логопедов / А. А. Алмазова, И. В. Андерсен // Язык и коммуникация в контексте культуры : Материалы международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 10 апреля 2024 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2024. – С. 247-251. – EDN AWOQBG.
- Читательские практики как компонент подготовки будущих педагогов к персонализированному обучению детей в госпитальной школе / Е. И. Адамян, А. А. Алмазова, Е. Б. Колосова, Т. В. Туманова // Наука и школа. – 2024. – № 2. – С. 106-117. – DOI 10.31862/1819-463X-2024-2-106-117. – EDN GZGRGM.
- Алмазова, А. А. Подготовка будущих логопедов к использованию digital-инструментария в эпоху цифровой коммуникации / А. А. Алмазова, А. В. Лагутина, М. М. Любимова // Наука и школа. – 2024. – № 4. – С. 105-114. – DOI 10.31862/1819-463X-2024-4-105-114. – EDN WNVZJE.
- Осознание языковой нормы студентами-логопедами как фактор готовности к работе в инклюзивной образовательной среде / А. А. Алмазова, А. В. Лагутина, М. М. Любимова, М. О. Белякина // Психологическая наука и образование. – 2024. – Т. 29, № 5. – С. 123-133. – DOI 10.17759/pse.2024290510. – EDN EDAHRP.
- Алмазова, А. А. Синтаксическая структура предложений в устной и письменной речи пациентов с афазией / А. А. Алмазова, Е. С. Корецкая, Е. Б. Крыжановская // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 3. – С. 107-111. – DOI 10.17513/snt.39954. – EDN LDKUTY.
- Качество и результативность программ подготовки и переподготовки дефектологических кадров: мнение работодателей / А. А. Алмазова, О. И. Белоусова, Н. В. Микляева [и др.] // Специальное образование. – 2024. – № 4(76). – С. 156-173. – EDN CUOIDR.
- Построение новых программ подготовки педагогов-дефектологов в едином образовательном пространстве Российской высшей школы (на основе «Ядра дефектологического образования») / А. А. Алмазова, К. Б. Вовненко, А. В. Кроткова [и др.] // Педагогика и психология образования. – 2024. – № 3. – С. 92-110. – DOI 10.31862/2500-297X-2024-3-92-110. – EDN WFBWCW.
- Алмазова, А. А. Динамика восстановления письменной речи у пациента с афазией / А. А. Алмазова, Е. Б. Крыжановская // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 20–21 апреля 2023 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2023. – EDN NRFYVE.
- Алмазова, А. А. Стратегии декодирования скрытого смысла высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи / А. А. Алмазова, Т. В. Петрова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии : материалы X Международной научно-практической конференции, Орёл, 30–31 марта 2023 года. – Орёл: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2023. – С. 18-23. – EDN NRSYBX.
- Алмазова, А. А. Особенности содержания коррекционно-восстановительного обучения лиц с афазией / А. А. Алмазова, Е. С. Корецкая // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции, Саранск, 30 марта 2023 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2023. – С. 43. – EDN DMQOZP.
- Алмазова, А. А. Применение инновационных диагностических инструментов в реабилитации пациентов с афазией / А. А. Алмазова, Е. Б. Крыжановская // Коррекционная педагогика: взгляд в будущее : Сборник научных статей. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. – С. 63-66. – EDN ZNGQUO.
- Алмазова, А. А. Лингвистические аспекты изучения фразовой речи лиц с разными формами афазии / А. А. Алмазова, Е. С. Корецкая // Коррекционная педагогика: взгляд в будущее : Сборник научных статей. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. – С. 7-10. – EDN LTEVOV.
- Алмазова, А. А. Научная школа «Механизмы речевого онтогенеза и его нарушений» Л.И. Беляковой / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Ю. О. Филатова // Научные школы Московского педагогического государственного университета : Очерки / Отв. редактор А.В. Лубков. Том Выпуск 2. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – С. 200-206. – EDN CNBYJO.
