Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Анна Алексеевна

Алмазова

Образование

Высшее: Московский государственный педагогический университет имени В.И. Ленина, дефектологический факультет, 1992, специальность «Дефектология», квалификация «Учитель-логопед, учитель русского языка и литературы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Аспирантура: Московский педагогический государственный университет, 1997, специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика
Докторантура: Московский педагогический государственный университет, 2012, специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика

ФГБОУ ВО «МПГУ», профессиональная переподготовка «Менеджмент высшего образования», 05.12.2019-27.01.2020 г. Диплом: 772409626428.
ФГАОУ ВО «РУДН», профессиональная переподготовка «Государственное и муниципальное управление». Диплом ДПК 20 025591 от 31.03.2022.


Тема кандидатской диссертации

"Обучение построению письменного текста школьников с тяжелыми нарушениями речи (на материале 5-6 классов)" (1998)

Тема докторской диссертации

"Профессиональная лингвистическая подготовка учителей-логопедов в системе высшего образования" (2019)

Публикации

Монографии и главы в монографиях

  • Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методические основы и эффективные практики / А. А. Алмазова, Е. И. Адамян, Л. И. Адамян [и др.]. – 2-е издание, дополненное. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – 228 с.
  • Алмазова, А. А. Семантизация контекстуально-опосредованных языковых единиц школьниками с нарушениями чтения / А. А. Алмазова, Е. Д. Бабина // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция : Научная монография / Под общей редакцией О.А. Величенковой. – Москва : ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “ЛОГОМАГ”, 2018. – С. 96-109.
  • Алмазова, А. А. Лингвистические аспекты изучения речевых нарушений / А. А. Алмазова, О. С. Орлова // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – Москва : ООО “Издательство “Спутник+”, 2014. – С. 4-15.
  • Алмазова, А. А. Развитие профессиональной языковой личности студентов-логопедов в процессе лингвистической подготовки / А. А. Алмазова. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2014. – 204 с.
  • Алмазова, А. А. Специальное (дефектологическое) образование в России: концептуально-методологические основы / А. А. Алмазова, Ю. А. Костенкова ; Алмазова А.А., Костенкова Ю.А.. – Москва : ПАРАДИГМА, 2014. – 160 с.
  • Алмазова, А. А. Обучение построению текста учащихся специальной (коррекционной) школы V вида / А. А. Алмазова. – Москва : Прометей, 2004. – 109 с.

Статьи в рецензируемых научных изданиях

  • Алмазова, А. А. Включение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в воспитательные практики современной школы / А. А. Алмазова, Е. Б. Колосова, Е. И. Кричевцова // Наука и школа. – 2023. – № 1. – С. 92-102.
  • Алмазова, А. А. Нейроонторефлекторный подход к преодолению задержки речевого развития в системе логопедического воздействия / А. А. Алмазова, И. И. Панченко-Миль // Специальное образование. – 2023. – № 2(70). – С. 5-15.
  • Almazova, A. A. The Current State, Problems and Prospects of Master’s Degree Programs in Speech-Language Pathology in Russia / A. A. Almazova, Yu. O. Filatova, I. V. Novitskaia // Strategies for Policy in Science and Education. – 2022. – Vol. 30, No. 1. – P. 59-69.
  • Алмазова, А. А. Разработка новых программ подготовки педагогов-дефектологов: опыт, проблемы, поиск решений / А. А. Алмазова, Е. В. Кулакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 24-33.
  • Алмазова, А. А. Чтение и метаязыковая деятельность / А. А. Алмазова, М. И. Саввиди // Наука и школа. – 2022. – № 3. – С. 121-130.
  • Алмазова, А. А. Проектирование новых образовательных программ по направлению “Специальное (дефектологическое) образование” / А. А. Алмазова, А. В. Кроткова // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17, № 2. – С. 256-269.
  • Алмазова, А. А. Формирование метаязыковой деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи / А. А. Алмазова, М. И. Саввиди // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – Т. 6, № 4(24). – С. 292-296.
  • Ключевые аспекты формирования “мягких навыков” у будущих педагогов / А. А. Алмазова, Е. Л. Ерохина, В. Ф. Чертов, О. В. Шаронова // Наука и школа. – 2022. – № 6. – С. 259-268.
  • Практики воспитательной работы в образовательных организациях, реализующих АООП НОО: предварительные результаты мониторинга / А. А. Алмазова, Е. И. Адамян, Л. И. Адамян, Е. Б. Колосова // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 60-68.
  • Алмазова, А. А. Формирование дискурсивного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки “Специальное (дефектологическое) образование” / А. А. Алмазова, И. В. Новицкая // Наука и школа. – 2021. – № 1. – С. 92-103.
  • Концептуальные подходы к разработке проекта основной образовательной программы подготовки кадров в области обучения, воспитания и сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра / А. А. Алмазова, Т. С. Никандрова, Е. С. Тушева, А. В. Хаустов // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10, № 4. – С. 1-23. Алмазова, А. А.
  • Концепция подготовки кадров к управлению ресурсами дошкольной группы как основа межотраслевой двухпрофильной программы бакалавриата / А. А. Алмазова, Н. В. Микляева // Наука и школа. – 2021. – № 5. – С. 131-137.
  • Алмазова, А. А. Стратегии заполнения лакун в клоуз-тесте учащимися с тяжелыми нарушениями речи / О. Е. Грибова, А. А. Алмазова // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 2(103). – С. 340-358.
  • Алмазова, А. А. Методические аспекты включения дисциплины “Развитие речи” в адаптированную образовательную программу основной ступени обучения (вариант 5.2) / А. А. Алмазова, О. Е. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 8. – С. 9-16.
  • Алмазова, А. А. Сетевые информационные технологии как способ продвижения идей, знаний и результатов научной деятельности в области логопедии / А. А. Алмазова, М. М. Любимова, А. В. Лагутина // Наука и школа. – 2020. – № 1. – С. 62-67.
  • Алмазова, А. А. Очерк о научной школе профессора Л.И. Беляковой / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Ю. О. Филатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 1. – С. 43-48.
  • Алмазова, А. А. Возможности реализации антропоцентрического подхода к освоению языка в современной логопедии / А. А. Алмазова // Наука и школа. – 2019. – № 1. – С. 78-83.
  • Алмазова, А. А. Актуальные вопросы разработки адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на этапе основного общего образования / А. А. Алмазова, О. Е. Грибова, Г. П. Матюхова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 8. – С. 18-25.
  • Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, М. М. Любимова [и др.] // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 1(90). – С. 151-165.

