Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Елена Леонидовна

Черкасова

Образование

Аспирантура: Научно-исследовательский институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 2001, специальность – коррекционная педагогика (логопедия).
Высшее: Киевский государственный педагогический институт им. А.М. Горького (совр. - Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова), дефектологический факультет, 1986, специальность – дефектология, квалификация – учитель и логопед вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений.
Профессиональная переподготовка: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2015, специальность – преподаватель высшей школы.

Тема кандидатской диссертации

«Специфика логопедического воздействия при нарушениях речи, осложненных минимальными расстройствами слуховой функции», 2001 год

Курсы текущего учебного года

Дифференциальная диагностика речевых нарушений
Фундаментальный базис речи
Логопедическая работа с лицами, имеющими нарушения слуха
Логопедия (Алалия)
Технологии обследования моторных функций и речи
Логопедическая работа с детьми с минимальной слуховой депривацией


Публикации

Всего опубликовано более 100 работ,  среди которых:  монография,  учебное пособие для ВУЗов,   учебно-методические пособия,  программа по развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида,  программно-методические пособия, научные статьи, электронные книги, используемые в  педагогической практике. Ряд работ опубликован на английском, польском, украинском языках. Является соавтором фундаментального учебника «Логопедия».

 

Избранные публикации:

Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие: Учебно-методическое пособие.- М.: НКЦ, 2015.- 192 с. [Электронная книга]

Работаем по ФГОС основного общего образования: Программа коррекционной работы / Под ред. Черкасовой Е.Л. – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 88 с.

Работаем по ФГОС среднего общего образования: Программа коррекционной работы / Под ред. Е.Л. Черкасовой, А.В. Лагутиной. – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 120 с. .

Черкасова Е.Л. Построение образовательной траектории для особого ребенка // Работа с родителями обучающихся в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Метод. Рекомендации / Конобеева Т.А., Мошнина Р.Ш. и др. – М.: УЦ Перспектива, 2015.- 44 с.

Черкасова Е.Л. Нарушения речи у детей раннего возраста со снижением слуха после перенесенного острого среднего отита // Вестник РГМУ.- 2015.- № 1.- С.16-20 (в соавт. с Я.М. Сапожниковым, В.С.Минасян.,  А.С.Мхитарян)

Черкасова Е.Л. Из жизни одной научной лаборатории / Логопедия.- М., 2015.- № – 2(8).- С. 26-35. (в соавт. с А.В. Лагутиной)

Черкасова Е.Л. Формирование коммуникативной  компетенции  как особой образовательной потребности детей с нарушениями речи: Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 4. – М.: АСОУ, 2015. – С. 576-581.

Федеральный государственный образовательный стандарт: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Национальный книжный центр, 2014.

Черкасова Е.Л., Сапожников Я.М., Минасян В.С., Мхитарян А.С. Речевые нарушения у детей // Педиатрия: Журнал им. Г.Н. Сперанского.- 2013.- Т. 92.- № 4.

Черкасова Е.Л., Сапожников Я.М., Минасян В.С., Мхитарян А.С. Речевые нарушения у детей с недостатками слуха // Педиатрия: Журнал им. Г.Н. Сперанского.- 2013.- Т. 92.- №5.

Черкасова Е.Л. Коррекционно-педагогические технологии в дошкольном образовании: традиции и инновации: Сборник научно-практических материалов Ассоциации педагогов дошкольного образования / Под ред. О.Г. Приходько, Е.Л. Черкасовой, А.В. Лагутиной.- М.: Изд-во НКЦ, 2012.

Черкасова Е.Л. Проблемы речи детей с лор-заболеваниями: Энциклопедия для родителей.- М.: Национальный книжный центр, 2012.

Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие: Учебно-методическое пособие.- М.: НКЦ, 2011.

Черкасова Е.Л. Методы обследования минимальных нарушений слуховой функции у детей с недоразвитием речи // Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной.- 5-е изд.- М.: Аркти, 2010.

