Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Память поколений

Новости образования

В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войны со студентами Института Иностранных языков в рамках предмета «Речевые практики» в начале декабря 2019 года мы посетили в Центральном выставочном зале «Манеж» выставку-форум «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». И вот сейчас накануне Дня Великой Победы мы решили еще раз перелистать фотографии и поделиться нашими впечатлениями с читателем.
«Масштаб выставки сразу поразил мое воображение – 150 произведений живописи и скульптуры из 42 музеев и 34 городов, от Калининграда до Владивостока. Выставка занимает 15 залов, каждый из которых отражает некий период войны глазами художников, очевидцев тех страшных событий. Нужно также отметить выбранную организаторами логику повествования: от гнетущего напряжения в начале войны, героических сражений, восторга от Дня Победы к работам, созданным по воспоминаниям художниками пятидесятниками – восьмидесятниками. Экспозицию открывает икона святителя Николая Чудотворца. Это не случайно: в блокадном Ленинграде возле иконы каждый день совершались молебны, а Николай Чудотворец считался защитником воинов, моряков и т.д.
I зал. «Начало войны»
Здесь представлены картины, показывающие разительные изменения в жизни народа – от мирной размеренной, спокойной, уверенной в завтрашнем дне к смятению, вызванному вероломным нападением.
II зал. «Фронт»
Фронт. Здесь уже царят другие настроения. Здесь уже вовсю идет борьба с противником, и на картинах В. Львова, Ю. Пименова, И. Серебряного. Чтобы запечатлеть события на передовой, художники зачастую сами становились активными участниками военных событий. Посмотришь на их работы – они были везде: и в армии во время перестрелки, и на корабле, выполняющем боевую задачу уничтожить флот противника, и в штабе партизан. Поэтому сам невольно представляешь себя участником военной кампании.
III зал. «Память истории»
Забегая вперед, стоит сказать, что на выставке несколько залов посвящены памяти. Однако, «память», отраженная в них, разная. В данном зале представлены главные победы русского оружия и народные герои. Картины писались по государственному заказу и были призваны поддерживать боевой дух солдат даже в самых сложных ситуациях. И правда, многие солдаты носили с собой маленькую копию картины «Александр Невский», который уже одолевал немецких рыцарей в Ледовом побоище. В противостоянии фашистским захватчикам использовались все средства, и сила искусства в том числе.
IV зал. «Оккупация»
Оккупация… Название сразу заставляет насторожиться. Невыносимо тяжелое слово, даже для тех, кто, к счастью, не был в оккупированном городе. Наверное, такое записывается в генах…
Предчувствие не обманывает, атмосферы в зале значительно отличается от предыдущих. Здесь уже не чувствует от человека на картинах надежды, скорее отчаянная храбрость и стремление выжить, выжить несмотря ни на что. Сам того не ведая, поражаешься бесконечной силе духе народа, на картинах – матери партизана, выглядящей намного мужественнее немецкого солдата, который больше нее в несколько раз, или Зои Космодемьянской, ставшей одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне.
V зал. «Фронтовой заказ»
Следующий зал были для меня настоящим глотком свежего воздуха. Смотришь на картины и понимаешь – страна работает, трудится на все 200 %, на всех парах летит к сокрушению врага … и победе? Но об том пока рано говорить, пока все заводы и лазареты и госпитали работают на обеспечение и поддержание фронта. Лишь изредка были короткие передышки, чтобы прочитать письма с фронта, подогревающие теплящийся внутри огонек, что солдат жив и воюет за Родину.
VI и VII залы. «Салют победы» и «Маршалы победы»
И в этот раз содержание, тематику и эмоции картин можно предсказать по названиям залов. Страна отстояла свою независимость, разбила оккупантов на покоренных ими территориях. Произведения отражают всеобщее ликование и восхищение мудрыми лидерами и военачальниками. Такой же настрой передается и зрителям, так как картины написаны под первыми впечатлениями от известий, ощущением праздника. Не могу не отметить и цветовую гамму: если в предыдущих залах преобладали серые, темные, гнетущие оттенки, то сейчас художники использовали насыщенные сочные цвета, картины будто пронизаны светом.