 

 

Учебные  и методические пособия

  • Логопедия: теория и практика : Под редакцией д.п.н., профессора Т.Б. Филичевой, Издание учебника посвящено 145-летию Московского педагогического государственного университет / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, С. Н. Сорокоумова [и др.]. – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Москва : Эксмо, 2022. – 608 с.
  • Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога : сборник научно-методических материалов / Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – 114 с.
  • Методические рекомендации по реализации новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» : сборник методических материалов / А. А. Алмазова, Л. И. Адамян, К. Б. Вовненко [и др.] ; отв. ред. А. А. Алмазова, А. В. Лагутина. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – 132 с.
  • Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 “Образование и педагогические науки” (бакалавриат) : Методическое пособие / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Е. Л. Болотова [и др.] ; Под общей редакцией Л.А. Трубиной. Том 7. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. – 420 с.
  • Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 “Образование и педагогические науки” (бакалавриат) : Методическое пособие / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Е. Л. Болотова [и др.] ; Под общей редакцией Л.А. Трубиной. Том 6. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. – 454 с.
  • Алмазова, А. А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация / Л. Р. Давидович, А. А. Алмазова, Ж. В. Антипова ; Главный редактор: Э.В. Сайко. – Москва : Московский психолого-социальный университет, 2016. – 204 с.
  • Алмазова, А. А. Текст в системе обучения русскому языку детей с недоразвитием речи : для студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» / А. А. Алмазова, И. Н. Сосинская. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. – 76 с.
  • Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : Учебное пособие для студентов средних специальных и высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Логопедия» / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – Москва : ВЛАДОС, 2010. – 374 с.
  • Алмазова, А. А. Современный русский язык : Пособие для самостоятельной работы студентов дефектологического факультета / А. А. Алмазова, Ю. П. Богачев, О. В. Михалькова. – Москва : Прометей, 2009. – 134 с.
  • Алмазова, А. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие для студентов / А. А. Алмазова, Ю. П. Богачев, В. В. Никульцева. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 176 с.

 

Повышение квалификации

ФГБОУ ВО «МПГУ», «Основы противодействия коррупции в сфере образования». 27.02.23-27.04.2023г., г. Москва, 772419111952.

ФГБОУ ВО «МГППУ», «Учебно-методическое обеспечение инклюзивного высшего образования». 15.05.23-06.06.2023г., г. Москва, 772418034319.

ФГБОУ ВО «МПГУ, «Экспертная деятельность в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ». 24.01-26.01.2022г., г. Москва, 772415347629.

ФГАОУ ДПО «АРКПРО». «Проектирование и особенности реализации основных профессиональных образовательных программ с учетом единых подходов к структуре и содержанию программ педагогического бакалавриата». 06.06.-10.06. 2022г., г. Москва. 23000023559.