Черкасова Е.Л. Диагностика и коррекция нарушений речи, осложненных минимальным снижением слуха, в детском возрасте // Forum Logopedyczne .- Katowice, 2010.- Nr. 18.

Черкасова Е.Л. Формирование вербально-коммуникативных умений у младших школьников с нарушением речевого развития // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: Монография / Под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой.- Архангельск: Поморский университет, 2009.

Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи и минимальное снижение остроты слуха // Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко.- М.: Айрис-пресс, 2005.

Czerkasowa E.L. Problem minimalnych zaburzeń słuchu u dzieci z zaburzeniami mowy // Międzynarodowa konferencja logopedyczna Wrocław 24-27 kwietnia: Streszczenia referatów.- Wrocław, 2003.

Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции: диагностика и коррекция: Учебное пособие для педагогических ВУЗов.- М.: Аркти,  2003.

 

Публикации за последние 5 лет

Работаем по ФГОС основного общего образования: Программа коррекционной работы / Под ред. Черкасовой Е.Л. – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 88 с.

Работаем по ФГОС среднего общего образования: Программа коррекционной работы / Под ред. Е.Л. Черкасовой, А.В. Лагутиной. – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 120 с. .

Черкасова Е.Л. Построение образовательной траектории для особого ребенка // Работа с родителями обучающихся в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Метод. Рекомендации / Конобеева Т.А., Мошнина Р.Ш. и др. – М.: УЦ Перспектива, 2015.- 44 с.

Черкасова Е.Л. Нарушения речи у детей раннего возраста со снижением слуха после перенесенного острого среднего отита // Вестник РГМУ.- 2015.- № 1.- С.16-20 (в соавт. с Я.М. Сапожниковым, В.С.Минасян.,  А.С.Мхитарян)

Черкасова Е.Л. Из жизни одной научной лаборатории / Логопедия.- М., 2015.- № – 2(8).- С. 26-35. (в соавт. с А.В. Лагутиной)

Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие: Учебно-методическое пособие.- М.: НКЦ, 2015.- 192 с. [Электронная книга]

Черкасова Е.Л. Формирование коммуникативной  компетенции  как особой образовательной потребности детей с нарушениями речи: Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 4. – М.: АСОУ, 2015. – С. 576-581.

Федеральный государственный образовательный стандарт: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования  / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Национальный книжный центр, – 2016. –  136 с.

ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.- 2-е изд.- М.: Национальный книжный центр, – 2016. –  136с. [Электронная книга]

Черкасова Е.Л. Всероссийская студенческая олимпиада «Развитие научного наследия Л.С. Выготского в современной логопедии» // Школьный логопед.- 2016.- № 4 (60).- С. 55-58.  ( в соав. с А.А. Алмазовой, Г.В. Бабиной, В.П. Мерзляковой, О.С. Орловой)

Черкасова Е.Л. Особенности развития дошкольников с заболеваниями  лор-органов // Медработник дошкольного образовательного учреждения.-М.: Изд-во Сфера, 2017.- № 2.- С. 23-29.

Черкасова Е.Л. Алалия // Логопедия. Теория и практика: Глава 8 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – М. : Эксмо, 2017.- С. 174- 223. (в соавт. с Шаховской С.Н.)

Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с детьми при снижении слуха // Логопедия. Теория и практика: Глава 16 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – М. : Эксмо, 2017.- С. 464-488.

Черкасова Е.Л. Речь детей с заболеваниями лор-органов.- М.: Национальный книжный центр,  2017. –  72 с.

Черкасова Е.Л. Особенности становления и коррекции речи дошкольников с ОНР в случаях минимального снижения остроты слуха // III-я  Международная научно-практическая конференция “Логопедия вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации” 31 марта 2017 года.-  Москва: Изд-во Логомаг, 2017.- С.263-266.

Черкасова Е. Л. Современные аспекты формирования коммуникативной компетенции как особой образовательной потребности детей с нарушениями речи  // Сб. науч. статей VII Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: ГИРЯ им. А. С. Пушкина, 2017. С.156-161.

