Более 150 научных и учебно-методических работ. Наиболее важные работы в последние годы:
Белякова Л.И. О речевом дизонтогенезе // Трансформация медицинского образования в цифровую эпоху: материалы XIV Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования — 2023» (Москва, 3–7 апреля 2023 года). — Москва: Сеченовский Университет, 2023. – C. 241–242. ISBN 978-5-6050296-2-5 (в соавторстве с Ю.О. Филатовой)
Белякова, Л. И. Ранние признаки речевых расстройств при психоорганическом синдроме у детей / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова, Н. Н. Волоскова // Научные основы дифференциальной диагностики речевой патологии в детском возрасте / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, С. В. Гречаный [и др.]. – Москва : НКЦ Образование, 2022. – 202 с. – ISBN 978-5-4441-0326-5.
Belyakova, L.I. & Filatova, Y.O. (2022). Speech Dynamic Stereotype in the Context of Consideration of the Basic Psychophysiological Mechanisms of Speech. In A.A. Arinushkina, & I.A. Korobeynikov (Eds.), Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars (pp. 149-155). Cham, Switzerland: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-031-13646-7_16 (Scopus) ISBN 978-3-031-13645-0. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50115051
Белякова Л.И. Речевой динамический стереотип в контексте рассмотрения основных психофизиологических механизмов речи // Образование детей с особыми потребностями. 2022. С. 149–155.
Белякова Л.И., Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Под ред.Г. В. Бабиной. – М.: МПГУ, 2020. – 124 с., (в соавторстве с Г.В. Бабиной и Р.Е. Идес)
Белякова Л.И., Филатова Ю.О. ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОЙ СТЕРЕОТИПИИ РЕБЕНКА // В сборнике: Нейронаука для медицины и психологии: XVI Международный междисциплинарный конгресс. Труды Конгресса. 2020. С. 479-480.
Белякова Л.И., Иншакова О.Б. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ С УСТОЙЧИВОЙ ДИСГРАФИЕЙ // Дефектология. 2019. № 5. С. 3-10.
Белякова Л.И., Филатова Ю.О. РЕЧЬ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ЖИВОЙ ПРИРОДЫ // Вопросы психолингвистики. 2019. № 4 (42). С. 132-143.
Белякова Л.И., Филатова Ю.О.ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ РЕБЁНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО КОГНИТИТВНОГО РАЗВИТИЯ // В сборнике: Когнитивные исследования на современном этапе. Материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке. 2018. С. 32-35.
Белякова Л.И. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕХАНИЗМАХ НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ ПРИ ЗАИКАНИИ // Дефектология. 2018. № 5. С. 16-23.
Бабина Г.В., Белякова Л.И., Идес Р.Е. ЛОГОПЕДИЯ. ДИЗАРТРИЯ // Учебно-методическое пособие / Москва, 2016.
Белякова Л.И., Филатова Ю.О. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ОНТОГЕНЕЗА И ДИЗОНТОГЕНЕЗА РЕЧЕВЫХ РИТМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ // В книге: Седьмая международная конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Ответственные редакторы: Ю. И. Александров, К. В. Анохин. 2016. С. 146-147.
Белякова Л.И. ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ЗАИКАНИЯ // В книге: Заикание: проблемы теории и практики. Москва, 2016. С. 6-22.
Иншакова О.Б., Белякова Л.И. ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ДИНАМИКЕ ДИСГРАФИИ // Специальное образование. 2016. № 2 (42). С. 51-65.
Белякова Л.И., Филатова Ю.О. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА // Вопросы психолингвистики. 2016. № 30. С. 30-38.
Белякова Л.И., Филатова Ю.О. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО И МОТОРНОГО РИТМОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Наука и школа. 2015. № 3. С. 114-123.
Белякова Л.И., Филатова Ю.О. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ В РУССКОЙ ЛОГОПЕДИИ // Forum Logopedyczne. 2015. № 23. С. 17-25.
Бабина Г.В., Белякова Л.И., Идес Р.Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Под ред.Г. В. Бабиной. – М.: МПГУ, 2020.
Белякова Л.И., Филатова Ю.О. РЕЧЬ КАК ИНФОРМА-ЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ЖИВОЙ ПРИРОДЫ // Вопросы психолингвистики. 2019. № 4 (42). С. 132-143.
Психолого-педагогическая и клиническая характеристика учащихся с устойчивой дисграфией (совместно с Иншаковой О.Б.) //Дефектология, – № 5, 2019. С. 3-10.
Belyakova, Lidia Theoretical views on mechanisms of formation of speech act / Lidia Belyakova, Yulia Filatova // Fifth International Luria Memorial Congress (Lurian Approach in International Psychological Science). – KnE Life Science, pages 86-94 (статья на английском языке).
Белякова, Л.И. Теоретические представления о механизмах нарушения центральной регуляции речевой функции при заикании / Л.И. Белякова // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 14-21.
Белякова, Л.И. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей: формирование речевого дыхания: Учебно-методическое пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Ю.О. Филатова, Т.Г. Хатнюкова-Шишкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017.
Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 184 с. Белякова, Л.И.
Белякова, Л.И. Психофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Вопросы психолингвистики. – 2016. – № 4 (30). – С. 30-38.
Педагогическая модель коррекции речевого и моторного ритмов у детей с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Наука и школа. – 2015. – № 3. – С. 114-123.
Белякова, Л.И. Традиции и инновации в диагностике и коррекции заикания у детей в русской логопедии / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Forum Logopedyczne. – 2015. – № 23. – С. 17-25.
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «ЛОГОПЕДИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК И КОНТУРЫ БУДУЩЕГО», 24-25 октября 2019, Москва, МПГУ. Работа в программном комитете, доклад на пленарном заседании «Базовые представления о речевом динамическом стереотипе»
XIX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Теория речевой деятельности: вызовы современности», 6 июня 2019 г., Москва. Белякова Л.И., Филатова Ю.О., доклад «Психосенсомоторный речевой стереотип как концепт ноосферы».
Всероссийская научная конференция молодых учёных и студентов с международным участием «Специальная педагогика и психология: традиции и инновации» ФГБОУ ВО МПГУ, Институт детства, 28 . 03 . 2019 г. Выступление на пленарном заседании с напутственным словом Белякова Л.И.
Всероссийская конференция с международным участием по когнитивной науке «Когнитивные исследования на современном этапе», 19-21 ноября 2018 г., г. Архангельск. Филатова Ю.О., д.п.н., проф., Белякова Л.И., д.м.н., проф. выступление с докладом «Психофизиологические индикаторы становления речевой функции ребенка как показатель его когнитивного развития».
Международный симпозиум «Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия» , 23-26 августа 2018г, Москва. Работа в программном комитете и доклад на пленарном заседании.
V Международный Конгресс памяти А.Р. Лурия «Луриевский подход в мировой психологической науке», Екатеринбург,13–16.10. 2017 г. Доклад «Теоретические представления о механизмах формирования речедвигательного акта».
Количество защищенных кандидатов педагогических и медицинских наук – 25, докторов педагогических наук – 1.
Председатель Диссертационного совета Д 212.154.26 при ФГБОУ ВПО “Московский педагогический государственный университет”.
Профессор
Профессор
Доктор медицинских наук
Речевой онтогенез и его нарушения.
Диагностика нарушений речи.
Заикание.
Дизартрия.
Билингвизм.