Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Что такое адаптированная образовательная программа?

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал об особенностях адаптированной образовательной программы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из важнейших задач основного общего образования является организация условий для индивидуального развития всех учащихся, в том числе и детей с ОВЗ. Такие дети имеют особые образовательные потребности, которые необходимо реализовать в рамках образовательной организации. К таким потребностям относятся, например: использование специфических средств обучения,  включение в образовательную программу дополнительных разделов, проведение специальными педагогами коррекционно-педагогических занятий, организация доступной среды.

Для реализации данных образовательных потребностей необходимо адаптировать содержание образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая программа обязательно должна учитывать особенности психофизического развития детей, их индивидуальные возможности, и включать в себя коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. При реализации адаптированной программы у детей с ОВЗ всесторонне развиваются личностные качества, бытовые навыки, учащиеся овладевают учебной деятельностью. В зависимости от степени нарушения варьируются академический компонент и жизненная компетенция: чем ниже степень выраженности нарушения, тем выше образовательная нагрузка и наоборот.

В соответствии с ФГОС адаптированные образовательные программы делят по уровням образования (дошкольное образование, начальное образование, основное общее образование) и по категории нарушения, что позволяет учитывать особенности и потребности ребенка. Любая адаптированная образовательная программа включает в себя: целевой раздел, в котором отражены цели, задачи, принципы и особенности программы; планируемые результаты, которых должен достичь ребенок во время обучения; систему оценки достижения планируемых результатов; содержательный раздел, в котором разъяснены примерные рабочие программы учебных предметов, воспитания и коррекционных занятий; организационный раздел, который включает в себя примерный учебный план и план внеурочной деятельности, а также примерный календарный учебный график.

Адаптированные программы являются примерными, и каждая образовательная организация может трансформировать их с учетом индивидуальных особенностей и результатам учащегося. Педагоги могут адаптировать под детей с ОВЗ различные учебные пособия, проводить урок по заранее подготовленному сценарию, обязательно учитывая все специфические особенности конкретного нарушения ребенка.

Текст: Анастасия Любаева, студентка 2 курса дефектологического факультета

Редактор: Наталья Мкртчян, студентка 4 курса факультета начального образования

Картинка: Полина Дорофеева, студентка 1 курса факультета начального образования

Организатор: Анна Карпова, студентка 4 курса факультета начального образования

 

01 / 08 / 2023

Показать обсуждение