- Алмазова, А. А. Научная школа Т.Б. Филичевой «персонализированный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей» / А. А. Алмазова, Т. В. Туманова // Научные школы Московского педагогического государственного университета : Очерки / Отв. редактор А.В. Лубков. Том Выпуск 2. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – С. 207-212. – EDN YVPNFN.
- Алмазова, А. А. Особые образовательные потребности младших школьников-билингвов с нарушениями речи / А. А. Алмазова, А. В. Лагутина, Н. Ю. Шарипова // Начальная школа. – 2023. – № 10. – С. 31-34. – DOI 10.51906/0027-7371_2023_10_31. – EDN KGCIQS.
- Научные школы дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета: имена, направления, перспективы (Часть 1) / А. А. Алмазова, Д. Е. Васильева, К. Б. Вовненко [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 7. – С. 21-27. – DOI 10.47639/2074-4986_2023_7_21. – EDN FXZIAY.
- Научные школы дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета: имена, направления, перспективы (Часть 2) / А. А. Алмазова, Д. Е. Васильева, К. Б. Вовненко [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 8. – С. 62-74. – DOI 10.47639/2074-4986_2023_8_62. – EDN KJYVOX.
- Алмазова, А. А. Речь логопеда как характеристика его профессионального образа / А. А. Алмазова, А. В. Лагутина, М. М. Любимова // Специальное образование. – 2023. – № 3(71). – С. 122-140. – EDN KKQKFQ.
- Алмазова, А. А. Результаты логопедической работы по формированию умений декодирования фразеологических единиц младшими школьниками с недоразвитием речи / А. А. Алмазова, Т. В. Петрова // Специальное образование. – 2023. – № 3(71). – С. 5-15. – EDN BTZHLC.
- Состояние готовности педагогов к овладению персонализированными стратегиями обучения детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Алмазова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева [и др.] // Специальное образование. – 2023. – № 4(72). – С. 81-94. – EDN KXQQSJ.
- Алмазова, А. А. Включение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в воспитательные практики современной школы / А. А. Алмазова, Е. Б. Колосова, Е. И. Кричевцова // Наука и школа. – 2023. – № 1. – С. 92-102.
- Алмазова, А. А. Нейроонторефлекторный подход к преодолению задержки речевого развития в системе логопедического воздействия / А. А. Алмазова, И. И. Панченко-Миль // Специальное образование. – 2023. – № 2(70). – С. 5-15.
- Almazova, A. A. The Current State, Problems and Prospects of Master’s Degree Programs in Speech-Language Pathology in Russia / A. A. Almazova, Yu. O. Filatova, I. V. Novitskaia // Strategies for Policy in Science and Education. – 2022. – Vol. 30, No. 1. – P. 59-69.
- Алмазова, А. А. Разработка новых программ подготовки педагогов-дефектологов: опыт, проблемы, поиск решений / А. А. Алмазова, Е. В. Кулакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 24-33.
- Алмазова, А. А. Чтение и метаязыковая деятельность / А. А. Алмазова, М. И. Саввиди // Наука и школа. – 2022. – № 3. – С. 121-130.
- Алмазова, А. А. Проектирование новых образовательных программ по направлению “Специальное (дефектологическое) образование” / А. А. Алмазова, А. В. Кроткова // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17, № 2. – С. 256-269.
- Алмазова, А. А. Формирование метаязыковой деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи / А. А. Алмазова, М. И. Саввиди // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – Т. 6, № 4(24). – С. 292-296.
- Ключевые аспекты формирования “мягких навыков” у будущих педагогов / А. А. Алмазова, Е. Л. Ерохина, В. Ф. Чертов, О. В. Шаронова // Наука и школа. – 2022. – № 6. – С. 259-268.
- Практики воспитательной работы в образовательных организациях, реализующих АООП НОО: предварительные результаты мониторинга / А. А. Алмазова, Е. И. Адамян, Л. И. Адамян, Е. Б. Колосова // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 60-68.
- Алмазова, А. А. Формирование дискурсивного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки “Специальное (дефектологическое) образование” / А. А. Алмазова, И. В. Новицкая // Наука и школа. – 2021. – № 1. – С. 92-103.