VIII-XIV залы. «Слава павшим героям», «Воспоминания», «Память», «Старые раны», «День Победы», «Эхо прошедшей войны», «Связь времен»
В отличие от первых шести залов, картины в последующих восьми были нарисованы не с натуры, вживую, на еще не остывшие эмоции и впечатления, а исходя из воспоминаний. Их авторы – художники пятидесятники, шестидесятники, семидесятники. Их военные картины автобиографичны, композиция и замысел тщательно продуманы, каждая деталь на своем месте. Через такую призму война воспринимается еще тяжелее: чувства одиночества, отчужденности, потерянности читаются в каждом мазке. Они будто кричат: «Хоть мы и здоровы физически, война искалечила наши души». Возврат таких «сломанных» людей к нормальной жизни, даже после окончания войны, практически невозможен. Эту душевную боль художники и стремились показать в работах, получившихся резкими, контрастными, выходящими за грани реализма. И иногда разобраться в смысле картины представляется сложным без знания биографии художника.
Из этих залов я выходила с горьким осадком, ощущением отстраненности от реальности. То же чувство захватывало меня во время чтения произведения «Три товарища» Э.М. Ремарка о целом потерянном поколении человечества, преследуемом призраками Первой Мировой война.
Но были и исключения из «мрачного царства». Зал 9 посвящен образу матери – не ожидала такого нежного, бережного, трепетного отношения к девочке, девушке, женщине – матери, медсестре, боевой подруге.
XV зал. «За отвагу»
После просмотра всей выставки уже не ожидаешь чего-то яркого и позитивного в конце. Ан нет, в последнем зале нас встретил панорама «За отвагу» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Герои панорамы – ветераны Великой Отечественной войны. Картина празднования 9 мая выдержана в мажорных тонах: счастливые улыбки, цветы, отглаженная форма, боевые награды. Однако за внешней живостью и жизнерадостностью прячется горькая мысль – всё слишком оптимистично, чтобы быть реальным: День Победы клонится к закату, постепенно превращаясь в Тень Победы, ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше. Это еще явнее призывает никогда не забыть, пусть события и остались далеко в прошлом. Не зря, негласным названием выставки является призыв «Не допустим войны!»»
Виктория Фатеева, 114 группа
«Среди всего разнообразия выставки мне бы хотелось выделить несколько картин, которые произвели на меня наибольшее впечатление. Настроение всей выставке задала картина Николая Шлеина «Тихо». На ней изображен небольшой пруд, домик, лодка у причала и бескрайние поля вокруг. Глядя на картину, мы можем почувствовать умиротворение и спокойствие, можем услышать эту тишину. Но тихо будет не вечно.
Так же картина Аркадия Пластова «Немцы пришли» показывает нам ужасающую стороны войны вдали от фронта. На ярком полотне мы можем видеть нескольких людей среди поля подсолнухов: старики, женщины и дети. Картина яркая, но она омрачена грядущими событиями. Женщина в спешке уносит своих детей подальше, за ней пытается незаметно убежать пожилая женщина, а два старика и совсем еще юный мальчишка стоят к ним спиной, как бы готовясь защищать их от грядущей опасности. И фашисты были опасны. Планируя захватить и подчинить себе наш народ, с помощью пропагандистских листовок они уверяли людей, что несут лучшую жизнь, но это были лишь красивые слова. Тарас Гапоненко в своей картине «Рабовладельцы» довольно четко описал, что на самом деле представляли из себя фашисты. Здесь мы видим, как мирные жители идут куда-то вдаль по мокрой и заснеженной дороге, гонимые немцами. Один мужчина упал на колени не в силах идти дальше. На переднем плане изображен ребенок, плачущий над лежащей матерью, которая очевидно возразила или не подчинилась приказу, за что и была убита фашистом. А тот, стоя над ее телом, убирает свой пистолет, чтобы вернуться к напарнику в машину и продолжать гнать дальше обессилевших людей. Василий Ефанов на своей картине «Хищники» изобразил человека и надвигающегося на него волка, который готовится напасть. Довольно уместное название картины: животное нападает на человека. Но тут же возникает вопрос: «Почему именно хищники, а не хищник, ведь волк всего один?». Ответ прост. Человек – тоже своего рода хищник. Так автор пытался выделить истинную природу немецких фашистов, безжалостно убивающих мирных жителей.
