Образование
1956, МГПИ им. Ленина (МПГУ), биолого-химический факультет, биолог
Тема кандидатской диссертации
Развитие начальных форм изобразительной деятельности детей и ее связь с эмоционально-эстетическим отношением к действительности – 1964 г.
Тема докторской диссертации
«Генезис изобразительной деятельности ребенка – 1972 г.
Курсы текущего учебного года
Феноменология развития личности
Публикации
НАУЧНАЯ ШКОЛА АКАДЕМИКА РАО, ДОКТОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА В.С. МУХИНОЙ «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ»
Мухина В.С.
В сборнике: Научные школы Московского педагогического государственного университета. Очерки. Отв. редактор А.В. Лубков. Москва, 2023. С. 58-68. |
ЮНОСТЬ
Мухина В.С.
Развитие личности. 2022. № 1. С. 10-80. |
ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Мухина В.С., Мелков С.В.
Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 1. С. 105-112. |
К ЮБИЛЕЮ В.С. МУХИНОЙ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНЦЕПЦИЮ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Мухина В.
Развитие личности. 2021. № 1-2. С. 8-131. |
ВСЕЛЕНСКОЕ ЧУВСТВО ЛЮБВИ
Мухина В.
Развитие личности. 2021. № 3-4. С. 89-113. |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ЧИПИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ НАТУРАЛЬНОГО МЕХА
Мухина В.С., Удалов М.И.
В сборнике: Противодействие преступности в современных условиях: уголовно-правовые, криминологические и психолого-педагогические аспекты. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Отв. редактор Р.В. Новиков. 2020. С. 56-61. |
ПЛАН-ПРОСПЕКТ УЧЕБНИКА “ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ: ОТ МОЛОДОСТИ ДО ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА”, ТОМ 2
Мухина В.С.
Развитие личности. 2020. № 1. С. 113-141. |
О ДРУГИХ И О СЕБЕ
Мухина В.С.
Развитие личности. 2020. № 1. С. 35-58. |
ДЕТСТВО. СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ – ОТ БЕСПОМОЩНОСТИ МЛАДЕНЦА ДО ГОДОВАЛОГО МАЛЫША
Мухина В.
Развитие личности. 2020. № 2. С. 11-46. |
РАННИЙ ВОЗРАСТ-РАЗВИТИЕ, ДОСТИЖЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Мухина В.
Развитие личности. 2020. № 2. С. 47-98. |
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
Мухина В.
Развитие личности. 2020. № 2. С. 8-10. |
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Мухина В.
Развитие личности. 2020. № 2. С. 99-157. |
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Мухина В.
Развитие личности. 2020. № 3. С. 42-156. |
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Мухина В.
Развитие личности. 2020. № 3. С. 8-41. |
ЮНОСТЬ
Мухина В.
Развитие личности. 2020. № 4. С. 136-158. |
К ЮБИЛЕЮ В.С. МУХИНОЙ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНЦЕПЦИЮ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Мухина В.
Развитие личности. 2020. № 4. С. 8-135. |
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
Мухина В.С.
В сборнике: Школа ответственного родительства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией А.А. Панфилова. 2019. С. 327-331. |
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
Мухина В.С.
Развитие личности. 2019. № 1. С. 10-32. |
ИСКУССТВЕННЫЙ РАЙ ИЛИ РЕАЛЬНЫЙ АД
Мухина В.С.
Развитие личности. 2019. № 1. С. 42-59. |
ЧП – РАССЛЕДОВАНИЕ
Мухина В.С., Богданов Н.А., Гаврилов Н.Д.
Развитие личности. 2019. № 1. С. 60-78. |
НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА ЛАДЫГИНА-КОТС: МОЕ ВИДЕНИЕ ЕЕ ЛИЧНОСТИ СКВОЗЬ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
Мухина В.С.
Развитие личности. 2019. № 2. С. 9-42. |
ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕФЛЕКСИЙ ПАССИОНАРИЕВ ФИЛОСОФИИ И НАУК
Мухина В.С.
Развитие личности. 2019. № 4. С. 10-66. |
ЛИЧНОСТЬ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Мухина В.С.
Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты / (5-е издание, исправленное и дополненное) Москва, 2017. |
ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ДРУГИХ. ОТ ПРИЛОГОВ И ПОМЫСЛОВ К ПОСТУПКУ И ПРЕСТУПЛЕНИЮ
Мухина В.С., Хвостов А.А.
Монография / Москва, 2013. |
ЛИЧНОСТЬ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Мухина В.С.
Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты / (3-е издание, исправленное и дополненное) Москва, 2013. |
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Мухина В.С.
феноменология развития : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям “Педагогика и психология”, “Психология”, “Социальная педагогика”, “Педагогика” / Сер. Высшее профессиональное образование. (14-е изд., стер.) Москва, 2012. |
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Мухина В.С.
феноменология развития : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям “Педагогика и психология”, “Психология”, “Социальная педагогика”, “Педагогика” / Сер. Высшее профессиональное образование. (13-е изд., доп. и перераб.) Москва, 2011. |
ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ СЕБЯ. О САМОРАЗРУШАЮЩИХ СТРАСТЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ. МОНОГРАФИЯ
Мухина В.С., Хвостов А.А.
Москва, 2011. |
ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ СЕБЯ: О САМОРАЗРУШАЮЩИХ СТРАСТЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
Мухина В.С., Хвостов А.А.
Монография / Москва, 2011. |
ИНИЦИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
Мухина В.С., Басюк В.С.
Иркутск, 2011. |
ЛИЧНОСТЬ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Мухина В.С.
Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты / (2-е издание, исправленное и дополненное) Москва, 2010. |
Повышение квалификации
«Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего», 72 ч, Москва. 20.09.2022 – 08.11.2022.