Черкасова Е.Л. Слуховое восприятие и коммуникация детей с дизартрией // Социальное развитие личности в педагогической теории и практике А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Челябинск, 3-4 апреля 2018 г.) / Под ред. С.В. Росляковой, Н.А. Соколовой. – Челябинск: Изд-во “Цицеро”, 2018. – С. 357-366.

Черкасова Е.Л. Центральные слуховые расстройства у детей с нарушениями речи и минимальной слуховой депривацией  // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Методический сборник по материалам Международного симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред. А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой — М., 2018. – С. 330-333.

Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Методический сборник по материалам Международного симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред. А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой — М., 2018. – 360 с.  (РИНЦ, Усл.печ.л 22,5. Тираж 100 экз.)

Черкасова Е.Л. Алалия // Логопедия. Теория и практика: Глава 8 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 2-е изд. испр., доп.  – М. : Эксмо, 2018.- С. 174- 223. (в соавт. с Шаховской С.Н.)

Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с детьми при снижении слуха // Логопедия. Теория и практика: Глава 16 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 2-е изд. испр., доп.  – М. : Эксмо, 2018.- С. 464-488.

Черкасова Е. Л. Особенности структуры нарушения при дизартрии в детском возрасте и методы ее коррекции // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: сб.науч.ст. по материалам Междунар. науч.-практич. конф.- М: Парадигма, 2019.-  С. 297-302.

Черкасова Е.Л., Чеботарь П.С. Формирование диалогической речи дошколников с общим недоразвитием речи на основе образовательного квеста // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: сб.науч.ст. по материалам Междунар. науч.-практич. конф.- М: Парадигма, 2019.-  С. 302-307.

Черкасова Е.Л. Особенности речевого развития, обусловленные нарушениями слуха различного генеза // IX Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Центральные механизмы речи» посвященная памяти проф. Н.Н. Трауготт, Санкт-Петербург, 11 – 13 ноября 2019: Сб. мат. конф. / Под общ. ред. д.м.н. А.Н. Шеповальникова. – СПб.: ВВМ, 2019.- С. 89.

Черкасова Е. Л.,  Второва А.А. Нейропсихологические методы в диагностике моторной афазии // Альманах педагога.- Электронный журнал [https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/prevu.php?razdel=dopolnitelnoe&p=1;Опубликовано: 10.06.2019].

Черкасова Е.Л. Алалия // Логопедия. Теория и практика: Глава 8 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 3-е изд. испр., доп.  – М. : Эксмо, 2019.- С. 174- 223. (в соавт. с Шаховской С.Н.)

Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с детьми при снижении слуха // Логопедия. Теория и практика: Глава 16 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 3-е изд. испр., доп.  – М. : Эксмо, 2019.- С. 464-488.

Черкасова Е.Л. Особенности двигательной сферы неговорящих детей // Современные тенденции развития адаптивной физической культуры и спортивной медицины: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Московская государственная академия физической культуры. –М: Ярославль: Канцлер, 2019.- с. 373-377.

Черкасова Е.Л. Речевые стратегии и тактики младших школьников с недоразвитием речи в учебном процессе // Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии, 10 сентября 2020 г.- М., Изд-во: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2020.- С. 304-312

Черкасова Е.Л., Лагутиной А.В.  Чиркина Галина Васильевна и ее роль в развитии отечественной логопедии // Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии, 10 сентября 2020 г.- М., Изд-во: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2020.- С. 235-242.

Черкасова Е.Л., Шаховская С.Н. Алалия // Логопедия. Теория и практика: Глава 8 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 3-е изд. испр., доп.  – М. : Эксмо, 2020.- С. 174- 223.

Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с детьми при снижении слуха // Логопедия. Теория и практика: Глава 16 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 3-е изд. испр., доп.  – М. : Эксмо, 2020.- С. 464-488.