Сергей Герасимов на своей картине «Мать партизана» довольно ярко отразил отношение всех русских людей к фашистской идеологии. Центром картины является женщина, сына которой поймали немцы, и один из немецких солдат, указывающий ей на сына. Партизана несомненно убьют, но мать не плачет. Она не будет унижаться перед врагами, прося пощады, ведь и она, и сын знали, на что они идут. Мать бросает на фашиста взгляд полный презрения, говорящий ему, что ее не сломить.
Во многих других картинах, представленных на выставке, также очень силен образ матери. Например, на картине Бориса Неменского «Мать» мы видим женщину, которая сидит и смотрит на спящих солдат. Она ласково, по-матерински укрыла их и с грустью смотрит на тех, кто вернулся, но утром снова должен будет уйти.
На картине Андрея Мыльникова «Прощание» мы видим мать и сына, которого она провожает. Лицо матери искажено болью и грустью, а лицо сына скрыто в тени. Он и сам как тень. Возможно, эта мать не дождалась своего ребенка и прощается с ним навсегда.
День Победы – это праздник, принесший радость и облегчение всему нашему народу. Многие люди воевали, чтобы мы могли жить свободными, и многие из них не вернулись. Так Аркадий Пластов снова показывает эту пустоту в своей картине «Жатва». Старик и трое маленьких детей мирно обедают в поле. Картина дает надежду на светлое будущее, но увы, одного поколения на ней не хватает.
Мы должны помнить о том, что сделали для нас наши дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки, о том, как они ценой своей жизни защищали нас и наше будущее. Мы должны помнить, что война – это ужас, и этого никогда не должно повториться».
Анастасия Власова, 115 группа
«Меня больше всего привлекла картина Лактионова Александра Ивановича «Письмо с фронта». Она была написана в 1947 году в городе Загорск под Москвой. На картине изображен мальчик, читающий своей семье письмо, которое принес солдат с фронта. На их лицах мы видим радость и надежду на то, что их близкий человек вернется с фронта. Обычно картины военной тематики написаны в блеклых тонах, но «Письмо с фронта» – это яркое, солнечное полотно, передающее исключительно положительные эмоции. Неизвестно какой именно год показан на картине, но я считаю, что картина передает 1944-1945 годы войны, об этом свидетельствует голубое, чистое небо над головой».
Дарьяна Сытькова, 115 группа
«Большее впечатление произвели на меня две картины. «Мать» Бориса Неменского, написанная в 1945 г., на которой изображена мать, наблюдающая за спящими сыновьями-солдатами. Она с грустной улыбкой смотрит на своих детей, зная, что завтра они опять уйдут на фронт, и никому неизвестно, вернутся ли они. И картина «Во время войны», написанная Михаилом Кугач в 1982 г. Жена и малыш провожают отца на войну. На картине изображен стол с пустой тарелкой, ложкой и рюмкой с недопитым напитком в ней. Это позволяет нам понять, что герой ненадолго зашёл домой, проведать семью и вернуть на войну. Отец даже не оборачивается, не машет на прощание своему маленькому сыну.
О выставке можно говорить много и долго, она действительно заставляет прочувствовать ощущения, которые люди испытывали в то время, она заставляет задуматься».
Анастасия Аверьянова, 115 группа
Заметками студентов поделилась
доцент кафедры русской классической литературы
Института филологии
Елена Михайловна Жабина

08 / 05 / 2020

Показать обсуждение