- Концептуальные подходы к разработке проекта основной образовательной программы подготовки кадров в области обучения, воспитания и сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра / А. А. Алмазова, Т. С. Никандрова, Е. С. Тушева, А. В. Хаустов // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10, № 4. – С. 1-23. Алмазова, А. А.
- Концепция подготовки кадров к управлению ресурсами дошкольной группы как основа межотраслевой двухпрофильной программы бакалавриата / А. А. Алмазова, Н. В. Микляева // Наука и школа. – 2021. – № 5. – С. 131-137.
- Алмазова, А. А. Стратегии заполнения лакун в клоуз-тесте учащимися с тяжелыми нарушениями речи / О. Е. Грибова, А. А. Алмазова // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 2(103). – С. 340-358.
Учебные и методические пособия
- Алмазова, А. А. Научно-педагогическое исследование: планирование и реализация : Учебно-методическое пособие / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – 80 с. – ISBN 978-5-4263-1281-4. – DOI 10.31862/9785426312814. – EDN FZNWNQ.
- Логопедия: теория и практика : Под редакцией д.п.н., профессора Т.Б. Филичевой, Издание учебника посвящено 145-летию Московского педагогического государственного университет / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, С. Н. Сорокоумова [и др.]. – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Москва : Эксмо, 2022. – 608 с.
- Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога : сборник научно-методических материалов / Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – 114 с.
- Методические рекомендации по реализации новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» : сборник методических материалов / А. А. Алмазова, Л. И. Адамян, К. Б. Вовненко [и др.] ; отв. ред. А. А. Алмазова, А. В. Лагутина. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – 132 с.
- Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 “Образование и педагогические науки” (бакалавриат) : Методическое пособие / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Е. Л. Болотова [и др.] ; Под общей редакцией Л.А. Трубиной. Том 7. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. – 420 с.
- Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 “Образование и педагогические науки” (бакалавриат) : Методическое пособие / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Е. Л. Болотова [и др.] ; Под общей редакцией Л.А. Трубиной. Том 6. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. – 454 с.
- Алмазова, А. А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация / Л. Р. Давидович, А. А. Алмазова, Ж. В. Антипова ; Главный редактор: Э.В. Сайко. – Москва : Московский психолого-социальный университет, 2016. – 204 с.
- Алмазова, А. А. Текст в системе обучения русскому языку детей с недоразвитием речи : для студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» / А. А. Алмазова, И. Н. Сосинская. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. – 76 с.
- Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : Учебное пособие для студентов средних специальных и высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Логопедия» / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – Москва : ВЛАДОС, 2010. – 374 с.
- Алмазова, А. А. Современный русский язык : Пособие для самостоятельной работы студентов дефектологического факультета / А. А. Алмазова, Ю. П. Богачев, О. В. Михалькова. – Москва : Прометей, 2009. – 134 с.
- Алмазова, А. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие для студентов / А. А. Алмазова, Ю. П. Богачев, В. В. Никульцева. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 176 с.
Повышение квалификации
• Научно-методическое обоснование и разработка новых моделей профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях формирования национальной системы высшего образования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», 2024 год, 72 часа, удостоверение № 772421816904.
• Управление деятельностью вузов. Аспекты разработки и реализации ФГОС ВО нового поколения, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», 2024 год, 18 часов, удостоверение № 40000594819.
• «Оказание Первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса». 772421815370. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 03.12.2024г.
• «Цифровые образовательные инструменты преподавателя высшей школы». 772423216581. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 30.10.2024г.
• «Возможности искусственного интеллекта в образовании». 772421814470. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 13.11.2024г.
• «Возможности и проблемы профессионализации и карьеропостроения в новой модели высшего образования». 700800164070. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет». 11.11.2024г.
• «Специальное образование: актуальные тенденции и перспективы развития». 2024009867. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики». 18.10.2024г.
• «Основы противодействия коррупции в сфере образования». 19.02.2024-19.04.2024г., г. Москва, 772421812343.
