Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Раннее обучение и раннее развитие: секрет в балансе

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о раннем развитии и раннем обучении, а также об ошибках и проблемах, возникающих при несвоевременном включении ребенка в процесс обучения.

Каждый родитель хочет для своего ребенка самого лучшего. Но легко ли найти тот самый универсальный способ, который решит все проблемы? Отнюдь. К сожалению, в наше время, когда огромное количество информации находится в открытом доступе, риск совершения ошибки лишь увеличивается. Это происходит потому, что люди все больше привыкают воспринимать информацию в готовом виде, не анализируя и не изучая на более глубоком уровне причины, следствия и механизмы интересующих их явлений. Одним из примеров таких ошибок стала необоснованная тенденция к раннему началу обучения детей чтению, письму, счету и иностранным языкам.

Изначальным посылом родителей, избравших такой путь для своего ребенка, было стремление к полноценному всестороннему развитию и активизации его способностей. Но, не разобравшись в достаточной степени в вопросах физиологии и психологии мозга, такие родители начали активно заниматься с детьми, не учитывая их возрастные возможности. В результате же вместо гармоничного развития психики ребенка они получили массу проблем, сравнимых по сложности с последствиями обратного явления – педагогической запущенностью.

Одной из важных причин такого исхода стало непонимание родителей разницы между понятиями «раннее обучение» и «раннее развитие».

Под ранним обучением принято понимать любое педагогическое воздействие на ребенка среднего или младшего дошкольного возраста, в результате которого он усваивает определенные знания и умения.

Раннее развитие же подразумевает лишь создание оптимальных условий для формирования самостоятельной познавательной активности и поддержания внутреннего интереса ребенка к поиску новых способов исследования окружающего мира.

Другими словами, раннее развитие – это наиболее благоприятный вариант естественного развития ребенка, в котором роль взрослого сводится к ненавязчивому направлению и эмоциональной поддержке личных достижений. Оно физиологично и соответствует этапам и срокам естественного развития мозга, а потому приносит наибольший положительный результат.

Сам процесс раннего развития не требует проведения специальных занятий, поскольку ребенок познает мир непосредственно в процессе наиболее привычных и комфортных для него на данный момент видах деятельности – в игре, прогулках и в общении с родителями.

В то же время раннее обучение невозможно без организации специальных занятий, к которым ребенок оказывается не готов в силу несформированности учебной деятельности. Эти занятия смещают фокус развития ребенка с оптимальных для данного возраста направлений (сенсорики, моторики, ЭВС) на более сложные, физиологически несозревшие области (чтение, письмо, счет).

В результате дети, прошедшие через раннее обучение, демонстрируют неравномерность развития: они оказываются моторно неловкими, гипо- или гиперчувствительными к сенсорным раздражителям и эмоционально незрелыми. Такие дети плохо ориентируются в пространстве вокруг себя и зачастую становятся гиперактивными.

Кроме того, необходимость проведения специальных занятий и выполнения домашних заданий резко сокращает время ребенка в игре и общении с родителями, от чего дети становятся плаксивыми, непослушными или даже начинают проявлять агрессию. Это приводит к ухудшению внутрисемейных отношений, снижению самооценки ребенка, потере мотивации к учебной деятельности, работоспособности и концентрации внимания. Такие дети плохо спят и совершенно не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. В отдельных случаях избыток стресса может стать причиной энуреза.

Как видно из описанного выше, раннее обучение, как правило, приносит больше вреда, чем пользы, но все же его нельзя назвать исключительно отрицательным явлением. Для того чтобы ребенок успешно развивался и чувствовал себя комфортно, элементы раннего обучения следует включать своевременно, то есть тогда, когда ребенок точно будет к нему готов. А лучшей подготовкой, в свою очередь, становится раннее развитие под чутким контролем специалистов.

Текст: Надежда Мозырская, студентка 3 курса дефектологического факультета

Редактор: Наталья Мкртчян, студентка 4 курса факультета начального образования

Картинка: Елена Соболева, студентка 4 курса факультета начального образования

Организатор: Анна Карпова, студентка 4 курса факультета начального образования

03 / 05 / 2023

Показать обсуждение