С 9 по 11 ноября состоялся Международный педагогический конгресс «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование» в рамках IV съезда Общества русской словесности в ознаменование Года педагога и наставника. На пленарном заседании в МГУ 9 ноября выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, речь которого была наполнена мудрыми размышлениями на самые животрепещущие темы воспитания, наставничества, патриотизма. На пленарном заседании выступил также ректор Московского государственного университета В.А. Садовничий, директор Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН В.В. Полонский, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ С.Г. Татевовосов и другие. В выступлениях содержались размышления об актуальных целях и задачах университетского образования, о закономерностях литературного процесса в России и развитии языковой системы русского языка.
9 ноября на торжественной церемонии открытия IV съезда Общества русской словесности и Международного педагогического конгресса в работе приняла участие представительная делегация МПГУ, возглавляемая ректором А.В. Лубковым. (https://mpgu.su/novosti/mezhdunarodnogo-pedagogicheskogo-slovesnosti/).
Институт филологии МПГУ был представлен сотрудниками различных кафедр, а также студентами во главе с директором Института филологии Еленой Геннадьевной Чернышевой. На второй день мероприятий в рамках IV съезда Общества русской словесности Л.А. Трубина, советник при ректорате, заведующий кафедрой русской литературы XX-XXI веков МПГУ, приняла участие во Всероссийском совещании «Подготовка научных и педагогических кадров сфере русского языка и литературы», рассказав о стратегиях обновления подготовки учителей русского языка и литературы в ходе выполнения пилотного проекта базового высшего образования. (https://mpgu.su/novosti/obsuzhdaem-aktualnye-podgotovki/)
В рамках Международного педагогического конгресса профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ Ольга Николаевна Левушкина выступила на научно-методическом семинаре «Церковнославянский язык и современная система образования», прошедшем 10 ноября в стенах Сретенской духовной академии. Доклад был посвящен способам раскрытия ценностного потенциала церковнославянского языка для современных школьников как возможности обретения истоков языка, культуры и национального самосознания. Также в секции «Русская словесность в системе гуманитарных знаний» приняла участие доцент кафедры риторики и культуры речи М.В. Горбунова с докладом «Речевое воспитание личности средствами речеведческих дисциплин». М.В. Горбунова рассказала о новых дисциплинах кафедры риторики и культуры речи для бакалавров и магистрантов всех профилей подготовки. Подробно были освещены вопросы обучения педагогическим жанрам, воспитательному аспекту работы. Было показано, как средствами педагогического речеведения предлагается усилить речевую подготовку учителя.
Завершилось участие Института филологии в Международном педагогическом конгрессе «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование» в рамках IV съезда Общества русской словесности организацией и проведением Международной научной конференции «Учитель и его ученики» памяти педагога и наставника, доктора филологических наук, профессора И.Г. Добродомова (https://mpgu.su/bez-rubriki/mezhdunarodnaja-konferencija-filologicheskih-dobrodomova/). На пленарном заседании конференции выступили академик РАО, вице-президент МАПРЯЛ, вице-президент РОПРЯЛ, проректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член президиума Совета при Президенте РФ по русскому языку, член бюро Общества русской словесности Т.В. Кортава, заведующий кафедрой общего языкознания Института филологии МПГУ А.М. Камчатнов, заведующий кафедрой русской классической литературы, директор Института филологии Е.Г. Чернышева, профессор кафедры русской литературы XX–XXI вв. Института филологии МПГУ, директор Института изящных искусств МПГУ А.А. Коновалов и гости из стран СНГ – ученики И.Г. Добродомова. Обсуждение вопросов лингвистики, которые разрабатывал И.Г. Добродомов, продемонстрировало масштаб личности ученого и педагога.