Черкасова Е.Л. Формирование речи дошкольников в условиях минимальной слуховой депривации // материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Логопедия: современный облик и контуры будущего»: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 24-25 октября 2019 г. / под общ. ред. А.А. Алмазовой, Г.В. Бабиной, А.В. Лагутиной, М.М. Любимовой, Е.Л. Черкасовой. – Москва : Логомаг, 2021. – С. 256-261.

Логопедия: современный облик и контуры будущего: Сборник материалов  всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 24-25 октября 2019 г. / под общ. ред. А.А. Алмазовой, Г.В. Бабиной, А.В. Лагутиной, М.М. Любимовой, Е.Л. Черкасовой. – Москва : Логомаг, 2021. – 304 с.

Черкасова Е.Л.,  Шаховская С.Н.  Алалия // Логопедия. Теория и практика: Глава 8 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 4-е изд. испр., доп.  – М. : Эксмо, 2021.- С. 174- 223.

Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с детьми при снижении слуха // Логопедия. Теория и практика: Глава 16 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 3-е изд. испр., доп.  – М. : Эксмо, 2021.- С. 464-488.

Логопедия: современный облик и контуры будущего : Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 1–2 ноября 2021 г. / под ред. А. А. Алмазовой, Г. В. Бабиной, М. Е. Баблумовой, В. П. Глухова, Т. И. Дубровиной, А. В. Лагутиной, М. М. Любимовой, В. П. Мерзляковой, Е. Ю. Рау, Е. Л. Черкасовой [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2021. – 418 с.

Черкасова Е.Л. Междисциплинарные аспекты диагностики состояния слуховой функции у детей с нарушениями речи // Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Логопедия: современный облик и контуры будущего», г. Москва, 1–2 ноября 2021 г. / под ред. А. А. Алмазовой, Г. В. Бабиной, М. Е. Баблумовой, В. П. Глухова, Т. И. Дубровиной, А. В. Лагутиной, М. М. Любимовой, В. П. Мерзляковой, Е. Ю. Рау, Е. Л. Черкасовой [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2021. – С. 374-380.

Черкасова Е.Л.,  Шаховская С.Н.  Алалия // Логопедия. Теория и практика: Глава 8 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 3-е изд., переработ.  – М. : Эксмо, 2023 – С. 175-223.

Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с детьми при снижении слуха // Логопедия. Теория и практика: Глава 16 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 3-е изд., переработ.  – М. : Эксмо, 2023. – С. 458-481.

Черкасова Е.Л. Ретроспективные и современные аспекты исследования структуры сочетанного речевого дефекта у детей в России // Вопросы логопедии: традиции и перспективные решения. К 120-летию С.С. Ляпидевского : монография / [А.А. Алмазова, Г.С. Гуменная, Е.Л. Черкасова и др.; отв. ред. А.А. Алмазова, Г.В. Бабина, А.В. Лагутина]. – Москва, МПГУ, 2023. – С. 39-61. РИНЦ

 