ФГБОУ ВО «НГПУ им. Козьмы Минина», ФГБОУ ВО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», «Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего».
27.09-15.10.2022г., г. Нижний-Новгород, г. Ярославль, 522415586457.

ФГБОУ ВО «МПГУ», «Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». 21.11.22- 02.12.22г., г. Москва, 772417646386.


Достижения и поощрения

Почетный работник сферы образования Российской Федерации.

Исследовательские проекты и гранты

2023 г., государственное задание «Научно-методическое обоснование единых подходов к структуре и содержанию образовательных программ подготовки педагогов-дефектологов», руководитель. Регистрационный номер: 123022200005-3.

2021–2022 гг., государственное задание «Научно-методическое обоснование и разработка новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Регистрационный номер: 073-03-2021-041/4.

2021-2022 гг., государственное задание «Научно-методические основы системы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью», руководитель. Регистрационный номер: 223020200859-7.

2017-2018 гг., государственное задание «Разработка методов пропедевтики трудностей в обучении у детей с нарушениями речи при инклюзивном образовании и ее организации, включая апробацию», 2017 г. (Регистрационный номер: 27.4379.2017/5.1)

2016–2017 гг., «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог-дефектолог»)» (Государственный контракт № 05.015.12.0013 от 17.06.2016)

2014–2015 гг. «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования» (Государственный контракт № 05.043.11.0029 от 16.06.2014)


Участие в конференциях

II Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями», 22-23 июня 2023 г., Москва, Российская академия образования. Доклад «Векторы и задачи развития системы подготовки кадров для инклюзивного образования».

XV Международный конгресс НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИЯ, 1-2 июня 2023г., Москва. Доклад «Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог» и его значение в подготовке логопедов для системы здравоохранения».

II профессорский педагогический форум «Университет в эпоху педагогических новаций, 1-4 июня 2023г., Санкт-Петербург. Доклад «Модернизация системы подготовки дефектологов: векторы непрерывной подготовки»; участие в работе Круглого стола «Перспективы развития системы высшего педагогического образования в современной России»

Научно-практическая конференция «Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты», 2 июня 2023г., Москва, МПГУ. Доклад «Билингвальный ребенок с нарушениями речи и его образовательные потребности» (совм. с А.В. Лагутиной, М.М. Любимовой)

Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», 18-19 апреля 2023 г., Грозный. Модератор брифинг-площадки, участник панельных дискуссий.

X Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии», 30 марта – 1 апреля 2023г., Орел, ОГУ имени И.С. Тургенева. Доклад «Стратегии декодирования скрытого смысла у младших школьников с общим недоразвитием речи» (совм. с Т.В. Петровой)

Областной образовательный форум «ПРО.Образование 64. Векторы развития», 26 августа 2023 г., Саратов. Доклад «Актуальные тенденции развития системы подготовки кадров для инклюзивного образования».

Региональное совещание педагогов Ямало-Ненецкого автономного округа, 5 сентября 2023г., Салехард. Доклад «Пути повышения качества подготовки педагогических кадров для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья».

Круглый стол «Ресурсы и перспективы модернизации программ подготовки кадров для системы образования детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», 13 марта 2023, МПГУ. Доклад «Подготовка кадров для работы с детьми с ОВЗ в МПГУ».

Дополнительная информация

Член Экспертного совета по образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию.

Член Президиума Межрегионального союза дефектологов РФ.

Участник разработки ГОС ВПО по специальности «Дефектология» и ФГОС ВО (ВПО) разных поколений по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Участник проектов и разработок в области дефектологии, логопедии, международного сотрудничества, реализуемых как МПГУ, так и другими организациями (ЮНЕСКО, ИКП РАО, издательство «Просвещение», Институт русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова и др.).

Член редколлегии журналов:

  • «Интеграция образования» (индексируется в международной базе цитирования SCOPUS),
  • «Наука и школа», «Аутизм и нарушения развития», «Вестник Кемеровского государственного университета» ( включены в  Перечень ВАК при Минобрнауки российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук);
  • «Зборник радова Педагошког факултета у Ужицу» (Крагуевацкий университет, Сербия)

Член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России».


Директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии

Доцент

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Теория и методология логопедии.
Взаимодействие лингвистики и логопедии.
Языковая личность педагога-дефектолога.
Развитие языковой личности в условиях онтогенеза и дизонтогенеза.
Обучение русскому языку школьников с особыми образовательными потребностями.
Развитие систем подготовки и переподготовки в области специальной педагогики


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 741
+7(495)438-17-81
aa.almazova@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)