• «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в образовательной сфере и молодежной среде». 16.10.2023-31.10.2023г., г. Москва, 772420412448.
• «Проектирование образовательных программ базового высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»». 10.07.2023-31.10.2023г., г. Москва, 772420413501.
• «Модель подготовки педагогов-дефектологов, обеспечивающая единство содержания и структуры образовательных программ по профилям дефектологического образования («Ядро» Специального (дефектологического) образования)». 20.11.2023-04.12.2023г., г. Москва, 772420409584.
Достижения и поощрения
Почетный работник сферы образования Российской Федерации.
Знак отличия «Отличник просвещения».
Исследовательские проекты и гранты
• 2024-2025, государственное задание «Научно-методическое обоснование и разработка новых моделей профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях формирования национальной системы высшего образования», руководитель.
• 2023, государственное задание «Научно-методическое обоснование единых подходов к структуре и содержанию образовательных программ подготовки педагогов-дефектологов», руководитель.
• 2021-2022, государственное задание «Научно-методическое обоснование и разработка новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», руководитель.
• 2021-2022, государственное задание «Научно-методические основы системы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью», руководитель, руководитель.
• 2017-2018, государственное задание «Разработка методов пропедевтики трудностей в обучении у детей с нарушениями речи при инклюзивном образовании и ее организации, включая апробацию», участник.
• 2016–2017, государственное задание «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог-дефектолог»)», участник.
• 2014-2015, государственное задание «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования», участник.
Участие в конференциях
- X Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии», 30 марта – 1 апреля 2023г., Орел, ОГУ имени И.С. Тургенева. Доклад «Стратегии декодирования скрытого смысла у младших школьников с общим недоразвитием речи» (совм. с Т.В. Петровой).
- Удалено: II Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями», 22-23 июня 2023 г., Москва, Российская академия образования. Доклад «Векторы и задачи развития системы подготовки кадров для инклюзивного образования».
- Удалено: XV Международный конгресс НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИЯ, 1-2 июня 2023 г., Москва. Доклад «Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог» и его значение в подготовке логопедов для системы здравоохранения».
- Удалено: II профессорский педагогический форум «Университет в эпоху педагогических новаций, 1-4 июня 2023 г., Санкт-Петербург. Доклад «Модернизация системы подготовки дефектологов: векторы непрерывной подготовки»; участие в работе Круглого стола «Перспективы развития системы высшего педагогического образования в современной России».
- Удалено: Научно-практическая конференция «Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты», 2 июня 2023 г., Москва, МПГУ. Доклад «Билингвальный ребенок с нарушениями речи и его образовательные потребности» (совм. с А.В. Лагутиной, М.М. Любимовой).
- Удалено: Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», 18-19 апреля 2023 г., Грозный. Модератор брифинг-площадки, участник панельных дискуссий.
- Удалено: Областной образовательный форум «ПРО.Образование 64. Векторы развития», 26 августа 2023 г., Саратов. Доклад «Актуальные тенденции развития системы подготовки кадров для инклюзивного образования».
- Удалено: Региональное совещание педагогов Ямало-Ненецкого автономного округа, 5 сентября 2023 г., Салехард. Доклад «Пути повышения качества подготовки педагогических кадров для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья».
- Удалено: Круглый стол «Ресурсы и перспективы модернизации программ подготовки кадров для системы образования детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», 13 марта 2023 г., МПГУ. Доклад «Подготовка кадров для работы с детьми с ОВЗ в МПГУ».
- Удалено: Областной образовательный форум «ПРО.Образование 64. Векторы развития». Саратов. 24 августа 2023 г. Актуальные тенденции развития системы подготовки кадров для инклюзивного образования.
- Удалено: Международная научно-практическая конференция «Современная логопедия: между традициями и новациями в контексте проблем специального и инклюзивного образования». Санкт-Петербург. 5 октября 2023 г. Логопед в современном мире: актуальные проблемы.
- Удалено: V Всероссийский научно-образовательный форум «Миссия педагогического образования в XXI веке». Ростов-на-Дону. 25 сентября 2023 г. ФГОС как инструмент построения национальной системы высшего дефектологического образования в России.