Повышение квалификации

ФГБОУ ВО МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва, Всероссийские курсы повышения квалификации педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования в ФГБОУ ВПО, 2013 г., 72 часа.
ФГБОУ ВО МГГУ им. М.А. Шолохова, Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог)», 2015 г., 72 часа, Удостоверение о повышении квалификации Рег.номер 364-СДО 10.07.2015.
ФГБОУ ВО МПГУ, Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог)», 2015 г., 72часа, Удостоверение о повышении квалификации 772402031619 Рег.номер 2689-ПК-2015 29.05.2015.
ФГБОУ ВО МПГУ, Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог», 2017 г., 78 часов, Удостоверение о повышении квалификации 772406317034 Рег. номер 14570-ПК-2017 25.10.2017.
ФГБОУ ВПО МПГУ, Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования, 2018 г.,
36 часов, Удостоверение №772407594926 о повышении квалификации Рег.номер 04200-ПК-2018
ГАОУ ВО горда Москвы МГПУ, Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации, 2019 г., 18 часов, Сертификат.
ИЭФБ РАН, СПб, Центральные механизмы речи, 2019 г., 36 часов, Сертификат.
ФГБОУ ВО МПГУ, Цифровая компетенстость преподавателя высшей школы, 2019 г.,
72 часа, Удостоверение №772409673286, 02549-ПК-2019, 30.09.2019
ФГБОУ ВПО МПГУ, Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса, 2020 г., 36 часов, Удостоверение №772412286356 о повышении квалификации Рег. номер 00383-ПК-2021
ФГБОУ ВПО МПГУ, Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего, 2022 г., 72 часа, Удостоверение №772417645733 о повышении квалификации Рег. номер 02567 – ПК 2022
ФГБОУ ВПО МПГУ, Организация образования студентов с ОВЗ и инвалидностью в ВУЗе, 2023 г., 36 часов, Удостоверение №772419112426 о повышении квалификации Рег. номер 02300 – ПК 2023
ФГБОУ ВПО МПГУ, Модель подготовки педагогов-дефектологов, обеспечивающая единство содержания и структуры образовательных программ по профилям дефектологического образования ("Ядро" Специального (дефектологического) образования)», 72 часа, 2023 г. Удостоверение № 772420409633 о повышении квалификации Рег. номер 07497-ПК-2023


Государственные и ведомственные награды

Медаль «В память 850-летия Москвы», 1997 г.
Почетная грамота за многолетний плодотворный труд в системе образования (ректор МГПУ И.М. Реморенко), 2014 г.
Звание «Ветеран труда», 2017 г.
Почетная грамота ученого совета МПГУ за многолетнюю плодотворную работу и большой вклад в подготовку научно-педагогических кадров (ректор А.В. Лубков, ученый секретарь ученого совета Г.И. Никитина), 2019 г.

Достижения и поощрения

Сертификат «Лучший преподаватель МГГУ им. Шолохова» (ректор МГГУ им. М.А. Шолохова В.Д. Нечаев, 2012 г.);
Благодарственное письмо за высокий профессионализм, преданность и личный вклад в развитие университета (ректор МГГУ им. М.А. Шолохова В.Д. Нечаев, 2015 г.).
Благодарность ректора за добросовестный труд, высокие профессиональные качества и безупречную работу на благо университета (ректор А.В. Лубков, ноябрь 2017 г.).

Архив учебных курсов

Особенности коррекции дизартрии у детей с минимальной слуховой депривацией.



Участие в конференциях

Всероссийская конференция «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», Москва, 18 октября 2017 г .

II Всероссийский съезд дефектологов,  Москва, 2-3 ноября 2017 г .

IV Международная научно-практическая конференция «Логопедия вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации», 2 марта 2018 г., доклад «Слуховое восприятие детей с дизартрией».

Международный симпозиум «Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия» , 23-26 августа 2018г., Москва, доклад «Центральные слуховые расстройства у детей с речевым недоразвитием и минимальной слуховой депривацией».

Международная научно-практическая конференция «Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации», 21.03. 2019 г., Москва, доклад «Особенности структуры нарушения при дизартрии в детском возрасте и методы ее коррекции».

Весенняя научная сессия МПГУ, Секция логопедии, 22 марта 2019 г., Москва, доклад «Механизмы возникновения нарушения слуха у детей с дизартрией и влияние слуховой депривации на  развитие их речи».

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием « Логопедия: современный облик и контуры будущего», 25 октября 2019 г., Москва, доклад « Формирование речи дошкольников в условиях минимальной слуховой депривации».

IX Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Центральные механизмы речи», посвященная памяти проф. Н.Н. Трауготт, 12 ноября 2019, Санкт-Петербург, доклад «Особенности речевого развития, обусловленные нарушениями слуха различного генеза».

Фестиваль KIDS FEST, Семинар для родителей ,  28 августа 2020 г., Москва, доклад «Актуальные родительские вопросы по логопедической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста» .