Государственные и ведомственные награды
Заслуженный деятель науки РФ 1992
Лауреат Премии Президента РФ в области образования 1998
Заслуженный работник высшей школы 2007
Золотая медаль Российской академии образования «За достижения в науке» 2007
Золотая медаль Федеральной службы исполнения наказаний «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России» 2015
Звание «Почётный профессор МПГУ» 2015
Медаль Российской академии образования им. Л.С. Выготского 2016
Благодарность Президента Российской Федерации В.В. Путина «За заслуги в развитии науки и многолетнюю добросовестную работу» 2018
Диплом – почетный знак «Золотая психея» за заслуги в развитии психологической науки и образования от психологического сообщества России 2018
Орден святого благоверного царевича Димитрия 2019
Орден Дружбы . 2021
Достижения и поощрения
В.С. Мухина участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988–1989). С конца 1980-х годов руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. С 1992–1999 возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России». С 2002 года совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ разрабатывается «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы» и программа «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания». В 2004 году руководила группой психологов по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане. Участник реализации программ поддержки детства, в т.ч. «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы (патенты РФ, 1992) для детей с различными психологическими проблемами.
В.С. Мухина является основоположником научной школы «Феноменология развития и бытия личности», признанным в отечественном психологическим сообществе. В.С. Мухина широко известна за рубежом как крупнейший специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Область научных интересов: пси-хологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений. К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».
Под руководством В.С. Мухиной защищено 17 докторских и 87 кандидатских диссертации. Специалисты, защитившие кандидатские и докторские диссертации под руководством В.С. Мухиной работают во многих регионах России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Регионы России: Амурская область, Архангельская обл., Астраханская обл., Башкирия, Брянская обл., Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калининградская обл., Кемеровская обл., Краснодарский край, Красноярский край, Курганская обл., Москва и Московская обл., Ростовская обл., Республика Саха (Якутия), Сахалинская обл., Свердловская обл., Ставропольский край, Татарстан, Хабаровский край, Ханты-Мансийская авт. окр., Чечня и др. Страны СНГ и Балтии: Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Молдавия, Украина, Эстония и др. Страны Европы: Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия, Мальта, Польша. Страны Африки: Ангола, Бенин, Габон, Ганна, Египет, Кабо-Верде, Конго, Мали, Намибия, Сан-Томе и Принсипи, Чад, Эфиопия. Страны Северной Америки: США и Мексика. Страны Южной Америки: Колумбия, Уругвай. Страны Центральной Америки: Куба. Страны Азии: Вьетнам, Израиль, Индия, Китай, Корея (Северная), Корея (Южная), Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия и др. В.С. Мухина является разработчиков инновационных образовательных программ для аспирантам, читает по ним курсы: I – Феноменология развития и бытия личности (Блоки: 1 – Самосознание и внутренняя позиция личности; 2 – Моральное сознание личности; 3 – Этнопсихологические основы развития личности). В соавторстве с А.А. Хвостовым. II – Методология психологического исследования. В соавторстве с А.А. Хвостовым. III – Акмеология научного творчества. В соавторстве с А.А. Хвостовым. IV – Психология в образовании. С участием А.С. Обухова и К.А. Хвостова. V – Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX – XXI вв. С 2013 г. является основателем и директором Научно-образовательного центра экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях.
Во многих регионах Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья продолжают развиваться ее научные идеи, где ее ученики, внедряют в науку и практику концептуальные положения, заложенные в научной школе В.С. Мухиной. Валерия Сергеевна – образец истинного ученого, активного творческого человека, ориентир в жизни и науке для своих коллег и учеников.
Исследовательские проекты и гранты
Руководитель проектов:
1 – работа по реализации Федеральной целевой программы «Дети Чернобыля» (1988–1999);
2 – работа по оказанию психологической помощи в экстремальных ситуациях с представителями другой национальности – последствия Спитакского землетрясения (1988–1989), теракта в Буденновске (1995), трагедии Беслана (2004–2005);
3 – работа в рамках Федеральной целевой программы «Дети России» по реализации подпрограмм: «Дети-сироты»; «Одаренные дети»; «Дети-инвалиды». В.С. Мухина – автор теоретических подходов, диагностических методов и приемов коррекционного сопровождения детей (1992–1995);
4 – работа с подростками в программе РАО «Будущие лидеры России» (1992–1999);
5 – работа с молодежью как электоратом в рамках Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в РФ (1996–1998);
6 – работа с проблемами этнического самосознания в контексте межэтнических отношений (с 1985 г. по настоящее время);
7 – проект «Проблемы соблюдения прав детей в семье и тайны усыновления» в рамках программы МО РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» (2001–2002);
8 – разработка и реализация программы «Реабилитация матери и ребенка в условиях лишения свободы» совместно с отделом психологической службы Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ (2000–2001);
9 – работа по оказанию психологической помощи пожизненно осужденным в содружестве с психологической службой УФСИН России (с 2000 г. по настоящее время);
10 – работа по психологическому сопровождению подростков, лишенных родительского попечительства (с 1992 г. по настоящее время);
11 – видеолекции «Человек на пересечении созданных им реалий» в рамках проекта «ACADEMIA» на телеканале «Россия. Культура» (2012–2014, а также 2020);
12 – видеолекции «Человек на пересечении созданных им реалий» на YouTube-канале МПГУ (2018) и др.
13 – научное исследование «Методологические подходы к формированию гражданской идентичности, ценностных ориентаций и внутренней позиции личности обучающегося через организацию системы воспитательной работы в образовательной организации» (2021) по заказу Министерства просвещения РФ.