- II Международный симпозиум «Проблемы структуры речи» 18.10.2024 Москва, Россия. «Современные программы подготовки логопедов: интеграция науки и реалий профессиональной деятельности».
- III Томский международный форум «Преобразование образования» 09.11.2024 Томск, Россия. «Новые модели профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях преобразования высшей школы».
- Научно-практический форум (конференция) «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка» 20.11.2024 Минск, Беларусь. «Подготовка учителей-дефектологов в контексте принципа инклюзии в образовании в Республике Беларусь и Российской Федерации: концептуальные подходы».
- Научно-практическая конференция «От научных исследований к образовательной политике» 11.12.2024 Москва, Россия. «Научно-методическое обоснование и разработка новых моделей профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях формирования национальной системы высшего образования».
- IV Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки дефектологов в высшей школе» 17.12.2024 Москва, Россия. «Представления профессионального, научно-педагогического и
студенческого сообществ о структуре и содержании программ
подготовки дефектологических кадров: данные исследования».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Профессионализм деятельности дефектолога: рефлексия и развитие», приуроченная к 25-летию дефектологического образования в Удмуртской Республике, 14.02.2025г. Ижевск, Россия. «Образ профессионала-дефектолога через призму ФГОС ВО и профессиональных стандартов».
- IV международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения. Современные проблемы дефектологии и реабилитологии: специальное образование в контексте социальных вызовов». 03.2025г. Санкт-Петербург, Россия. «Разработка и внедрение “Ядра дефектологического образования” в условиях трансформации высшей школы».
- X Всероссийский конгресс с международным участием “Актуализация логопедической коррекции. Задачи профессионального сообщества”. 23.04.2025г, Москва, Россия. «Метаязыковая деятельность: исследование, формирование, позиционирование».
- XX Международная научно-практическая конференция «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза», посвященная 30-летию научной школы профессора В.В. Коркунова и 95-летию УрГПУ. 24.04.2025г, Екатеринбург, Россия. «Совершенствование структуры и содержания программ подготовки дефектологических кадров».
- XII Международная научно-практическая конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии». 3-4 апреля 2025г. Орел. «Обеспечение качества подготовки дефектологов в вузе: ожидания студентов и мнение работодателей».
- II Международная научно-практическая конференция «Вклад вузов в развитие инклюзивной культуры в социуме». 22-23 мая 2025г., Москва. «Обучение студентов с инвалидностью в контексте новых моделей высшего образования».
- XVII Международный конгресс «Нейрореабилитация – 2025». 9-10 июня 2025 года в г. Москве. «Актуальные вопросы подготовки логопедов в условиях преобразований высшей школы».
- Всероссийская научно-практическая конференция «II СУВОРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» Философское и педагогическое наследие А.В. Суворова и его роль в современном мире. 3-4 июня 2025 года, Москва. «Особенности и перспективы освоения профессии дефектолога глазами студентов».
Дополнительная информация
- Член Экспертного совета по образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию
- Руководитель экспертной группы при Координационном совете Министерства просвещения Российской Федерации по научной деятельности по направлению «Система образования детей с ограниченными возможностями здоровья и системы непрерывного образования специалистов для работы с ними»
- Член Президиума Межрегионального союза дефектологов РФ
- Член редколлегии журналов:
- «Интеграция образования» (индексируется в международной базе цитирования SCOPUS),
- «Наука и школа», «Специальное образование», «Аутизм и нарушения развития», «Вестник Кемеровского государственного университета» (включены в Перечень ВАК при Минобрнауки российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук).
- Член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»
Патент на полезную модель № 231303 U1 Российская Федерация, МПК G06F 3/0354, G06F 3/039. персональная насадка на компьютерную мышь для людей с ограниченными возможностями : заявл. 22.10.2024 : опубл. 22.01.2025 / А. А. Алмазова, А. О. Белякин, К. И. Туманов, Т. В. Туманова ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Московский педагогический государственный университет”. – EDN LYRFKY.