IX Международная научно-практическая конференция Российской ассоциации дислексии «PROчтение: дислексия в 21 веке», 10 сентября 2020 г.,  Москва, доклад « Речевые стратегии и тактики младших школьников с недоразвитием речи в учебном процессе».

Фестиваль KIDS FEST, ОАО издательство «Просвещение», 26-30 августа 2020 г., ВДНХ, Москва,  Семинар для родителей,  доклад «Актуальные родительские вопросы по логопедической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста» .

III Общенациональный родительский форум, 12-13 ноября 2020 г.,  Москва, доклад «Анализ важных вопросов родителей о речевых проблемах младших школьников».

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ», ИКП РАО, 30 ноября 2020 г., доклад  «Междисциплинарные направления исследований слуховой депривации у детей с дизартрией».

II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Логопедия: современный облик и контуры будущего», 1-2  ноября 2021 г., доклад «Междисциплинарные аспекты диагностики состояния слуховой функции у детей с нарушениями речи».

Биологические и средовые детерминанты структуры речевого дефекта.  – Доклад Секции 13 «Идеи Л.С. Выготского и А.Р. Лурии в логопедии: история, междисциплинарное осмысление, развитие в эпоху цифровизации» (16.11.2022) в рамках Международного конгресса «Л.С. Выготский и А. Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках» (г. Новосибирск, 15-17.11.22). В соавторстве с А.В. Лагутиной.

Актуальные аспекты исследования структуры речевого дефекта в детском возрасте – Доклад на Весенней научной сессии МПГУ, Секция «Актуальные проблемы логопедии», 17 марта 2023 г. В соавторстве с А.В. Лагутиной.

Логопедические аспекты проблемы слуховых расстройств у детей- Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогические подходы и технологии в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», 24-25 мая 2023 г.

III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Логопедия: Современный облик и контуры будущего», посвященная 120-летию со дня рождения С.С. Ляпидевского,  23-24 ноября 2023 г., Москва, МПГУ. Доклад «Вариативность структуры речевого дефекта у детей». Модератор секции «Исследование структуры речевого дефекта у детей».

Научно-практическая конференция с международным участием «Когнитивные процессы: Междисциплинарные исследования и интегративная практика», МГПУ, 25 апреля 2024 года, Москва.  Доклад «Трудности в обучении детей с осложненной структурой речевого дефекта». Модератор секции «Междисциплинарные исследования когнитивных процессов у детей и взрослых».

 

Дополнительная информация

2010 – 2012 гг. – научный руководитель Секции «Учителя-логопеды, учителя-дефектологи» Ассоциации педагогов дошкольного образования г. Москвы.

2012 – 2015 гг. – заведующий Лаборатории специального и инклюзивного образования Научно-исследовательского Института столичного образования ГАОУ ВО МГПУ .

Член жюри Московского городского конкурса профессионального  мастерства и общественного признания «Сердце, отданное детям», 2012 г.

2005-2016 гг. – член редакционного совета научно-методического журнала «Логопедия» .

Является членом редакционного комитета журнала «Forum logopedyczne» Польского логопедического сообщества.

 

 

 


Доцент

Доцент

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Проблематика дошкольной и школьной логопедии
Междисциплинарные исследования в области комплексных речевых нарушений, дифференциальной диагностики и осуществления логопедической работы с учетом индивидуальной структуры речевого дефекта
Особенности речевого развития и диагностики детей, имеющих минимальное (пограничное) снижение остроты слуха (на 15-25 дБ).
Дифференциальная диагностика речевых нарушений
Вербально-коммуникативная деятельность, речевое поведение младших школьников и подростков с недоразвитием языковых подсистем, вербально-коммуникативное взаимодействие педагога и детей
Проекты в области специальных коррекционных и инклюзивных практик, программ специального образования, учебно-методического обеспечения общего (специального) и высшего образования



Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, аудитория 741
+7(926)503-13-93
el.cherkasova@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)