Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

ABA-терапия

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о том, как прикладной анализ поведения используется в коррекционно-образовательном процессе детей с расстройствами аутистического спектра, кем и когда он был разработан и о том, каковы условия его эффективности.

Одна из прошлых статей была посвящена расстройствам аутистического спектра. А в данной статье мы хотим рассказать о том какие есть способы и методы коррекции аутизма, и подробнее остановимся на одном из них — АВА-терапия.

Если говорить о методах коррекции аутизма, то на ум приходят два самых известных: методика TEACCH и ABA-терапия. Кроме того, существует ряд других методик, например, терапия с помощью сенсорной интеграции, гипноз, массаж, пет-терапия, кинезотерапия и т.д. Сегодня мы подробнее поговорим об АВА-терапии (Applied Behavioral Analysis – Прикладной Анализ Поведения), коррекционно-развивающем методе, основанным на поведенческих технологиях и методах обучения. Данный метод был предложен в 1963 году калифорнийским ученым Иваром Ловаасом (англ. Ivar Lovaas) и его коллегами. Идея, которую они взяли за основу, заключается в том что, любое поведение влечет за собой некоторые последствия. Если последствие удовлетворяет ребенка, то оно закрепляется и будет повторяться. Если нет — поведение повторятся больше не будет.

При этом подходе все сложные навыки, например, речь или игра, разбиваются на более легкие, короткие действия. Иногда такие действия называют блоками. Каждое такое действие специалист разучивает с ребенком, после чего действия соединяются в поведенческую цепочку, образуя тот самый сложный навык, который был разбит. Во время занятий желаемые действия закрепляются до автоматизма, и наоборот, нежелаемые пресекаются, при этом взрослый не должен проявлять какие-либо негативные эмоции. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и подкрепления. Неотъемлемой частью программы является генерализация навыков. Она заключается в том, что выученный навык ребенок должен переносить в другие среды. Например, если ребенок научился рисовать карандашами на листе бумаги в кабинете, он должен научиться рисовать красками дома или в детском саду. Специалист, курирующий программу, в начале работы проводит обследование ребенка, выявляет проблему, на основе чего составляет индивидуальную программу и стратегии терапии. На протяжении всего процесса педагог следит за прогрессом ребенка и в случае необходимости корректирует программу.

Эффективность вмешательства, скорость приобретения навыков, коррекция нежелаемого поведения определяется количеством часов в неделю, затраченных на занятия. Специалисты выявили, что количество часов всегда необходимо рассчитывать индивидуально для каждого ребенка, но самый оптимальный вариант —  это 20-30 часов в неделю. Грамотно составленная программа включает в себя обучение как академическим, так и игровым и социальным навыкам.

В мире АВА-терапия известна как метод коррекции поведения детей с РАС, но данный метод основан на таком научном направлении как прикладной поведенческий анализ. Это направление занимается исследованием факторов окружающей среды, влияющих на поведение человека, поэтому данная терапия может использоваться в работе не только с расстройствами аутистического спектра, но и с другими нарушениями развития, которые могут негативно влиять на качество жизни ребенка или взрослого человека. Данная терапия может быть показана людям, имеющим поведенческие нарушения, трудности в общении и\или в освоении каких-либо навыков. Конечно, чем раньше начинается коррекция нежелательного поведения, тем эффективнее она будет для ребенка, так как это поведение еще не успеет закрепиться.

Действительно хорошего результата можно добиться только при совместной работе педагога и родителей. АВА-терапия довольно универсальный метод, но не всегда она будет эффективна. Расстройства аутистического спектра у детей и взрослых протекают по-разному. В одних случаях данная терапия будет самым продуктивным методом коррекции, а в других ситуациях специалист подберет более подходящую для ребенка методику.

Текст: Анастасия Любаева, студентка 2 курса дефектологического факультета

Редактор: Софья Шустова, студентка 4 курса дефектологического факультета

Картинка: Полина Дорофеева, студентка 1 курса факультета начального образования

Организатор: Анна Карпова, студентка 4 курса факультета начального образования

15 / 05 / 2023

Показать обсуждение